Чиновников и историков «отдали на растерзание» российским немцам После окончания семинара к его участникам приехали гости – чиновники и историки, занимающиеся исследованием проблем российских немцев. Среди первых были советник отдела межнациональных отношений Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Маргарита Алексеева и давний знакомый наших руководителей и «общественников» Александр Сирченко.
Чиновников и историков «отдали на растерзание» российским немцамПосле окончания семинара к его участникам приехали гости – чиновники и историки, занимающиеся исследованием проблем российских немцев. Среди первых были советник отдела межнациональных отношений Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Маргарита Алексеева и давний знакомый наших руководителей и «общественников» Александр Сирченко. На сей раз он предстал перед собравшимися в новом качестве – главы отдела межнациональных отношений одноименного департамента Министерства регионального развития РФ (ранее в Минэкономразвития он занимался, в частности, Федеральной целевой программой по российским немцам). К слову, занимался на совесть и с присущими этому человеку искренней заинтересованностью и стремлением как можно оперативнее и объективнее решать все проблемы (что, согласитесь, среди чиновников встречается не столь часто, если не сказать – крайне редко). Так что возвращение Александра Александровича к курированию проектной работы российских немцев многих порадовало. Однако именно ему и досталась львиная доля (иногда крайне острых) вопросов. Но обо всем по порядку. Мы выбрали наиболее актуальные вопросы, поступившие от участников семинара – немцев России, Украины, Узбекистана, Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Молдовы.
«Вы к нам надолго?»
Как уже было сказано выше, на вопросы по самой острой теме – функционирования ФЦП – отвечал представитель Минрегионразвития РФ Александр Сирченко.
«Вы – надолго?». Этот вопрос – «не в бровь, а в глаз» после череды упразднений и реорганизаций различных госструктур, занимавшихся Федеральной целевой программой. Пожалуй, он волнует всех, кто так или иначе связан с проектной работой. И разобраться в нем сложно даже самим московским чиновникам. Ведь часть функций до сих пор осталась у Минэкономразвития, часть перешла в Министерство культуры, а часть отдана созданному несколько месяцев назад Министерству регионального развития РФ, в котором тоже (по словам г-на Сирченко) ясности до сих пор нет. И потому это – единственный из прозвучавших вопросов, ответ на который сложно дать однозначно.
–Кто знает – надолго ли? – честно поделился сомнениями Александр Александрович и припомнил недавнее посещение Министром регионального развития Владимиром Яковлевым музея на ВВЦ. В частности, там есть экспозиция, на которой можно посмотреть на портреты более десятка министров, сменявших друг друга за последние десять лет на не простом поприще управления национальной политикой. Однако после встречи и разговора с Министром Яковлевым относительно перспектив и задач этого ведомства г-н Сирченко, по его словам, поверил в то, что перспективы у нового министерства есть, и согласился принять на себя груз бремени главы отдела межнациональных отношений. – Хотя странно, что поначалу власть во всеуслышание заявила: будет воссоздан Миннац, но впоследствии из названия министерства куда-то делись слова «по делам национальностей», – добавил чиновник.
–Так с кем же теперь работать в рамках Федеральной целевой программы? – снова «пытали» г-на Сирченко. И он терпеливо разъяснял:
–Сейчас ФЦП находится в стадии «деления». Проектами, проходящими по строке «Капитальное строительство» занимается Департамент целевых программ Минрегионразвития, проекты в сферах культуры и образования пока остались в ведении Минэкономразвития. Но сложилась парадоксальная ситуация: у Минэкономразвития есть средства, но нет полномочий их использовать, а Минрегионразвития эти самые полномочия имеет, но у него нет пока средств на реализацию проектов. Я уже написал докладную записку Министру Яковлеву относительно того, что требовалось бы сделать в рамках ФЦП и Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев. Мы будем стараться, чтобы эта неразбериха сильно не повлияла на реализацию Программы в текущем году. Сейчас уже идет процесс приема заявок на проекты, и на всякий случай можно продублировать их в адрес двух министерств. Как только механизм заработает, сразу возьмемся за дело, – пообещал г-н Сирченко.
–Будет ли продлено действие Федеральной целевой программы? (Как известно, она пока рассчитана до 2006 года).
–В упомянутой мною докладной записке на имя Министра я, в частности, написал, что ФЦП должна быть продолжена, но только при условии ее значительной корректировки. Либо же надо писать новую Программу, которая соответствовала бы современным реалиям. Ведь на сегодняшний день она реализуется всего лишь на 3–5 % от тех сумм, которые были заложены в нее ранее. Возможно, необходимо будет корректировать даже Программу на 2005 год (в этом году на нее предусмотрено 152 млн. рублей). И это – не говоря о глобальном – то есть о целях, которые ставились перед ФЦП, когда она создавалась. Достигнуты ли они? И какими они должны быть в будущем?
–Возможно ли включение в новую (откорректированную) Программу тех регионов, которые ранее в нее не входили?
–Возможно, для рассмотрения вопросов пролонгации ФЦП будет создана специальная Рабочая группа, на ней и будет необходимым решить этот вопрос. Но имейте в виду, что общая «стоимость» Программы вряд ли будет увеличена, так что если в нее и войдут новые регионы, то придется пересматривать суммы на другие проекты других регионов, и, разумеется, в сторону уменьшения.
–Каковы шансы у немцев стран СНГ (Узбекистана, Казахстана и других) переехать в Россию? Предусмотрены ли такие возможности в рамках ФЦП?
