Этнокультурные языковые лагеря МСНК: мнение


Международный союз немецкой культуры проводит этнокультурные языковые лагеря с 1996 года. О том, как все начиналось и как проходят лагерные смены сегодня, рассказала Надежда Черепанова, которая принимала активное участие в лагерях в качестве организатора и преподавателя.

В 1996 году меня пригласили для участия в первых лингвистических лагерях в качестве преподавателя немецкого языка. Это был первый опыт преподавания языка в более свободной форме: не за партой, а в общем кругу, на открытых площадках, на природе. Нам очень помогли в этом Ольга Константиновна Мартенс, Людмила Борисовна Зубарева, Екатерина Евгеньевна Листарова. В 1996 году мы провели три смены, практически переезжая из одного лагеря в другой и отдыхая всего несколько дней. Смены 1996 года прошли в Самаре, Нижнем Тагиле и на Алтае. Я бы назвала проведение этих лагерей одним из мощнейших импульсов для последующего образования молодежных клубов по всей стране.
Лингвистические лагеря настолько сплотили ребят, что многие не могли дождаться следующего года, чтобы увидеть своих друзей и снова совместно окунуться в атмосферу немецкого языка и культуры своих предков. Каждое лето, а чуть позже и зимой, Немецкое молодежное объединение и Международный союз немецкой культуры стали проводить детские и молодежные языковые лагеря в разных регионах России.

В лингвистических лагерях всегда принимало участие много ребят разных возрастов. Они всегда с удовольствием изучали немецкий язык, пели немецкие народные песни и танцевали народные и интернациональные танцы, изучали историю своего народа. Поначалу участников выбирали общественные организации на местах, а чуть позже возникла идея объявлять конкурсы сочинений. Наряду с активистами общественного движения участниками лагерей становились и победители конкурса сочинений.

На определенной стадии проведение языковых лагерей перешло к общественным организациям российских немцев в регионах. Однако межрегиональные лагеря МСНК не канули в лету, а продолжили свое существование в новом русле: основную часть участников составили победители не только межрегионального конкурса сочинений, объявляемого МСНК, но и районных, городских, областных, региональных и межрегиональных конкурсов знатоков немецкого языка и истории российских немцев и языковых олимпиад. Участие в межрегиональном лагере стало своеобразной наградой за активное изучение и совершенствование родного немецкого языка.

Успех лагерей, особенно в первые годы, был вполне объясним: они стали глотком свежего воздуха, возможностью ребят выбраться за пределы своего региона. Очень важным для развития молодежного движения стал обмен опытом и возможность совместного планирования мероприятий на межрегиональном уровне. Ребята, уже в качестве членов молодежных клубов, стали проводить совместные проекты, дружить регионами. Друзья по всей стране – это всегда важно и трогательно, это ожидание новых встреч.

В настоящее время более или менее крупные региональные лагеря проходят при Межрегиональных координационных советах, а МСНК проводит детские и молодежные лагеря в Подмосковье и Германии соответственно. Каждый раз придумывается интересная программа, персонал подбирается, как правило, знающий и очень творческий. И тот факт, что лагеря проводятся сейчас и в Германии, очень важен – ребята могут в полной мере применить знания немецкого языка.

Методика преподавания языка на протяжении этих лет тоже претерпевала изменения, но всегда отличалась от школьной. Преподаватели старались и стараются использовать больше игр, песенный и литературный материал – как современных немецких авторов, так и авторов – российских немцев. Процесс овладения языком больше ориентирован на творческие моменты, чтобы запоминание новых слов и фраз проходило более естественным образом. Преподаватели максимально используют знания культуры российских немцев, уделяя все больше внимания этнокультурному компоненту. Проводится очень много интересных вечерних мероприятий.

Педагогическая команда этнокультурных языковых лагерей постоянное обновляется, при этом организаторы стараются сохранять определенный «костяк» коллектива. В связи с проведением большого количества региональных лагерей на протяжении всего лета становится труднее с подбором персонала лагерей, так как ребята участвуют в проведении региональных лагерей, и иногда происходит наложение сроков. Но новички, как правило, хорошо входят в состав команды. Этому способствуют в полной мере семинары по подготовке педсостава и фестивали педкоманд лагерей. Важным является и то, что команда собирается заранее перед каждым лагерем, а раньше у нас было так, что мы приезжали за 2–3 дня, и «мозговой штурм» проходил непосредственно перед началом. Приятно видеть также, что сейчас все больше вожатых уже владеют немецким языком или стремятся к этому – это всегда было важно для успешного создания языковой среды.

Очень хочется выделить педагогов-звездочек. Я искренне желаю, чтобы они всегда находили возможность поработать на межрегиональном и международном уровнях, совмещая это с работой в региональных лагерях. Как я уже говорила, это не всегда получается, но мы будем стараться открывать новые «звезды». Если мы знаем, что человек профессионален в той или иной области, мы должны создать условия, чтобы у него была возможность поработать и на региональном уровне, и на федеральном. Что касается творческих мыслей и продумывания программы лагерей, то тут, по-моему, все находится на очень высоком качественном уровне. То же самое я могу сказать и об организационной стороне — работникам языкового отдела и в целом бюро МСНК за этот богатый опыт и продолжение традиций огромное спасибо!

Рассуждая о перспективах развития лагерей, могу высказать предположение, что этнокультурные языковые лагеря как на региональном, так и на межрегиональном и международном уровнях по-прежнему останутся на традиционно высоком уровне. Глядя на то, как проходят лагеря в последние годы, я замечаю, что они с каждой сменой совершенствуются. Они являются чаще всего тематическими, связанными с чем-нибудь значимым в истории российских немцев – с каким-то событием, мероприятием, с юбилейной датой и т.д. Каждый год участниками становятся новые победители, новые члены молодежных клубов и детских этнокультурных групп. Я надеюсь, что в будущем будет больше ребят, кто проживает в удаленных от центра регионах, но кому хочется тоже принять участие в конкурсе сочинений и отправиться в лагерь.

Большое спасибо всем, кто, начиная с 1996 года, в тот или иной период работал в языковых этнокультурных лагерях! Огромное спасибо всем преподавателям, вожатым, директорам, тем, кто отдавал и отдает частичку себя для развития немецкого языка и культуры российских немцев!

Рубрики: Языковая работа