13 марта на заседании Межправительственной российско-германской комиссии с докладом и предложениям по «выводу проблемы российских немцев из кризисного состояния» выступил президент Федеральной национально-культурной автономии Виктор Фридрихович Баумгертнер. Приводим полный текст доклада.
Уважаемые Сопредседатели!
Уважаемый г-н Губернатор!
Уважаемые дамы и господа!
Позвольте от имени Федерального Координационного совета общественного движения российских немцев поприветствовать всех участников высокого межгосударственного собрания и пожелать успехов в реализации программы Межправительственной комиссии. В соответствии с решением Федерального Координационного совета я имею поручение выступить на этом заседании с докладом, в котором я хочу изложить мнение федеральной общественности относительно итогов решения проблемы российских немцев в рамках известного Межправительственного российско-германского соглашении реализации полномочий соответствующей Межправкомиссии, а также внести предложения по выводу проблемы российских немцев из кризисного состояния.
Учитывая дефицит времени, необходимость синхронного перевода, а также следуя наглядному примеру делового подхода, продемонстрированного Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем на европейской конференции, я в своем выступлении уйду от реверансов, витиеватых фраз и изложу мнение Федерального Координационного Совета в тезисах.
Уважаемые участники заседания!
Учитывая специфику, деликатность и особенность германской и российской действительности, в которой решается проблема российских немцев наша общественность с 2003 года объединилась на федеральном уровне в рамках Федерального координационного совета общественного движения российских немцев – Федеральная национально-культурная автономия российских немцев и общероссийская Ассоциация «Содружество», который мог бы удачно вписаться в межгосударственный исполнительный механизм по оказанию поддержки российским немцам. С этой целью Федеральная национально-культурная автономия и общероссийская Ассоциация «Содружество» приняли и утвердили в качестве руководства и практической деятельности концепцию сохранения и развития культуры российских немцев в XXI веке, которая прошла государственную экспертизу в профильных министерствах Российской Федерации – Министерстве образования, Министерстве культуры и рекомендована к практическому использованию. Элементом технической основы объединенной общественности и будущей системы самоорганизации является единое информационное пространство российских немцев, развернутое в регионах на базе наших общественных организаций с использованием интернет-технологий. Для профессионального ведения содержательной уставной деятельности Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и общероссийской Ассоциации «Содружество» в сфере культуры и образования эти организации учредили федеральный центр немецкой культуры, который в перспективе может быть приведен в статус лицензированного федерального учреждения культуры и образования. В такой совместной конфигурации без какой-либо поддержки со стороны Министерства регионального развития России мы проводим совместные форумы, 5-тый съезд ФНКА, 2-ой общероссийской Ассоциации «Содружество» (это было в сентябре 2005 года), международные круглые столы с приемов делегаций сорбов из Германии, руководителей немецких общественных организаций государств Украины, Казахстана, Киргизстана, организуем и проводим выставки художников, встречи со знаменитыми людьми. Издаем при помощи Посольства Федеративной Республики Германия журнал «Культура немцев России», а на собственные средства центральную газету «Neues Leben», издаем также книги. Только за последние три месяца мы издали три книги. Это совместно с Академией им. Фрунзе «Немцы на военной службе в российской армии» и «Философия общины».
Сегодня в Российской Федерации проживает более 600 тысяч российских немцев. Это по переписи, а на самом деле их намного больше. Проживая после депортации дисперсно, в основном в Сибири или на Урале, лишившись всего того, что было создано ими в течение полутора веков, наш народ в настоящее время лишен всяких основ сохранения как одного из народов нашей многонациональной России. У нас нет ни одного национального дошкольного и школьного учреждения, ни одного вуза или факультета, ни одного театра, ни одной национальной библиотеки. Нет издательства национальной газеты, радио и телевидения. По уровню образования российские немцы среди репрессированных народов занимают последнее место.
