На территории бывшей шахты «1-я Северная» (Рязанская область) организовали музей горняков Подмосковья. Есть мемориальная стела в память о погибших от тяжелого, рабского труда, павильон с образцами инвентаря и орудий добычи угля. 18 мая здесь же состоялось открытие мемориальной доски, посвященной дате начала работ спецпоселенцев на шахтах Подмосковного угольного бассейна - 70 лет назад.
Много ли мы знаем о месте, где нам посчастливилось родиться, учиться, обзавестись друзьями, возмужать и комфортно устроить свой повседневный быт? Какую, кроме школьной программы, историю сумеем рассказать своим детям, о каких событиях сможем им поведать? И что мы знаем о наших соотечественниках, недавно живших по соседству с нашим домом? Какими они были, как жили и чем занимались? Мы не только не задумываемся об этом, но и просто не знаем. И если вдруг эти вопросы вам задаст ваш ребенок, поможет ли вам ваша память, в каких ее хранилищах начнете искать нужного ответа?
Итак, о том месте, где мы сейчас живем. С детства все слышали: Донбасс, Кузбасс… уверен, Подмосковный угольный бассейн в учебниках упоминался мелким шрифтом в разделе «внеклассное чтение». На самом деле, Подмосковный угольный бассейн, один из старейших в нашей стране, имеет большую и интересную историю, занимает особое место в отечественной угольной промышленности в связи с близостью к Москве и центральным промышленным областям страны.
В 1940 г.- Подмосковный бассейн добыл 10, 1 млн. т угля (6, 1 % общей добычи в стране), в 1945 г. — 20, 3 млн. т (13, 6%) Подмосковный бассейн превратился в мощную угольную базу страны. Он давал более 120 тыс. т угля в сутки и занимал по уровню добычи третье место после Донбасса и Кузбасса.
Еще раз обратите внимание: 1940 г. – 10,1 млн.т добычи угля и 1945 г. – 20,3 млн.т.. Это в период Отечественной войны, реальных, в этом месте, боев 1941 года и отсутствии людских ресурсов??? Сухие цифры я привожу для того, чтобы яснее понять причину такого стремительного роста производства и цену, заплаченную за его достижение.
Цена - это тысячи жизней советских немцев, превращенных в рабов сталинским указом «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г., когда была ликвидирована Автономная Республика Немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Для этой цели, заранее, на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было дано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Этот указ действовал до 1955 года, когда немцы были сняты с учета спецпоселения по Указу от 30 декабря 1955 года и получили право переезжать в другие районы страны. Но речь не шла о возвращении немцам конфискованного при депортации имущества или об их возвращении в места, откуда они были выселены. Появляться там запрещалось категорически.
В Скопинском и Милославском Районах Рязанской области (одно время часть этих территорий административно была включена в Московскую область) с начала Отечественной войны на различных тяжелых работах, - в первую очередь на шахтах Подмосковного угольного бассейна, стал использоваться подневольный труд депортированных советских немцев.
Согласно данным Рязанского общества «Мемориал» выявлены следующие объекты: Скопинские шахты под номерами: 44, 46, 46-бис; пришахтные объекты Побединский, Аварийный-Поплевино, Чулково, Совхоз им. Буденного; Мосжилстрой, совхоз КИМ, Новиково-Металлург. Поселок Комсомольский Скопинского района, который во время войны назывался колония «Шахта №46», находится между деревнями – Секирино и Кочугурки. Рядом, вплотную находятся терриконы шахт: 46, 44 и т.д. В упомянутые годы был частично зоной, где на спецпоселении отбывало не менее двухсот советских немцев, депортированных НКВД по национальному признаку из Поволжья в начале войны.
Проживали спецпоселенцы сначала в землянках, которые сами рыли, после 1953 года их переселяли в бараки (тоже сами строили), но многие продолжали оставаться в бараках-землянках жить, растить и воспитывать детей. В посёлке была комендатура НКВД, где спецпоселенцы обязаны были отмечаться. Многие работали в шахтах, на самых тяжелых работах. Хоронили погибших на сельском кладбище в селе Пупки. На кладбище есть кресты, памятники спецпоселенцам, можно насчитать около пятидесяти человек. Но на самом деле гораздо больше, так как на кладбище много неизвестных заброшенных могил того периода.
