Их осталось всего двенадцать…

Тринадцать приветственных адресов от Президента Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Генриха Мартенса и первого заместителя председателя Международного союза немецкой культуры Ольги Мартенс отправлены российским немцам, бывшим трудармейцам, которые проживают в Центральном и Северо-Западном регионе.

«От всей души поздравляем с праздником Великой Победы над фашизмом, в которую российские немцы наряду со всеми народами Советского Союза внесли значимый вклад! Мы гордимся Вашим трудовым подвигом, который приблизил День Победы», – сказано в обращении.

И кто бы мог подумать, что доставка поздравительных адресов вызовет в нынешнее время столько сложностей. «Во-первых, нам пришлось долго искать типографию, которая бы отпечатала поздравления, – делятся впечатлениями волонтеры из Старого Оскола Белгородской области. – Печатные салоны закрыты. Спасибо нашему давнему партнеру – руководителю полиграфического предприятия Сергею Ковалеву. Он лично взялся за изготовление продукции и доставил тираж с соблюдением всех мер безопасности. Во-вторых, почта перешла на особый график работы. Два дня отделения во всем городе были закрыты. Но все трудности позади и теперь приветственные адреса попадут трудармейцам накануне 9 мая!»

Среди получателей – героини документального фильма «Несломленные» Мария Зайферт и Анна Денк. Для них конец лета 1941 года стал чертой, которая разделила жизнь на безмятежно счастливую – в Поволжье, и на трагически-горькую, полную разлук и скитаний, нужды и унижения – в депортации.

Мария Михайловна с семьей была сослана в Сибирь. Отца и мать призвали в трудармию, а она осталась с двумя малолетними сестрами на руках. Приходилось побираться, чтобы как-то прокормить малышей. А как исполнилось Марии 18, в трудармию призвали и ее. Сначала работала в Новосибирске на строительстве аэродрома, потом в Омске на кирпичном заводе, и опять в Новосибирске на фабрике – шила сапоги для солдат. В 1945 году вернулась в сибирскую деревню к сестрам, которых приютила добрая женщина. Мама приехала из трудармии больная и немощная. В 1948 году отец написал письмо из Богородицка и вызвал семью к себе. Так Мария оказалась в Тульской области. Там отец выдал ее замуж за бывшего соседа из Поволжья. Муж Марии спасся от страшного обвала в шахте, но погиб позже на сенокосе. Его со скирды свалил пьяный тракторист. В больнице от перелома шейного позвонка супруг Марии умер. На руках у нее осталось шестеро детей. Выдюжила Мария Михайловна, всех подняла-вырастила.

Анна Генриховна Денк хорошо помнит тот день, когда их увозили из родного села. Она тогда уже в колхозе работала. И плакала от того, что поля остаются нескошенными: «Такое зерно золотое, жирное падало. Убрать бы его… Да какой там…»

Восемнадцатилетняя Анна Денк оказалась в Сызрани на нефтепромыслах. Рассказывала, как ночевали они в какой-то диспетчерской. Спали прямо на полу. Уж потом для трудармейцев освободили цех и сколотили нары. Днем – непосильная работа грузчиками на Studebaker. Им, четырем юным девушкам, приходилось грузить трехтонные трубы. Как-то раз такая труба сорвалась. Одна из напарниц Анны Генриховны в тот день лишилась ноги. А еще Анна Денк была жестоко наказана комендантом за то, что собиралась выстирать одежду, буквально кишевшую вшами. Целую неделю ее держали взаперти в промозглой будке на железнодорожной станции, тогда как на дворе была уже поздняя осень. В день выдавали маленький кусочек хлебушка и стакан воды.

После работ в трудармии Анна Генриховна приехала к брату в Богородицк Тульской области. Там и осела, вышла замуж. 32 года прожила с супругом в мире и согласии. С детьми у пары не сложилось. Видимо сказались тяжкие годы трудармии. Но немецкие семьи – крепкие. Сейчас Анна Генриховна живет в доме своей племянницы Ализы Функнер, где обогрета и теплом, и заботой.

Перед отправкой писем волонтеры еще раз стали проверять адреса и почтовые индексы. Проверка показала, что адрес Зигфрида Карловича Гиля некорректен: программа никак не хотела выдавать индекс. Позвонили по телефону, указанному в базе трудармейцев. Ответила дочь: не дожил Зигфрид Карлович до Дня Победы. Поздравительный адрес отправлен его дочери Инессе в Тулу как память об отце. Ведь для всех детей, внуков и правнуков трудармейцев очень ценно и важно общественное признание заслуг их отцов, дедов и прадедов.

И теперь их, российских немцев-трудармейцев, проживающих в Центральном и Северо-Западном регионах, осталось всего двенадцать.

Рубрики: Год памяти и славы