Более 65 лет российские немцы остаются не реабилитированным народом России, что кардинальным образом повлияло на процесс ассимиляции и выезд на постоянное жительство за границу. В результате образовалась другая проблема – проблема разделенного народа. Анализируя все что делалось за последние 15 лет, мы можем отметить серьезные намерения и шаги, связанные с желанием решения проблемы российских немцев. Это принятые в 1991 году законы Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов. В 1992 году был издан Указ Президента о создании в Поволжье немецкого национального района и округа. Были созданы два национальных района на Алтае и в Омской области. Россия совместно с Германией подписала протокол о сотрудничестве и создании Межправительственной комиссии. В 1997 году была принята и утверждена Президентская Федеральная целевая программы на период до 2006 года. Даже этот перечень уже говорит о серьезном внимании и намерениях, оказываемых государством решению проблемы российских немцев. И о наличии серьезных механизмов, нормальное использование которых могло бы дать положительный результат. При этом необходимо отметить, что все эти документы были приняты, как правило, в результате упорной борьбы за них общественности. Вместе с тем невыполнение вышеуказанных законов, указов, данных обещаний и Федеральной программы, безрезультатная десятилетняя законотворческая работа в Государственной Думе над проектами закона по реабилитации российских немцев, окончательно лишили многих из них надежд на то, что наш народ когда-либо будет признан равноправным на своей родине в России, становлению и укреплению которой он отдал немало своих сил. Получившая статус президентской Федеральная Целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 – 2006 гг. закончилась полным провалом. Дискредитировав свое звание и не достигнув цели ни по одному показателю. То, что здесь говорилось об этой программе, это все правильно. Но эта программа, уважаемые дамы и господа, была выполнена всего на 5-6 процентов. А все что сказано было, было правильно сказано. Но нашему народу надо в 10, в 20 раз больше денег, потому что была запланирована одна сумма, а было выдано 5 процентов от этой суммы.
В отличие от России, более полувека нежелающей решать проблемы одного из своих народов, Германия в начале 90-х гг. проявила заинтересованность в участии в реабилитационном процессе в оказании помощи в пользу российских немцев. Вместе с тем германская сторона, в условиях, когда Россия не выполняет своих обязательств, перешла к односторонней самостоятельной деятельности в Российских регионах, отказавшись таким образом от участия в реализации Президентской Федеральной целевой программы по российским немцам. За прошедшие годы ею заметно расширена география, скорректированы акценты в поддержке российских немцев. Размеры помощи, предоставляемой российским немцам Россией и Германией за все годы сотрудничества несопоставимы. В этом случае германская сторона несла гораздо больше расходов. Однако в настоящее время остаются неясными правовые статусы и аспекты поддержки, оказываемой Германией в пользу российских немцев. Не оправдала надежд российских немцев и Межправительственная российско-германская комиссия по подготовке совместной программы мер мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности. Комиссия уже давно занимается только согласованием мелких проектов, а не тем для чего была создана и даже собирается вместо двух раз в год, как это было определено, только один раз в три-четыре года. По непонятным причинам, без всяких объяснений из состава членов российской части Межправительственной комиссии выведен представитель общероссийской Ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество». Руководство и представителей Федерального координационного совета не приглашают участвовать в заседаниях рабочих групп (апрель, июнь 2006 г., февраль 2007 г.). И на заседаниях самой Межправительственной комиссии предложения Федерального координационного совета, вносимые в российскую часть Межправительственной комиссии не учитываются при подготовке итоговых документов. Стороны – российская и германская – дистанцируются от Федерального координационного совета, не выполняя требований ими же утвержденного на 12-ом заседании МПК документа «Общие цели и стандарты оказания поддержки российским немцам на территории Российской Федерации». В части согласования мер поддержки проектов с представителями проектов общественности, а также в обеспечении открытости и гласности принимаемых решений. Такая практика игнорирования представителей государственных органов исполнительной власти, представителей гражданского общества в лице Федерального координационного совета не укладывается в логику настоятельных рекомендаций и требований Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича о необходимости диалога и учета мнения общественности. Реальные факты и дела