Совсем недавно, 28 августа 2011 года, мы отмечали трагическую для нашего народа дату: 70 лет издания Указа о переселении немцев. Прошло полгода, и, кажется, мы и думать забыли об этом. К счастью, в жизни происходят события, которые тревожат и не дают уснуть нашей памяти, которые не только наполняют память яркими знаниями, но глубоко проникают в сердце так, что свет их может храниться многие годы. И если вдруг память начнет забывать, сердце обязательно напомнит.
Такое событие произошло 18 мая 2012 г., событие, которое поразило нас неожиданным напоминанием, эхом трагической даты. Мы – это наш вокальный коллектив-сборная команда РННА г. Москвы в составе Дмитриева Владимира, Зиберт Юлии, Сафонова Александра, Сурковой Людмилы и Сергеева Михаила и супругов Александра и Валентины Михель, находясь в творческой поездке в Скопинском районе Рязанской области, встретили замечательного человека. Предприниматель, общественный деятель, заботливая мать, Ирина Константиновна Бантуш, она взяла на себя благородную миссию сохранить для потомков живые свидетельства истории Скопинских горняков, запечатлеть ее для будущих поколений. Пока живы еще немногие из тех, кто отдавал свои силы шахтерскому делу, кто выдавал на-гора десятки и сотни тонн столь востребованного страной угля, и, пока еще они не покинули нас, пока еще крепка их собственная память.
На территории бывшей шахты «1-я Северная» Ирина Константиновна и оргкомитет во главе с руководителем дополнительного офиса Скопинский ФАКБ «Русславбанк» (ЗАО) в г. Рязани Егоровой Альбиной Павловной организовали музей горняков Подмосковья. Сейчас здесь имеется мемориальная стела в память погибшим от тяжелого, рабского труда, павильон с образцами инвентаря и орудий добычи угля. В упомянутый день мы присутствовали на открытии мемориальной доски, посвященной дате начала работ спецпоселенцев на шахтах Подмосковного угольного бассейна. И вот уже почти четверть века прошло с тех пор, как закрыта последняя Скопинская шахта, и о былом напоминают лишь высящиеся то тут, то там бесплодные терриконы, поверьте, дух тех событий в торжественной тишине присутствует там и сейчас.
Нас поразил объем работы, проделанный этой скромной женщиной, по благоустройству заброшенной, превращенной в руины шахты, ее энергия и силы, затраченные на сбор демонстрационного материала. Но сейчас, это только начало пути, и сколько сил потребуется для его завершения трудно представить. И под силу ли это одному человеку?
Мы часто сетуем на отсутствие интересной общественной работы, отсутствие межрегионального общения и интересных тем совместной деятельности. Теперь я обращаюсь к коллегам: соединяйте приятное с полезным, приезжайте, потрудитесь ради создания музея на шахте «1-я Северная». От Москвы совсем не далеко: на автобусе пять часов, а если на автомобиле четыре. Уверен, вы получите удовольствие от общения с хозяевами этой земли, с удивительной природой этого места. Кто-нибудь еще помнит субботники? Добровольная работа в товарищеском коллективе всегда давала нам нечто большее, чем рыбалка или пикник на огороде. Память, сохраненная нами для потомков, след, который мы оставим на Скопинской земле, надеюсь, сохранит память и о нас.
Подробнее ознакомиться с местом организации музея вы можете на сайте www.muzey-shahterov.ru .
19.05.2012. г. Скопин.
Подготовил М. Сергеев.
Использовались материалы:
-Реферат «Подмосковному угольному бассейну 150 лет» г. Москва 2000г.
-Справка о немцах-спецпереселенцах. Рязанское общество «Мемориал»
- фото: Ю. Зиберт.
-Особую благодарность участники поездки за предоставленный транспорт выражают Дмитриеву Владимиру.