Цирк помогает «уличным» детям вернуться в нормальную жизнь Санкт-Петербург (ОРНИС) - Детский цирк с необычным названием «Упсала» в Санкт-Петербурге не только развлекает, но и помогает детям в сложных жизненных ситуациях. А начался он с неравнодушия немецкой и русской девушек.
Цирк помогает «уличным» детям вернуться в нормальную жизньСанкт-Петербург (ОРНИС) - Детский цирк с необычным названием «Упсала» в Санкт-Петербурге не только развлекает, но и помогает детям в сложных жизненных ситуациях. А начался он с неравнодушия немецкой и русской девушек.
Мальчик с нарисованными удивленными бровями и солнечной улыбкой бегает по огромному красному шару, ездит на одноколесном велосипеде и прыгает так, как будто у него есть крылья. И все это – посреди пестрой, жонглирующей, кувыркающейся толпы детей. Еще полчаса назад он сидел в своем маленьком скучном домике и боялся разноцветного мира, который только теперь открыл для себя… Именно так начинается представление детского цирка «Упсала» - «Круглая сказка».
Из темноты зрительного зала культурно-досугового центра «Московский» то и дело доносится смех и аплодисменты. Вызвать улыбку на лицах собравшейся публики – детей из неблагополучных семей – очень трудно, но артистам цирка «Упсала» это удается. Они часто выступают в детских домах и перед детьми-инвалидами, рассказывая светлые истории о больших и маленьких чудесах, которые есть в жизни каждого, нужно только уметь замечать их. Названия спектаклей заставляют даже взрослых мечтательно улыбнуться: «Облака во мне», «Город в чемодане», «Круглая сказка».
Однако жизненные истории самих артистов цирка далеки от детских сказок. «Упсала» был создан шесть лет назад как проект помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Еще недавно жизнь этих ребят проходила в основном на улице. Сегодня они каждый день приходят в светлый спортивный зал, чтобы выучивать новые сальто, танцевать и заниматься актерским мастерством, общаться с друзьями, но ещё и делать уроки.
«Цирк – это то, что надо!»
Люди, которым удалось заинтересовать цирковым искусством «детей улицы», – вовсе не волшебники и даже не цирковые артисты. Одна из них – молодая немка Астрид Шорн. Когда она впервые приехала в Петербург, то, по ее словам, влюбилась в город. «Вообще-то я просто хотела научиться кататься на одноколесном велосипеде и поездить на нем по Питеру», – рассказывает Астрид, улыбаясь. Она исполнила свою мечту, но при этом увидела в городе не только пышные фасады, но и обветшалые дворы, словно сошедшие со страниц Достоевского, и большое количество беспризорных детей у станций метро и на вокзалах. Астрид, получившая в Берлине образование социального педагога, решила создать проект помощи этим детям. «Театр – это было бы для них слишком сложно, а вот цирк – самое то», - размышляла она. «Я услышала об этой «сумасшедшей» немке, и тоже загорелась ее идеей», – рассказывает Лариса Афанасьева, режиссер и художественный руководитель цирка.
Астрид начала искать спонсоров в Германии, писать заявки на получение грантов. При этом администрация Петербурга, в котором по статистике около 10 тысяч беспризорных детей, никак не поддерживал «Упсалу». Лариса и Астрид постоянно находились в поиске помещения для репетиций, иногда приходилось собираться с детьми под открытым небом. «Мы твердо решили для себя, что не будем пропускать ни дня, даже если придется тренироваться в парках», – рассказывает Лариса. Необходимо было терпение и постоянство, чтобы дети, которые поначалу то и дело убегали в свою старую улично-вокзальную жизнь, научились доверять взрослым.
«У каждого ребенка есть талант»
Каждый день, кроме выходных, двадцать шесть ребят из основной группы «Упсала» приходят в школу № 25 Петроградского района. Директор этой школы предоставил юным артистам помещения для тренировок, ужина и приготовления домашних заданий. В цирке действуют свои правила: никаких токсических веществ, нельзя ругаться и пропускать школьные занятия. Здесь дети постепенно учатся уважать друг друга и самих себя. «У каждого ребенка есть талант, его только нужно раскрыть», – уверена Лариса Афанасьева.
Маленький Кирилл вот уже полчаса сосредоточенно топает на ходулях, пока остальные дети разучивают с братьями-акробатами Петром и Ярославом Митрофановыми новые прыжки. Кирилл сам выбрал себе занятие и, уже в которой раз падая с высоких деревяшек, с завидным упорством снова взбирается на них. Наконец он звонко зовет Ларису и гордо показывает ей свое мастерство. «Молодец! - хвалит она его. - Вот если бы ты еще при этом жонглировать научился, было бы очень круто!» Через пару минут Кирилл уже перебрался в другой конец спортзала, где собрал несколько мячиков и, открыв от напряжения рот, учится их ловить. Ему пытается помочь немецкий студент Карл, который на несколько месяцев приехал в Петербург из Баварии и работает в цирке волонтёром.