свидетельствуют об отходе России и Германии от решений проблемы реабилитации российских немцев и от создания базовых условий для их сохранения, развития и укоренения в России, что является основным смыслом протокола, подписанного в 1992 г. Тогда 15 лет тому назад в начале межгосударственного сотрудничества российских немцев по переписи 1989 года было более двух миллионов человек. Тогда у нас еще были немецкие драмтеатр, радио, телепередачи на немецком языке, центральная газета, издавалась наша литература, более 20 членов Союза писателей, готовились учителя немецкого языка как родного, в школах тысячи детей изучали немецкий язык как родной. Для народа с такой численностью и этого мало. Но оно было. Сегодня российские немцы лишились и этого. Потеряв все что имели, российские немцы вынуждены и пытаются на общественных началах с помощью примитивных центров культуры при грантовой поддержке германской стороны решать проблему сохранения и развития своего народа. Видимо никто из присутствующих здесь не усомнится в том, что без государственных обязательств, гарантий и отеческой заботы по созданию необходимых условий сохранения и развития народа, эту задачу на одном энтузиазме общественности решить невозможно в принципе. В рамках межгосударственного сотрудничества созданы и развиваются условия по сохранению и развитию традиций, языка и самобытности культуры в немецких национальных районах, в муниципальных образованиях Азово и Гальбштадт, в которых проживают не более 4 % российских немцев от их общей численности. Но и там имеются сложные проблемы. Эти районы не конституированы, а значит не защищены от ветров перемен. Даже в этих районах нет ни одной национальной школы. Остальным 96 % российских немцев остается только мечтать и надеяться на лучшее. В этом контексте победные лакокрасочные итоги в достижении межгосударственного российско-германского сотрудничества по оказанию поддержки российским немцам, заявленные на проведенном форуме центров встреч в начале ноября прошлого года, профинансированным Минрегионом России в размере 2 миллионов рублей из средств погибшей Федеральной целевой программы и сегодня еще звучит издевательски по отношению к нашему народу. Учитывая нынешнюю стабильность социально-экономического развития, а также наличие соответствующей правовой базы в РФ ФКС российских немцев вносит следующее предложение:
• От имени Межправительственной российско-германской комиссии обратиться к Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу с просьбой принять решение о реабилитации народа - российских немцев;
• привести деятельность Межправительственной российско-германской комиссии в соответствии с протоколом 1992 года;
• Организовать систематическую работу российской части Межправительственной комиссии при активном участии общественности российских немцев федерального уровня;
• Увеличить представительство российских немцев за счет введения в ее состав видных деятелей из числа российских немцев, как это предусмотрено протоколов 1992 года;
• рассмотреть и утвердить проект нового межправительственного российско-германского соглашения по решению проблем российских немцев;
• Поддержать инициативу ФКС о проведении общенационального съезда немцев в 2008 году при его поддержке со стороны государственных органов власти Российской Федерации;
• решить вопрос о финансовой поддержке издания немецкоязычных печатных средств массовой информации российских немцев.
Также я хочу сказать и как бы дать ответ господину Бергнеру, который спросил почему нет сегодня никого из Государственной Думы. Да, должна была быть госпожа Дорошенко, юридический отдел, но их нет. Но я хочу ответить на этот вопрос г-на Бергнера. Я, как председатель комитета Государственной Думы по национальности, как зампредседателя Государственной Думы по национальности, хочу сказать следующее: 10 лет уже муссируется наш вопрос в Думе, 4 созыва
Михаил Пономарев: Председателем комитета, заместителями, членами могут быть только действующие депутаты. Вы же не депутат, представляйтесь соответствующим образом. Если там создан общественный совет при комитете, то так и называйте.
Виктор Баумгертнер: Ну да, общественный совет. Но я хочу сказать: 10 лет уже наш вопрос массируется в Думе и до сегодняшнего дня закон о реабилитации российских немцев не решен. Мы – единственный народ, который остался в России не реабилитированным. Остальные все народы – реабилитированы. Вот это я хотел сказать, а кто там что – это не самое главное.
Еще хочу проинформировать Вас, уважаемые дамы и господа, что я сейчас здесь изложил, все это лично передано господину нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину. Он написал резолюцию и передал в правительство решение нашего вопроса. И обещал решить в ближайшее время. Так как было очень трудно стране, но в ближайшее время, я имею в виду год или сколько там пройдет, наш вопрос будет решаться в правительстве России.
