Сергей Хачатуров: Екатерина II создала образ блогера XVIII века


Сегодня мы зачастую заменяем реальное общение симулятивным. Все сидят в смартфонах – получается, внутри огромного пространства ты одинок. А бал возвращает нам счастье человеческого общения. Это очень важно, считает арт-критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественного искусства истфака МГУ им. Ломоносова Сергей Хачатуров. Историк искусства рассказал о Екатерининской эпохе и поделился своими ожиданиями от Большого Екатерининского Бала, который пройдет в музее-заповеднике Царицыно 14 сентября.

«Бал – это, прежде всего, система языка. Это церемониал и великолепие разных видов искусства, которые взаимодействуют друг с другом: танец, музыка, театр, историческая живопись, поэзия, этикет светского общения. Это дает нам возможность мыслить более сложно и через общение, звуки, красоту образов и движений, мы понимаем, что такое полноценная человеческая коммуникация общения. Сегодня это, к сожалению, практически утеряно. Оказавшись на балу петля времени переносит нас из Екатерининской эпохи в современность, причем не нарушая хронотоп, а наоборот поддерживая его.

Екатерининская эпоха прежде всего запомнилась расцветом искусств. Мы можем говорить про взлет русской литературы, русского языка или русской архитектуры, благодаря тому же Василию Баженову, который проектировал и усадьбу Царицыно. «Готический вкус», который нам предъявил архитектор, это не та стрельчатая готика, позже доминирующая в архитектуре XIX века. Готика Баженова – это абсолютная свобода фантазии. Это и отличает Екатерининское время от более поздних эпох. Екатерининская эпоха – это не реконструкция истории, а свободный полет воображения творческого сознания», – говорит Сергей Хачатуров.

Екатерина II – личность гениальная. Принцесса Ангальт-Цербстская из провинциального немецкого княжества, взойдя на российский престол, по мнению арт-критика, преодолела «местечковость» сознания. Императрица вела переписку с самыми просвещенными людьми своего времени, а в своих собственных текстах стала для нас собеседником века. Екатерина Великая была не только покровительницей искусств – ее перу принадлежит целый ряд пьес, сказок, сатирических произведений.

«Мне кажется, ее пьесы недооценены. Эти произведения очень современны в ощущении времени и пространства. Можно сказать, императрица создала образ блогера XVIII века. Она предвосхитила жанр общения с аудиторией через систему дискретных реплик, наподобие тех, что мы пишем в Фейсбуке», – отмечает Сергей Хачатуров.

В текстах императрицы присутствуют удивительные образы фэнтези. Например, в малоизвестной пьесе «Чесменский дворец» свои собственные мысли в отношении разных правителей, их причесок и платья императрица зашифровывает в общении висящих во дворце портретов, которые переговариваются друг с другом. В 2016-2017 году Сергей Хачатуров был куратором выставки «Ожившая пьеса императрицы» в Царицыно, посвященной этой пьесе.

Такие идеи и художественные приемы расширяют пространство XVIII века и делают его для нас более близким, делают нас собеседником века, считает эксперт.

Во время Большого Екатерининского Бала 2019 года гости также смогут посетить две экспозиции к 290-летнему юбилею императрицы, который отмечается в текущем году. Это шедевры живописи и скульптуры из коллекций российских музеев, включая коронационный портрет Екатерины II, а также «Выставку одной картины. Портрет Екатерины II с георгиевской лентой» из Дворца гроссмейстеров в Валлетте (Мальта) – портрет привезен в Россию впервые.

Екатерина II – знаковая фигура для российской истории и российских немцев, в частности. Поэтому по инициативе немцев России уже 5 лет проводится Большой Екатерининский Бал, продолжая культурно-просветительские традиции, заложенные российской императрицей.

Рубрики: Мероприятия