В маленьком офисе рядом со спортзалом сидит еще один волонтер, Шатана Зангиева, «Шатаночка», как называют её дети. Эта русская девушка, выросшая в Германии и вернувшаяся на родину в Россию, уже два года безвозмездно помогает «Упсале». «Мне очень нравится сама идея цирка, – объясняет она свой выбор. – Я давно поняла, что не стоит пытаться изменить мир глобально, нужно начать с каких-то маленьких дел».
«Увидеть искорку в глазах»
В семь часов вечера начинается тренировка у старшей группы. Это дети, которые уже давно в цирке и многое умеют. Их выступления на сцене – пример для подражания у новичков. 16-летний Коля, который играет главную роль в «Круглой сказке», – один из «старичков». Невысокий, немного стеснительный мальчик с очаровательной улыбкой говорит: «Мне нравятся люди здесь и то, чем мы занимаемся». «Коля был одним из самых трудных детей», – рассказывает Астрид Шорн. Целых два года они боролись за него - мальчик постоянно исчезал, его приходилось снова и снова разыскивать в подворотнях Московского вокзала, лечить, уговаривать. «Можно сразу понять, есть ли надежда на спасение, заглянув ребенку в глаза», – говорит Астрид. Им с Ларисой пришлось повидать много погасших детских глаз. Такие глаза – у беспризорников, намертво захваченных в тиски проституцией и наркотиками. Но многие дети находятся только на грани пропасти, их еще можно спасти. Иногда они поражают своей искренностью и добротой.
В глазах Коли тоже скрывалась искорка жизни, которая через несколько лет кропотливого труда превратилась в постоянно горящий огонь. В этом году он оканчивает девять классов и мечтает о цирковом образовании. «Я думаю о том, чтобы работать в оригинальном жанре», – говорит он, откидывая со лба непослушную челку. Его солнечная улыбка напоминает о вчерашнем триумфе в центре «Московский», когда публика награждала Колю овацией.
Жизнь после цирка
«Сегодня я беспокоюсь о том, что с ними будет после цирка», – говорит режиссёр Лариса Афанасьева. Маленький офис «Упсалы», где она сидит, забита бумагами и реквизитом, но выглядит уютной из-за детских фотографий на стенах. «Первое поколение детей уже выросло. Но что если кто-то из них вдруг снова «соскользнет» с пути? Тогда все было напрасно. Ведь главное, чтобы они сохранили те человеческие ценности, которые им пытаются привить здесь», – размышляет Лариса.
Выросшим «упсалятам», привыкшим за несколько лет к помощи цирка, сложно вступать в самостоятельную жизнь. Но пока им удается сохранять равновесие не только на сцене, но и за ее пределами. 19-летняя Наташа работает в Петергофе с детьми-инвалидами, 20-летний Миша скоро станет столяром. 21-летний Сергей исполнил свою мечту - он учится на переплетчика. Когда Лариса начинает говорить о Сергее, на ее лице расцветает улыбка. Этого парня называют «душой «Упсалы»». Еще несколько лет назад в Сергея никто не верил, в коррекционной школе он считался безнадежным учеником. Но один из немецких волонтеров начал терпеливо заниматься с мальчиком, учить его простейшим трюкам. «Сережа оказался потрясающим актером», – рассказывает Лариса. Недавно он даже ездил по обмену на год в немецкий цирк. Но, в отличие от Коли, Сергей не собирается связывать свое будущее с манежем. Он любит создавать красивые книжки. «Мы не ставим перед собой цель, чтобы они стали артистами. Они хорошие люди, и этого вполне достаточно», – считает художественный руководитель «Упсалы».
Ларисе пора в спортивный зал на тренировку. Небольшого роста, с короткой стрижкой и зажигательной улыбкой, она легко находит общий язык с детьми. Сегодняшнее занятие Лариса начинает с обсуждения вчерашнего выступления. Потому что «цирк должен быть умным», как она любит повторять. Он должен заставлять думать и чувствовать. «Нужно работать так, чтобы другие могли доверять вам, чтобы они знали, что вы всегда поймайте брошенный вам мяч», – говорит она. Дети, похожие на притаившуюся стайку птичек, внимают ее словам. «Ну, а теперь вперед, на разминку!» – улыбается Лариса, и через секунду в спортзале возникает фейерверк из «упсалят».