Благодарю Вас за внимание.
Уважаемый г-н Губернатор!
Уважаемые дамы и господа!
Позвольте от имени Федерального Координационного совета общественного движения российских немцев поприветствовать всех участников высокого межгосударственного собрания и пожелать успехов в реализации программы Межправительственной комиссии. В соответствии с решением Федерального Координационного совета я имею поручение выступить на этом заседании с докладом, в котором я хочу изложить мнение федеральной общественности относительно итогов решения проблемы российских немцев в рамках известного Межправительственного российско-германского соглашении реализации полномочий соответствующей Межправкомиссии, а также внести предложения по выводу проблемы российских немцев из кризисного состояния.
Учитывая дефицит времени, необходимость синхронного перевода, а также следуя наглядному примеру делового подхода, продемонстрированного Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем на европейской конференции, я в своем выступлении уйду от реверансов, витиеватых фраз и изложу мнение Федерального Координационного Совета в тезисах.
Уважаемые участники заседания!
Учитывая специфику, деликатность и особенность германской и российской действительности, в которой решается проблема российских немцев наша общественность с 2003 года объединилась на федеральном уровне в рамках Федерального координационного совета общественного движения российских немцев – Федеральная национально-культурная автономия российских немцев и общероссийская Ассоциация «Содружество», который мог бы удачно вписаться в межгосударственный исполнительный механизм по оказанию поддержки российским немцам. С этой целью Федеральная национально-культурная автономия и общероссийская Ассоциация «Содружество» приняли и утвердили в качестве руководства и практической деятельности концепцию сохранения и развития культуры российских немцев в XXI веке, которая прошла государственную экспертизу в профильных министерствах Российской Федерации – Министерстве образования, Министерстве культуры и рекомендована к практическому использованию. Элементом технической основы объединенной общественности и будущей системы самоорганизации является единое информационное пространство российских немцев, развернутое в регионах на базе наших общественных организаций с использованием интернет-технологий. Для профессионального ведения содержательной уставной деятельности Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и общероссийской Ассоциации «Содружество» в сфере культуры и образования эти организации учредили федеральный центр немецкой культуры, который в перспективе может быть приведен в статус лицензированного федерального учреждения культуры и образования. В такой совместной конфигурации без какой-либо поддержки со стороны Министерства регионального развития России мы проводим совместные форумы, 5-тый съезд ФНКА, 2-ой общероссийской Ассоциации «Содружество» (это было в сентябре 2005 года), международные круглые столы с приемов делегаций сорбов из Германии, руководителей немецких общественных организаций государств Украины, Казахстана, Киргизстана, организуем и проводим выставки художников, встречи со знаменитыми людьми. Издаем при помощи Посольства Федеративной Республики Германия журнал «Культура немцев России», а на собственные средства центральную газету «Neues Leben», издаем также книги. Только за последние три месяца мы издали три книги. Это совместно с Академией им. Фрунзе «Немцы на военной службе в российской армии» и «Философия общины».
Сегодня в Российской Федерации проживает более 600 тысяч российских немцев. Это по переписи, а на самом деле их намного больше. Проживая после депортации дисперсно, в основном в Сибири или на Урале, лишившись всего того, что было создано ими в течение полутора веков, наш народ в настоящее время лишен всяких основ сохранения как одного из народов нашей многонациональной России. У нас нет ни одного национального дошкольного и школьного учреждения, ни одного вуза или факультета, ни одного театра, ни одной национальной библиотеки. Нет издательства национальной газеты, радио и телевидения. По уровню образования российские немцы среди репрессированных народов занимают последнее место.