–По предоставлению жилья: да, теоретически такие возможности предусмотрены. Некоторые объекты были построены (в Нойдорф-Стрельне, под Санкт Петербургом, в Ульяновской и Саратовской областях). Но их очень мало. Нет денег. На всю Россию на эти цели предусмотрено всего 70 млн. рублей. Вопрос об увеличении финансирования стоит на повестке дня, но реально ли это? Все будет зависеть от бюджета России. Я не имею права отвечать за все Правительство России. Что касается вопросов получения гражданства и адаптации на новом месте, то мы готовы помогать, но только рассматривая каждый отдельный случай, то есть индивидуально. Лично я не вижу реальных возможностей стимулировать процесс такого переселения в виду слабого финансирования, но тем, кто этот шаг уже сделал, считаю, что помогать надо.
«Культурные вопросы»
«Вторая порция» ответов выпала на долю советника отдела межнациональных отношений Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Маргариты Алексеевой.
–Каковы приоритеты вашего ведомства на ближайшее время?
–На 2006 год концепция Федеральной целевой программы в сфере культуры несколько меняется. Приоритеты будут отданы созданию и поддержанию инфраструктуры объектов культуры и системным «блокам». Проекты в этой сфере рассматривались, и будут рассматриваться. И судя по той – именно системной, плановой работе, которую проводит Международный союз немецкой культуры, именно вы, российские немцы, имеете большие шансы получить поддержку Министерства культуры.
–Имеют ли возможность «вклиниться» в этот процесс немцы Азербайджана и других стран СНГ?
–Все зависит от конкретной заявки. И все обсуждается.
«Исторические ответы»
Дошла очередь и до историков. На вопросы участников семинара отвечали известные своими многочисленными исследованиями по проблемам российских немцев ученые – д-р Альфред Айсфельд (Гёттинген, Германия), проф. Татьяна Иларионова (Москва), проф. Аркадий Герман (Саратов), проф. Светлана Бобылева (Днепропетровск) и проф. Ирина Черказьянова (Санкт-Петербург). Эта дискуссия получилась очень эмоциональной и больше похожей на разговор старых друзей, в споре пытающихся выяснить: кто мы? куда идем? зачем? и с кем нам по пути? И хотя главная цель историков – давать «исторические ответы», кто прав, наверное, все же ответит время. Однако не задавать эти вопросы тоже нельзя. Перефразируя русскую поговорку, можно сказать совершенно точно: российские немцы не хотят быть «Иоганнами, родства не помнящими»…
–В издающемся в Омске бюллетене «Культура», посвященном 60-летию окончания Великой отечественной войны, мы хотим во всеуслышание рассказать о том вкладе, который внесли российские немцы в дело Победы над фашистами. Как вы считаете, это обоснованно?
–Я считаю, что это абсолютно обоснованно! – сказал проф. Герман. – В тылу все трудились на Победу. Хотя тыл был, конечно, разным. Но российским немцам стесняться нечего!
–Есть ли необходимость российским немцам объединяться? Или принцип «в каждом селе – свой фюрер» – это наша национальная особенность?
–Там, где больше семи человек, происходит первый раскол, – считает д-р Айсфельд. – В аулах тоже есть баи. Нет, это не национальная особенность. Если есть этническая специфика, то объединяться можно. В общественном движении российских немцев за последние 15–17 лет проводилось множество съездов, конференций и т.п. Но назначались они зачастую «сверху», программы повторялись. А где цели?! Я посмотрел на «целевые» плакаты, которые вы рисовали во время работы этого семинара, и вижу, что у вас цели есть. И они реальны…
–Раскол в движении российских немцев происходит как раз из-за того, что ставятся нереальные цели, – считает проф. Герман. – Что касается финансирования, то всегда надо помнить о том, сколько средств реально могут выделить на наши проекты Россия и Германия, и что мы сами можем сделать. А призывы к восстановлению республики в сегодняшней ситуации в России – это не только глупо, но и преступно!
–Цель должна быть достижима и «измерима», – вступил в спор с профессором представитель молодого поколения Денис Матис. – Если республика не нужна, то что тогда?..
–А что, у нас есть цель что-то «измерять»? – задал встречный вопрос председатель МСНК Генрих Мартенс. – Как и чем можно измерить национальные особенности и гражданскую позицию? На мой взгляд, наша цель – чтобы дома, в семье, знали немецкие традиции, язык предков, чтобы работали национальные школы и детские сады, чтобы издавались газеты и журналы, чтобы наша творческая интеллигенция – поэты, писали, художники, артисты – могли творить… Это – главная цель. Тогда мы и сохранимся как народ.
–Ситуация такова, что некоторые организации российских немцев обращены в прошлое, к прошлым целям, а некоторые, как МСНК, – вперед. И они стремятся найти новые пути развития вместе с новой Россией. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Главное: должна быть линия формирования такой системы, где бы каждый рассчитывал на себя, – считает проф. Иларионова.
–Простой пример: раньше российским немцам было не «достучаться» до государственных чиновников, а сегодня они сами приезжают к нам на мероприятия, – заметил д-р Айсфельд. – И это ли не показатель, что все зависит от нас самих?..
Разумеется, на этом дискуссия не закончилась. Еще долго спорили участники семинара и гости о том, какими должны быть цели общественного движения российских немцев, каково их положение в Германии и что будет, скажем, после смены двух поколений… Наверное, спору этому нет конца: сколько людей – столько и мнений. Но, как сказал профессор Герман, надо просто каждый день делать что-нибудь хотя бы маленькое, но реальное. И тогда в итоге от этого будет толк.
Лариса Худикова
фото Анастасии Никифоровой
Опубликовано в МНГ № 4(153)