Весной цирк планирует обжить свою гордость, подарок спонсоров – сине-оранжевый шатер, притаившийся сейчас во дворе школы № 25, чтобы регулярно давать представления для петербургской публики. Потому что хорошая сказка должна быть круглой - снова и снова начинаться.
Анна Литвиненко (© ORNIS, 11 марта 2007)
Мальчик с нарисованными удивленными бровями и солнечной улыбкой бегает по огромному красному шару, ездит на одноколесном велосипеде и прыгает так, как будто у него есть крылья. И все это – посреди пестрой, жонглирующей, кувыркающейся толпы детей. Еще полчаса назад он сидел в своем маленьком скучном домике и боялся разноцветного мира, который только теперь открыл для себя… Именно так начинается представление детского цирка «Упсала» - «Круглая сказка».
Из темноты зрительного зала культурно-досугового центра «Московский» то и дело доносится смех и аплодисменты. Вызвать улыбку на лицах собравшейся публики – детей из неблагополучных семей – очень трудно, но артистам цирка «Упсала» это удается. Они часто выступают в детских домах и перед детьми-инвалидами, рассказывая светлые истории о больших и маленьких чудесах, которые есть в жизни каждого, нужно только уметь замечать их. Названия спектаклей заставляют даже взрослых мечтательно улыбнуться: «Облака во мне», «Город в чемодане», «Круглая сказка».
Однако жизненные истории самих артистов цирка далеки от детских сказок. «Упсала» был создан шесть лет назад как проект помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Еще недавно жизнь этих ребят проходила в основном на улице. Сегодня они каждый день приходят в светлый спортивный зал, чтобы выучивать новые сальто, танцевать и заниматься актерским мастерством, общаться с друзьями, но ещё и делать уроки.
«Цирк – это то, что надо!»
Люди, которым удалось заинтересовать цирковым искусством «детей улицы», – вовсе не волшебники и даже не цирковые артисты. Одна из них – молодая немка Астрид Шорн. Когда она впервые приехала в Петербург, то, по ее словам, влюбилась в город. «Вообще-то я просто хотела научиться кататься на одноколесном велосипеде и поездить на нем по Питеру», – рассказывает Астрид, улыбаясь. Она исполнила свою мечту, но при этом увидела в городе не только пышные фасады, но и обветшалые дворы, словно сошедшие со страниц Достоевского, и большое количество беспризорных детей у станций метро и на вокзалах. Астрид, получившая в Берлине образование социального педагога, решила создать проект помощи этим детям. «Театр – это было бы для них слишком сложно, а вот цирк – самое то», - размышляла она. «Я услышала об этой «сумасшедшей» немке, и тоже загорелась ее идеей», – рассказывает Лариса Афанасьева, режиссер и художественный руководитель цирка.
Астрид начала искать спонсоров в Германии, писать заявки на получение грантов. При этом администрация Петербурга, в котором по статистике около 10 тысяч беспризорных детей, никак не поддерживал «Упсалу». Лариса и Астрид постоянно находились в поиске помещения для репетиций, иногда приходилось собираться с детьми под открытым небом. «Мы твердо решили для себя, что не будем пропускать ни дня, даже если придется тренироваться в парках», – рассказывает Лариса. Необходимо было терпение и постоянство, чтобы дети, которые поначалу то и дело убегали в свою старую улично-вокзальную жизнь, научились доверять взрослым.
«У каждого ребенка есть талант»
Каждый день, кроме выходных, двадцать шесть ребят из основной группы «Упсала» приходят в школу № 25 Петроградского района. Директор этой школы предоставил юным артистам помещения для тренировок, ужина и приготовления домашних заданий. В цирке действуют свои правила: никаких токсических веществ, нельзя ругаться и пропускать школьные занятия. Здесь дети постепенно учатся уважать друг друга и самих себя. «У каждого ребенка есть талант, его только нужно раскрыть», – уверена Лариса Афанасьева.
Маленький Кирилл вот уже полчаса сосредоточенно топает на ходулях, пока остальные дети разучивают с братьями-акробатами Петром и Ярославом Митрофановыми новые прыжки. Кирилл сам выбрал себе занятие и, уже в которой раз падая с высоких деревяшек, с завидным упорством снова взбирается на них. Наконец он звонко зовет Ларису и гордо показывает ей свое мастерство. «Молодец! - хвалит она его. - Вот если бы ты еще при этом жонглировать научился, было бы очень круто!» Через пару минут Кирилл уже перебрался в другой конец спортзала, где собрал несколько мячиков и, открыв от напряжения рот, учится их ловить. Ему пытается помочь немецкий студент Карл, который на несколько месяцев приехал в Петербург из Баварии и работает в цирке волонтёром.
