К годовщине смерти Эрвина Госсена

9 февраля, ровно год назад, скончался известный ученый, лауреат Ленинской премии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, общественный деятель Эрвин Францевич Госсен. Он на себе испытал последствия сталинского Указа от 28 августа 1941 года, согласно которому всех немцев объявили врагами народа. Его семья, как и тысяча других семей российских немцев, была депортирована в Казахстан. О необыкновенной и трагической судьбе ученого рассказывает писатель и историк Владимир Ауман.

Родился Эрвин Францевич Госсен 18 июля 1931 года в деревне Вальдгем, Молочанского района, Днепропетровской области в менонитской семье российских немцев. Дед Эрвина Генрих Генрихович был знаменит тем, что имел семнадцать детей. Семь от первого брака и десять от второго. Вторым сыном от второго брака был отец Эрвина Франц. Бабушка Эрвина – Анна Фот. Дед прожил 85 лет, а бабушка 81 год.

Отец после окончания курсов всю жизнь проработал бухгалтером, мать Сузанна – домохозяйка. Семье Госсен часто приходилось менять место жительства. За религиозные убеждения их постоянно притесняли, они были менонитами. Гонимая властями и голодом семья Госсенов в 1934 году переехала в Ставропольский край. В селе Долиновка Эрвин окончил 3 класса школы. Уже в это время проявилась удивительная память Эрвина. Во время переезда в Ставропольский край ему было всего 4 года. Много позже он подробно рассказывал об этой поездке. Из окна вагона он увидел реку Дон и идущие по реке баржи. Картина эта засела в памяти мальчика, и он часто вспоминал эту поездку.

В селе Долиновка жили осетины, немцы и русские. Мальчик сдружился с осетинской ребятней и очень быстро овладел их языком. Это не мешало ему с ними драться, когда они, тоже зная немецкий язык, дразнили его «оксен шванс» – бычий хвост, выражение, которое им очень нравилось.

Годы, прожитые в этой деревне, вплоть до депортации запомнились мальчику как годы голода и нищеты. Отец брался за любую работу, чтобы как-то содержать семью.

Эрвин вспоминал, что именно в эти годы он так обморозил ногу, что шрам остался навсегда. В колхоз, где работал отец, прислали трактор ХТЗ-7. Ребенок так увлекся, рассматривая это чудо, что не заметил, как приморозил ногу. Сам Эрвин Францевич вспоминая это событие, говорил, что избрал профессию именно тогда, глядя на этот трактор. Правда, до конца жизни так и не решил, что ему, признанному хлеборобу ближе, хлебные нивы или сельхозтехника.

Уже будучи известным ученым, Эрвин Францевич посетил родное немецкое село Долиновка. Оно выглядело как после войны: срублены белые акации, нет ни садов, ни виноградников, дороги завалены хламом, обветшалые дома. С радостью встретился с другом детства Хабибом.

Июнь 1941 года стал трагедией и для семьи Эрвина Францевича. В вагонах для скота, после месячных странствий семья оказалась в Казахстане, в деревне Котырколь. Ей суждено было стать мальчику малой Родиной. Эрвину очень хотелось учиться, но реализовать желание было невозможно. Не было ни одежды, ни еды. В 12 лет он пошел на работу в колхоз. Работая всей семьей, в 1943 году заработали 125 кг масла, 11 центнеров пшеницы, много сахарной свеклы. С отцом поехали в Щучинск на рынок. Пока отец ходил приценивался, Эрвин все продал, правда крепко продешевил. Но ругать его родители не стали. Отец и в ссылке, бравшийся за любую работу, вскоре заболел и умер.

Братья тесно сплотились вокруг матери. Старшие братья были для Эрвина примером. Их объединяла взаимная любовь. С одним из братьев Петром Эрвин работал в колхозе. Они варили деготь и колесную смолу. Остальных братьев судьба раскидала по Казахстану. Один загремел в трудармию, другой на шахту в Караганду. Эрвин один остался с матерью. С ним она и жила до самой смерти.