Более 65 лет российские немцы остаются не реабилитированным народом России, что кардинальным образом повлияло на процесс ассимиляции и выезд на постоянное жительство за границу. В результате образовалась другая проблема – проблема разделенного народа. Анализируя все что делалось за последние 15 лет, мы можем отметить серьезные намерения и шаги, связанные с желанием решения проблемы российских немцев. Это принятые в 1991 году законы Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов. В 1992 году был издан Указ Президента о создании в Поволжье немецкого национального района и округа. Были созданы два национальных района на Алтае и в Омской области. Россия совместно с Германией подписала протокол о сотрудничестве и создании Межправительственной комиссии. В 1997 году была принята и утверждена Президентская Федеральная целевая программы на период до 2006 года. Даже этот перечень уже говорит о серьезном внимании и намерениях, оказываемых государством решению проблемы российских немцев. И о наличии серьезных механизмов, нормальное использование которых могло бы дать положительный результат. При этом необходимо отметить, что все эти документы были приняты, как правило, в результате упорной борьбы за них общественности. Вместе с тем невыполнение вышеуказанных законов, указов, данных обещаний и Федеральной программы, безрезультатная десятилетняя законотворческая работа в Государственной Думе над проектами закона по реабилитации российских немцев, окончательно лишили многих из них надежд на то, что наш народ когда-либо будет признан равноправным на своей родине в России, становлению и укреплению которой он отдал немало своих сил. Получившая статус президентской Федеральная Целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 – 2006 гг. закончилась полным провалом. Дискредитировав свое звание и не достигнув цели ни по одному показателю. То, что здесь говорилось об этой программе, это все правильно. Но эта программа, уважаемые дамы и господа, была выполнена всего на 5-6 процентов. А все что сказано было, было правильно сказано. Но нашему народу надо в 10, в 20 раз больше денег, потому что была запланирована одна сумма, а было выдано 5 процентов от этой суммы.
В отличие от России, более полувека нежелающей решать проблемы одного из своих народов, Германия в начале 90-х гг. проявила заинтересованность в участии в реабилитационном процессе в оказании помощи в пользу российских немцев. Вместе с тем германская сторона, в условиях, когда Россия не выполняет своих обязательств, перешла к односторонней самостоятельной деятельности в Российских регионах, отказавшись таким образом от участия в реализации Президентской Федеральной целевой программы по российским немцам. За прошедшие годы ею заметно расширена география, скорректированы акценты в поддержке российских немцев. Размеры помощи, предоставляемой российским немцам Россией и Германией за все годы сотрудничества несопоставимы. В этом случае германская сторона несла гораздо больше расходов. Однако в настоящее время остаются неясными правовые статусы и аспекты поддержки, оказываемой Германией в пользу российских немцев. Не оправдала надежд российских немцев и Межправительственная российско-германская комиссия по подготовке совместной программы мер мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности. Комиссия уже давно занимается только согласованием мелких проектов, а не тем для чего была создана и даже собирается вместо двух раз в год, как это было определено, только один раз в три-четыре года. По непонятным причинам, без всяких объяснений из состава членов российской части Межправительственной комиссии выведен представитель общероссийской Ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество». Руководство и представителей Федерального координационного совета не приглашают участвовать в заседаниях рабочих групп (апрель, июнь 2006 г., февраль 2007 г.). И на заседаниях самой Межправительственной комиссии предложения Федерального координационного совета, вносимые в российскую часть Межправительственной комиссии не учитываются при подготовке итоговых документов. Стороны – российская и германская – дистанцируются от Федерального координационного совета, не выполняя требований ими же утвержденного на 12-ом заседании МПК документа «Общие цели и стандарты оказания поддержки российским немцам на территории Российской Федерации». В части согласования мер поддержки проектов с представителями проектов общественности, а также в обеспечении открытости и гласности принимаемых решений. Такая практика игнорирования представителей государственных органов исполнительной власти, представителей гражданского общества в лице Федерального координационного совета не укладывается в логику настоятельных рекомендаций и требований Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича о необходимости диалога и учета мнения общественности. Реальные факты и дела свидетельствуют об