В маленьком офисе рядом со спортзалом сидит еще один волонтер, Шатана Зангиева, «Шатаночка», как называют её дети. Эта русская девушка, выросшая в Германии и вернувшаяся на родину в Россию, уже два года безвозмездно помогает «Упсале». «Мне очень нравится сама идея цирка, – объясняет она свой выбор. – Я давно поняла, что не стоит пытаться изменить мир глобально, нужно начать с каких-то маленьких дел».
«Увидеть искорку в глазах»
В семь часов вечера начинается тренировка у старшей группы. Это дети, которые уже давно в цирке и многое умеют. Их выступления на сцене – пример для подражания у новичков. 16-летний Коля, который играет главную роль в «Круглой сказке», – один из «старичков». Невысокий, немного стеснительный мальчик с очаровательной улыбкой говорит: «Мне нравятся люди здесь и то, чем мы занимаемся». «Коля был одним из самых трудных детей», – рассказывает Астрид Шорн. Целых два года они боролись за него - мальчик постоянно исчезал, его приходилось снова и снова разыскивать в подворотнях Московского вокзала, лечить, уговаривать. «Можно сразу понять, есть ли надежда на спасение, заглянув ребенку в глаза», – говорит Астрид. Им с Ларисой пришлось повидать много погасших детских глаз. Такие глаза – у беспризорников, намертво захваченных в тиски проституцией и наркотиками. Но многие дети находятся только на грани пропасти, их еще можно спасти. Иногда они поражают своей искренностью и добротой.
В глазах Коли тоже скрывалась искорка жизни, которая через несколько лет кропотливого труда превратилась в постоянно горящий огонь. В этом году он оканчивает девять классов и мечтает о цирковом образовании. «Я думаю о том, чтобы работать в оригинальном жанре», – говорит он, откидывая со лба непослушную челку. Его солнечная улыбка напоминает о вчерашнем триумфе в центре «Московский», когда публика награждала Колю овацией.
Жизнь после цирка
«Сегодня я беспокоюсь о том, что с ними будет после цирка», – говорит режиссёр Лариса Афанасьева. Маленький офис «Упсалы», где она сидит, забита бумагами и реквизитом, но выглядит уютной из-за детских фотографий на стенах. «Первое поколение детей уже выросло. Но что если кто-то из них вдруг снова «соскользнет» с пути? Тогда все было напрасно. Ведь главное, чтобы они сохранили те человеческие ценности, которые им пытаются привить здесь», – размышляет Лариса.
Выросшим «упсалятам», привыкшим за несколько лет к помощи цирка, сложно вступать в самостоятельную жизнь. Но пока им удается сохранять равновесие не только на сцене, но и за ее пределами. 19-летняя Наташа работает в Петергофе с детьми-инвалидами, 20-летний Миша скоро станет столяром. 21-летний Сергей исполнил свою мечту - он учится на переплетчика. Когда Лариса начинает говорить о Сергее, на ее лице расцветает улыбка. Этого парня называют «душой «Упсалы»». Еще несколько лет назад в Сергея никто не верил, в коррекционной школе он считался безнадежным учеником. Но один из немецких волонтеров начал терпеливо заниматься с мальчиком, учить его простейшим трюкам. «Сережа оказался потрясающим актером», – рассказывает Лариса. Недавно он даже ездил по обмену на год в немецкий цирк. Но, в отличие от Коли, Сергей не собирается связывать свое будущее с манежем. Он любит создавать красивые книжки. «Мы не ставим перед собой цель, чтобы они стали артистами. Они хорошие люди, и этого вполне достаточно», – считает художественный руководитель «Упсалы».
Ларисе пора в спортивный зал на тренировку. Небольшого роста, с короткой стрижкой и зажигательной улыбкой, она легко находит общий язык с детьми. Сегодняшнее занятие Лариса начинает с обсуждения вчерашнего выступления. Потому что «цирк должен быть умным», как она любит повторять. Он должен заставлять думать и чувствовать. «Нужно работать так, чтобы другие могли доверять вам, чтобы они знали, что вы всегда поймайте брошенный вам мяч», – говорит она. Дети, похожие на притаившуюся стайку птичек, внимают ее словам. «Ну, а теперь вперед, на разминку!» – улыбается Лариса, и через секунду в спортзале возникает фейерверк из «упсалят».
Весной цирк планирует обжить свою гордость, подарок спонсоров – сине-оранжевый шатер, притаившийся сейчас во дворе школы № 25, чтобы регулярно давать представления для петербургской публики. Потому что хорошая сказка должна быть круглой - снова и снова начинаться.
Анна Литвиненко (© ORNIS, 11 марта 2007)