Традиции, выработанные веками, святость семейных устоев, помогали Госсенам преодолевать трудности, которые выпали на их долю.

Большое здание школы в селе всегда манило мальчика. Наконец, после окончания войны, до него дошел призыв директора школы к колхозникам-подросткам вернуться в школу. И он пошел в четвертый класс. Он не смущался того, что был на четыре года старше одноклассников. Позже Эрвин с благодарностью вспоминал свой родной Котырколь. Здесь он смог начать реализовывать свою мечту – учиться. Хотя в каникулы продолжал работать в колхозе – косить траву лобогрейкой, пасти по ночам скот, собирать граблями сено. В эти же годы он пишет свои робкие, первые стихи.

С окончанием войны стало ясно, что отношение к немцам не изменилось. Пережив насильственные переселение, трудармию невинно репрессированные люди продолжали жить в условиях неравноправия.

Закончив 7 классов, Эрвин поступил в сельскохозяйственный техникум. Дискриминацию почувствовал и в эти годы. Его прямо с уроков два раза в месяц вызывали в сельсовет к коменданту отмечаться. В какой-то день всех юношей вызвали в военкомат для постановки на военный учет. Только его не пригласили и юноша, конечно, понял, что это из-за национальности. В эти годы у него все чаще появляется мысль о том, где его Родина. Здесь в Казахстане унижают, из Украины депортировали.

«Так где она, моя Родина?» – задает он себе вопрос.

Все годы учебы он был в числе отличников учебы. Он мужает, занимается спортом, посещает много кружков, участвует в художественной самодеятельности.

Получив диплом с отличием Эрвин Францевич решил продолжить учебу в институте. По ходатайству дирекции техникума он получил разрешение коменданта выехать в Алма-Ату для сдачи экзаменов. Ректор института задал юноше один вопрос: Как твоя фамилия? Услышав ответ, отказал в приеме. Не помогло и направление Министерства сельского хозяйства. Тщетно пытаясь помочь юноше, зам. министра П.И. Рыбаков дал Э.Ф. Госсену записку-рекомендацию на работу в Кемеровский опорный пункт. Директор опорного пункта по-отечески отнесся к молодому специалисту и не только принял на работу, но и некоторое время поселил его у себя.

Эрвин Францевич к этому времени женился на сокурснице Татьяне Дворниковой. Во время регистрации брака у Эрвина не хватило денег, и он побежал их занять у знакомых. Вернувшись, застал невесту в слезах. Оказывается, ее пытались отговорить от замужества с немцем.

Брак оказался счастливым. Жена Эрвина еще не раз как тигрица бросалась на тех, кто пытался бросить тень на национальность мужа. Супруги прожили вместе 56 лет. После смерти Эрвина Татьяна Никитична, перешагнув порог своего девяностолетия делает все, чтобы сохранить память об Эрвине Францевиче. Его вещи, документы, научные работы она определила в музей техникума, где они учились. В настоящее время вместе с обществом немцев Казахстана работает над идеей о присвоении техникуму имени Госсена. На собственные средства выпустила календарь Э.Ф. Госсен, 2021 г.

В опорном пункте начинается научная деятельность Эрвина Францевича. С началом освоения целины Эрвин Францевич связывает прочно и надолго свою жизнь с целинной эпопеей.

Освоение огромных территорий целины не только решило проблему обеспечения зерном, но и стало причиной ветровой эрозии земли. Институт, который возглавлял академик Бараев, получил задание найти пути решения этой проблемы. В течение почти 20 лет Эрвин Францевич был заместителем Александра Ивановича Бараева по науке. В эти годы он защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Госсен конструирует макеты пылеуловителя, обосновывает отказ от глубинной обработки почв. С группой ученых во главе с Бараевым создает образцы противоэрозийных машин.

