«И я воскликну „Эврика!”»
Опыт школы «Видергебурт» Омска можно транслировать и для других народов России
В Омске есть несколько достопримечательностей, связанный с именами российских немцев. Их и показывали– участникам XV заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, прошедшем в Омске в июне прошлого года. Одна из них – средняя школа «Видергебурт». Накануне очередного, 16-го заседания комиссии, которое пройдет в середине апреля в Потсдаме, об омской школе заговорили как о всероссийской достопримечательности, опыт которой мог бы быть использован при создании общеобразовательных школ с этническим компонентом для российских немцев.
Общеобразовательная средняя (полная) школа «Видергебурт» Омска – это частная школа с государственной лицензией и аккредитацией. Она была основана в 1992 году. Школа – ассоциированный член ЮНЕСКО. Ее воспитанники – постоянные призеры областных, региональных и всероссийских олимпиад по немецкому языку. Основой образовательной системы школы является уникальный Учебный план. Если ознакомиться с ним, то можно сделать вывод о том, что это адресный и эксклюзивный продукт. Учебный план, помимо Государственного Российского Стандарта образования, включает в себя следующие дисциплины: пропедевтика немецкого языка, немецкая сказка, немецкая песня, немецкая литература, немецкая грамматика, страноведение на немецком языке, история народов Омского Прииртышья на немецком языке. По каждому из перечисленных предметов составлены, проэкспертированы и апробированы специальные программы. Каждый учебный курс заканчивается определённым масштабным проектом. Так, на пример, учебный курс «Немецкая сказка», рассчитанный на младших школьников, заканчивается постановкой кукольного театра. Курс «Немецкая песня» - грандиозным гала-концертом с участием школьного вокального ансамбля. Курс «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья», рассчитанный на старших школьников, заканчивается школьной научно-практической конференцией «Я люблю свой край», на которой обучающиеся представляют не только научные доклады, но и уникальные свидетельства прошлого из истории своих семей, пишут сочинения о том, как история их семей связана с Сибирью. Так как школа работает по данному Учебному плану в течение многих лет и имеет устойчивые положительные результаты, можно говорить о его высокой эффективности.
На базе школы «Видергебурт» действует общественная организация «Детский центр немецкой культуры «Hoffnung», основной целью создания которого было удовлетворение национальных потребностей немецкого населения г. Омска и Омской области, возрождение немецкой культуры, сохранение языка, традиций и обычаев российских немцев. Руководитель детского центра немецкой культуры «Хоффнунг» Инна Каршева утверждает, что приобщать к культуре необходимо с самого раннего возраста. Важно разглядеть ростки таланта ребёнка, помочь ему окрепнуть, терпеливо вместе с ним шаг за шагом открывать безгранично прекрасный мир культуры. Центром регулярно проводится множество мероприятий и акций всероссийского и международного масштабов, участниками которых были дети разных национальностей. Визитной карточкой центра является областной детский весенний пасхальный фестиваль, который собирает более 500 детей и взрослых. Выставки прикладного детского творчества и конкурс детских рисунков «Du bist in meinem Heiz, meine kleine Heimat – Ты в моем сердце, моя маленькая Родина», организуемых центром, в рамках фестиваля, ежегодно проводятся на центральных выставочных площадках города Омска. «День Благодарение Урожая», «Рождество» стали традиционными областными немецкими праздниками, проводящимися в центре. Главным элементом этих мероприятий является возможность общения на немецком языке.
При этом, осознавая, что только немецким в сегодняшнее время заниматься недостаточно, ученикам школы даются хорошие знания иностранных языков, прежде всего, английского. «Нельзя противопоставлять немецкий язык английскому. Наше цель трехязычие; русский, немецкий и английский языки должны дополнять друг друга», – считает предприниматель Валерий Попп, председатель попечительского совета школы «Видергебурт». Его дочь Полина, ученица этой школы, – яркий пример тому, как в юном возрасте можно свободно говорить на трёх иностранных языках, в том числе и на немецком как на родном. На наш вопрос, на каких уроках интереснее всего, Полина ответила: «Моя школа не совсем обычная. На уроках мне никогда не бывает сложно и скучно. Я люблю все уроки. На уроке русского языка – я писатель. На географии я путешествую по всему миру вместе с друзьями и учителем. Во время урока физики я думаю: «А вдруг мне, как Ньютону, когда-нибудь упадёт на голову яблоко и я воскликну: «Эврика!» На литературе я погружаюсь в мир героев. На биологии я как будто собираю букет из прекрасных цветов. Атмосфера урока изобразительного искусства даёт возможность почувствовать себя настоящим Пикассо. На уроках иностранных языков я представляю встречу с первыми лицами, с которыми я разговариваю на их родном языке. Наша маленькая школа – это огромный мир. Мир знаний и новых открытий, мир добрых людей, всегда готовых помочь».
Учебный день в школе длиться с 9.00 до 17.00. После уроков ребята идут на обед (в школе предусмотрено трёхразовое питание). Школа имеет собственную кухню и строго следит за тем, чтобы дети получали необходимую энергию и витамины. После обеда небольшой отдых, на пример прогулка или развивающие игры. За детьми присматривает классный руководитель, который следит за расписанием дополнительных занятий. Это нужно, потому что расписание составлено индивидуально, кто-то идёт на занятие по хореографии, кто-то – на изобразительное творчество. Также предусмотрено выполнение домашних заданий в школе. С учениками работают учителя-консультанты, у которых можно получить дополнительные разъяснения.
Мы спросили у директора школы «Видергебурт» Крючевой Е. Г., какие требования предъявляет школа к преподавателям. «Высшее педагогическое образование обязательно. 70% наших учителей имеют 1 и высшую квалификационные категории. Учителями разработаны и успешно используются авторские программы, позволяющие в игровой форме, в творческой атмосфере овладеть иностранными языками. Для этого же школа приглашает языковых ассистентов их Германии, Австрии и Великобритании».
После окончания школы «Видергебурт» перед ребятами стоит такой же выбор, как и перед любым выпускником. Но знание нескольких иностранных языков расширяет их возможности и позволяет им поступать и успешно обучаться в иностранных ВУЗах: выпускники школы учатся в Берлинском университете, в Мальтийским университете, в университете Милана. Благодаря победе на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, выпускница школы Диана Пфафинрот получила возможность поступить без экзаменов в Московский Государственный университет на факультет «Мировая политика».
«Мы будем перенимать опыт омской школы «Видергебурт» и рекомендовать его всей России, – рассказал председатель Международного союза немецкой культуры Генрих Мартенс после недавней поездки в Омск. Мартенс обращает внимание на то, как умелое сочетание государственной поддержки и частной инициативы, которое и отличает эту школу от других, может и должно отвечать образовательным запросам этноса, в данном случае – российских немцев, но этот опыт может транслироваться и для других народов Российской Федерации.
Вопрос о частичной государственной поддержке школы из средств федеральных программ для российских немцев в случае с омской школой «Видергебурт» имеет при такой постановке много шансов на положительное решение.
Ольга Силантьева