отходе России и Германии от решений проблемы реабилитации российских немцев и от создания базовых условий для их сохранения, развития и укоренения в России, что является основным смыслом протокола, подписанного в 1992 г. Тогда 15 лет тому назад в начале межгосударственного сотрудничества российских немцев по переписи 1989 года было более двух миллионов человек. Тогда у нас еще были немецкие драмтеатр, радио, телепередачи на немецком языке, центральная газета, издавалась наша литература, более 20 членов Союза писателей, готовились учителя немецкого языка как родного, в школах тысячи детей изучали немецкий язык как родной. Для народа с такой численностью и этого мало. Но оно было. Сегодня российские немцы лишились и этого. Потеряв все что имели, российские немцы вынуждены и пытаются на общественных началах с помощью примитивных центров культуры при грантовой поддержке германской стороны решать проблему сохранения и развития своего народа. Видимо никто из присутствующих здесь не усомнится в том, что без государственных обязательств, гарантий и отеческой заботы по созданию необходимых условий сохранения и развития народа, эту задачу на одном энтузиазме общественности решить невозможно в принципе. В рамках межгосударственного сотрудничества созданы и развиваются условия по сохранению и развитию традиций, языка и самобытности культуры в немецких национальных районах, в муниципальных образованиях Азово и Гальбштадт, в которых проживают не более 4 % российских немцев от их общей численности. Но и там имеются сложные проблемы. Эти районы не конституированы, а значит не защищены от ветров перемен. Даже в этих районах нет ни одной национальной школы. Остальным 96 % российских немцев остается только мечтать и надеяться на лучшее. В этом контексте победные лакокрасочные итоги в достижении межгосударственного российско-германского сотрудничества по оказанию поддержки российским немцам, заявленные на проведенном форуме центров встреч в начале ноября прошлого года, профинансированным Минрегионом России в размере 2 миллионов рублей из средств погибшей Федеральной целевой программы и сегодня еще звучит издевательски по отношению к нашему народу. Учитывая нынешнюю стабильность социально-экономического развития, а также наличие соответствующей правовой базы в РФ ФКС российских немцев вносит следующее предложение:
• От имени Межправительственной российско-германской комиссии обратиться к Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу с просьбой принять решение о реабилитации народа - российских немцев;
• привести деятельность Межправительственной российско-германской комиссии в соответствии с протоколом 1992 года;
• Организовать систематическую работу российской части Межправительственной комиссии при активном участии общественности российских немцев федерального уровня;
• Увеличить представительство российских немцев за счет введения в ее состав видных деятелей из числа российских немцев, как это предусмотрено протоколов 1992 года;
• рассмотреть и утвердить проект нового межправительственного российско-германского соглашения по решению проблем российских немцев;
• Поддержать инициативу ФКС о проведении общенационального съезда немцев в 2008 году при его поддержке со стороны государственных органов власти Российской Федерации;
• решить вопрос о финансовой поддержке издания немецкоязычных печатных средств массовой информации российских немцев.
Также я хочу сказать и как бы дать ответ господину Бергнеру, который спросил почему нет сегодня никого из Государственной Думы. Да, должна была быть госпожа Дорошенко, юридический отдел, но их нет. Но я хочу ответить на этот вопрос г-на Бергнера. Я, как председатель комитета Государственной Думы по национальности, как зампредседателя Государственной Думы по национальности, хочу сказать следующее: 10 лет уже муссируется наш вопрос в Думе, 4 созыва
Михаил Пономарев: Председателем комитета, заместителями, членами могут быть только действующие депутаты. Вы же не депутат, представляйтесь соответствующим образом. Если там создан общественный совет при комитете, то так и называйте.
Виктор Баумгертнер: Ну да, общественный совет. Но я хочу сказать: 10 лет уже наш вопрос массируется в Думе и до сегодняшнего дня закон о реабилитации российских немцев не решен. Мы – единственный народ, который остался в России не реабилитированным. Остальные все народы – реабилитированы. Вот это я хотел сказать, а кто там что – это не самое главное.
Еще хочу проинформировать Вас, уважаемые дамы и господа, что я сейчас здесь изложил, все это лично передано господину нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину. Он написал резолюцию и передал в правительство решение нашего вопроса. И обещал решить в ближайшее время. Так как было очень трудно стране, но в ближайшее время, я имею в виду год или сколько там пройдет, наш вопрос будет решаться в правительстве России.
Благодарю Вас за внимание.
Рубрики: Разное