DERUSDEUTSCH

Шестой день Пасхального марафона российских немцев!

Шестой день Пасхального марафона российских немцев!

Завершаем наш недельный Пасхальный марафон! Сегодня вы познакомитесь с традициями и символами Страстной субботы и Светлого воскресенья и научитесь готовить пасхальные кексы в яичной скорлупе! Делитесь своими поделками с мастер-классов в социальных сетях с хештегом #ПасхальныйМарафонРН.

Символы

Страстная суббота (Karsamstag) – последний день перед Пасхой. В Страстную субботу нельзя было звонить в колокола. Несколько мальчиков с музыкальными молоточками и трещотками три-четыре раза проходили по всем деревенским улицам, приглашая народ в церковь на службу. Улицы, неприглядные из-за весенней распутицы, выравнивали бороной, а проходы между домами посыпали белым песком. С утра хозяйки начинали печь в большом количестве всевозможные булки, пироги, калачи, печенье.

Еще одной пасхальной традицией стал пасхальный огонь (Osterfeuer). Он считается символом воскрешения Христа: как Христос победил смерть, так и огонь побеждает темноту. В Страстную субботу перед церковью разжигали костер, хворост для этих костров дети обычно собирали заранее и сооружали из него высокие пирамиды. Тем самым символически сжигали все плохое, накопившееся за последний год. Люди верили, что угли от пасхального костра способны защитить от злых сил, поэтому раскладывали их по четырем углам дома и на крыше, примешивали к семенам для посева. Также угольками чертили кресты на дверях дома и хлева.

Пасхальная литургия была особенно торжественной, от пасхального костра зажигали пасхал (Osterkerze) – большую восковую свечу с особой символикой – и свечи участников праздничной процессии, с ними заходили в церковь. В полночь начиналась праздничная служба, совершалось освящение пасхальной пищи. После торжественного богослужения молодые парни с букетами из зеленых веточек ходили по деревне. Остановившись под окнами дома, они пели религиозные песни, читали духовные стихи и ждали, когда выйдут хозяева и угостят их вином, крашеными яйцами, булками. Во многих поволжских поселениях ранним воскресным утром деревенский оркестр поднимался на колокольню и там исполнял для своих односельчан мелодии духовных песнопений.

В пасхальное воскресенье (Ostersonntag) завтракали и обедали в семейном кругу за праздничным столом. После обеда дети отправлялись в гости к своим крестным, где их ждали угощения, или принимали участие в играх с пасхальными яйцами. Для многих замужних женщин воскресенье и понедельник (Ostermontag) были редкой возможностью посетить своих родителей, если они жили в другом селении. В пасхальное воскресенье большое значение придавали проточной воде. Девушки и женщины ходили за ней на источник, обязательно молча, так как иначе вода теряла свои целебные свойства. Хранили воду в закупоренных бутылках на чердаке. Люди верили, что пасхальная вода (Osterwasser) может помочь при тушении пожара, а также при лечении больных.

Вечером в воскресенье или в понедельник в некоторых немецких поселениях устраивались и своего рода спортивные соревнования. Чаще всего это были борьба и бег, во время которого участники собирали разложенные на земле яйца в корзину. Все это обязательно сопровождалось музыкой и пением и было очень красочным зрелищем. Обычно гулянья заканчивались танцами, продолжавшимися до глубокой ночи.

die Auferstehung Christi – Воскресение Господне

der Karsamstag – Страстная суббота

das Osterfeuer – пасхальный огонь

das Osterfrühstück – пасхальный завтрак

die Osterkarte (die Osterkarten) – пасхальная открытка

die Osterkerze (die Osterkerzen) – пасхал, пасхальная свеча

das Osterküken (die Osterküken) – пасхальный цыпленок

das Osterlamm (die Osterlämmer) – пасхальный барашек

der Ostermontag – Светлый понедельник

der Ostersonntag – Светлое воскресенье Христово

das Osterwasser – пасхальная вода

Все – и стар и млад – с удовольствием принимали участие в воскресных играх с пасхальными яйцами. Игры были незамысловатыми, но разной степени сложности, рассчитанные на детей или взрослых, и могли отличаться даже в соседних поселениях. Самая простая заключалась в том, что двое играющих должны были стукнуть сваренные вкрутую яйца одно о другое. Тот, кому удавалось разбить яйцо соседа, получал его.

Другая игра состояла в следующем: яйца раскладывали в ряд на гладкой ровной площадке на определенном расстоянии друг от друга. Участники должны были попасть в них своими яйцами, которые они катили с некоторой дистанции. Тот, кому это удавалось, получал в награду сбитое яйцо. В некоторых поселениях российских немцев пасхальные яйца катали по тонким деревянным дощечкам, установленным с небольшим наклоном к земле, или бороздкам, заранее подготовленным на песчаной горке. Победителем становился тот, чье вареное яйцо преодолевало больше препятствий, или тот, чье яйцо катилось дальше. Иногда у подножия горки раскладывали разные незамысловатые призы. Тот из предметов, который сбивало скатившееся яичко, и становился выигрышем. Но чаще целью игры было просто получить больше яиц. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно повернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее.

Мастер-класс «Кексы в яичной скорлупе»

Авторы кулинарного канала EckArtRezept Андрей и Ирина Скворцовы делятся оригинальным рецептом пасхальных кексов в яичной скорлупе. Смотрите видео и готовьте вместе с ними! Не забывайте поделиться результатами в своих социальных сетях по хештегу #ПасхальныйМарафонРН.

Пасхальный марафон – совместный проект Международного союза немецкой культуры, редакции журнала Schrumdirum и Ассоциации общественных организаций немцев города Москвы в сфере развития деловых и культурных связей в рамках программы правительства ФРГ по поддержке российских немцев в РФ.

Рубрики: Мы - российские немцы!

ПО ТЕМЕ
НОВОСТИ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