За разработку методов борьбы с ветровой эрозией, группе ученых во главе с академиком А.И. Бараевым была присуждена Ленинская премия. Среди этих ученых был и доктор сельскохозяйственных наук, профессор Эрвин Францевич Госсен. Когда Бараев включил его в список кандидатов на Ленинскую премию ему сказали, чтобы он этого не делал. И тогда Александр Иванович заявил, что, если не включат в список Госсена, он снимет и свою кандидатуру.

Несмотря на огромные достижения в профессиональной деятельности, время от времени ему все-таки напоминали о том, что он немец.

Молва о Госсене, как о специалисте, знающем как бороться с ветровой эрозией летит по миру. Он едет в Бурятию, Сибирь, Монголию, а также в другие страны и щедро делится своим опытом. О его научных достижениях говорят публикации, насчитывающие более двухсот книг, статей и кинофильмов. Его успехи замечены руководством Республики, его приглашают на работу в Алма-Ату. Он становится заместителем председателя Президиума Восточного отделения ВАСХНИЛ. Он координирует работу ученых Казахстана и Киргизии в области сельского хозяйства. Его избирают член-корреспондентом, а затем и академиком Национальной Академии наук Казахстана.

В 1966 году Эрвин Францевич выходит на пенсию. Но не рвет с землей, забота о которой – главный смысл его жизни. Он возвращается в Щучинск, чтобы быть ближе к милым его сердцу степным просторам. Связь с селом он не рвет ни на минуту, всем сердцем поддерживает инициативу первого Президента Казахстана о возрождении аулов, научно обосновывает такую инициативу.

Несмотря на возраст Эрвин Францевич остался ищущим и упрямым ученым. У него на все свой взгляд, свое видение. Кому, как не ему, знающему проблемы сельского хозяйства изнутри, изучившего их под микроскопом, на «научной основе» предлагать и еще раз предлагать пути прорыва в аграрном секторе. Ведь они с Президентом делают одно дело – чтобы жизнь в Казахстане становилась лучше. Последнее время мысли его заняты идеей создания ландшафтно-оздоровительные зоны «Астана-Бурабай», оазисным озеленением окрестных городов Туркестан и Нурсултан.

Журналист Адыльхан Нусупов пишет, что «уже семь лет идея академика Госсена витает в коридорах власти и везде… находит поддержку, горячую поддержку». Много лет единственный из шести оставшихся в живых лауреатов Ленинской премии, член Совета старейшин Национальной Академии наук Республики Казахстан, авторитетный ученый и просто неравнодушный человек стучится в двери солидных министерств и ведомств, чтобы сделать свою Родину краше, а жизнь селян сытнее.

Он остро воспринимал проблемы своего народа – российских немцев. Активно участвовал в работе общественной организации немцев Казахстана, был заместителем научного объединения ученых-немцев Казахстана. Удивительно. Но участвуя в общественном движении за реабилитацию невинно репрессированного народа, он в разговоре со мной неоднократно говорил:

«Верю в возможность когда-то торжества справедливости и признании ошибочности незаслуженных репрессий. Но никогда не верил в возрождение Республики немцев. Может потому, что радовался тому, что приобрел в Казахстане большую и малую Родину».

Наверно поэтому, когда в Германию уехала вся его родня, он твердо заявил, что остается на той Родине, в которой он состоялся как гениальный дальновидный и мудрый ученый аксакал. Несмотря на обиды, нанесенные ему депортацией, он понимал, что они, исходили не из Казахстана, а от властей СССР. Он любил казахский народ, как и все немцы, сосланные в Казахстан, с которым казахское население делило последнюю щепотку чая и кусочек курта. Он гордился тем, что таких как он, состоявшихся вопреки репрессиям немцев в Казахстане тысячи. Он гордился тем, что советская власть не смогла уничтожить советских немцев. Мужество и стойкость тысяч таких, как он спасли его народ от полного уничтожения.

Читайте также книгу «Эрвин Госсен: Судьба и призвание» в электронном варианте здесь.

Рубрики: Разное