Социальная работа — чем она стала для нас


Социальная работа — это огромная ответственность, понимание необходимости оказания помощи нуждающимся людям. Это немалая эмоциональная и психологическая нагрузка. Тяжело на душе от ощущения бессилия, от невозможности помочь нуждающимся пожилым людям, от равнодушия детей и близких. Как и чем сейчас живут пожилые российские немцы в Яшкинском районе Кемеровской области? Как им можно помочь?

Социальная работа — это огромная ответственность, понимание необходимости оказания помощи нуждающимся людям. Это немалая эмоциональная и психологическая нагрузка. Тяжело на душе от ощущения бессилия, от невозможности помочь нуждающимся пожилым людям, от равнодушия детей и близких. Как и чем сейчас живут российские немцы в Яшкинском районе? Как им можно помочь?

Заниматься социальной работой мы начали с момента образования в 2006 году Яшкинского отделения Кемеровской областной общественной организации «Общество немцев «Видергебург». Первостепенной задачей стало составление списка репрессированных по Яшкинскому району и привлечение яшкинцев к участию в совместных мероприятиях. Первым таким крупным мероприятием стала встреча поколений российских немцев, посвященная 65-й годовщине депортации немцев, при участии заместителя губернатора Кемеровской области Евгения Михайловича Баранова. Впервые за годы депортации живые ее свидетели собрались вместе в зале районного Дома культуры, где состоялся открытый и очень живой разговор о факте депортации, о том, как складывалась после депортации жизнь российских немцев. На встрече присутствовали представители администрации Яшкинского района, а также одиннадцать глав сельских поселений — они обеспечили доставку участников на мероприятие. Более ста человек получили областные и районные награды, денежные премии за вклад в развитие Яшкинского района и Кузбасса, медали «За служение Кузбассу», «За веру и добро», «За достойное воспитание детей». С 2006 года такие встречи поколений российских немцев стали в районе ежегодными.

Впервые посылку Красного Креста с гуманитарной помощью мы принесли в 2009 году на 100-летний юбилей яшкинской долгожительнице Эмих Марии Федоровне. Пожилая женщина проживала в однокомнатной квартире на последнем этаже пятиэтажного дома со своей 75-летней дочерью — инвалидом детства. Жилищные условия в течение пяти лет не позволяли им выходить на улицу. Нелегкая судьба выпала на долю Марии Федоровны. В семье было трое детей, когда супруг Марии Федоровны скончался от туберкулеза через несколько дней после возвращения из трудовой армии. Двое детей унесла корь, в живых осталась дочь Ираида, она стала инвалидом после падения с качелей. Тяжелым был и труд Марии Федоровны — женщина всю жизнь отработала дояркой в совхозе «Ленинский». После ухода на пенсию, спустя многие годы, Мария Федоровна получила от государства однокомнатную квартиру. Так и случилось, что две пожилые женщины изо дня в день находились в маленькой квартире с видом на унылый, неблагоустроенный двор. Мизерная пенсия не оставляла даже крохотной возможности — приобрести телевизор, а старенький черно-белый сгорел несколько лет назад. После визита к Марии Федоровне и ее дочери Ираиде Владимировне мы долго приходили в себя, задаваясь вопросом: возможно ли такое в наше время? Посоветовавшись с руководством GTZ, советом Яшкинского отделения «Видергебурт», мы приняли решение о приобретении телевизора для семьи Эмих и передачи его в безвозмездное пользование. Как-то, навестив Марию Федоровну, мы в очередной раз изумились: пожилые женщины смотрели только первую программу и не прибавляли звук, боялись сломать телевизор. В прошлом году Марии Федоровны не стало, но греет душу мысль, что сейчас наш подарок помогает скрасить годы одиночества ее дочери Ираиде Владимировне.

В памяти остались и другие случаи. В семье Шнайдер — она проживает в частном доме без удобств — в 2011 году умерла Елена Генриховна, остался больной муж Давид Давидович 69 лет и дочь-инвалид, у которой десять лет назад отказали ноги. Центр социальной защиты населения Яшкинского района выделил ей инвалидную коляску, но она оказалось уличной, а значит, совершенно не приспособленной для передвижения в узких комнатах.

Но даже при таких условиях стеснения в передвижении, дома всегда чисто и приготовлена еда.

А Малько Эмилия Христьяновна в свои 86 лет проживает в частном доме с 46-летней умственно больной дочерью Натальей. Из восьмерых детей Эмилии Христьяновны в живыхосталось шестеро, но дети навещают ее нечасто. Не так давно Наталью осмотрел хирург и был очень удивлен, ведь дети с диагнозом «болезнь дауна» не доживают и до половины возраста Натальи. Эмилия Христьяновна рассказывает:

— Раньше с Натальей было проще, но с возрастом она стала нервной, например, не любит заправлять кровать. А когда я ее заставляю, делает это как попало. Но я немка, мне нужно, чтобы все было аккуратно. В прошлом году ходила в администрацию, написала заявление на получение квартиры — дом наш старый, стоит у дороги. Каждый год нам приходится менять пол, он гниет из-за сточных вод, те стекают прямо под дом. Ну как жить в частном доме с дочерью-инвалидом? Пришла комиссия, сказала, что крыша у вас еще не падает, жить можно...

Горшунова Мария Карловна, 1939 года рождения, вот уже пять лет разыскивает семью своей дочери, которая продала квартиру и уехала в неизвестном направлении. Мария Карловна с мужем коротают жизнь вдвоем и очень надеются, что дочь о них вспомнит, что они не попадут в дом престарелых.

Виктору Германовичу и Эмме Ивановне Ротермель надеяться не на кого, Бог не дал им детей, поэтому они, как могут, поддерживают друг друга. С годами у Виктора Германовича окончательно ухудшилось зрение и супруге приходится водить его за руку. Трогательно и печально видеть немощную пожилую пару, держащуюся за руки на улицах поселка.

Галле Лидия Фридриховна и Виктор Фридрихович всю жизнь проработали преподавателями в яшкинской школе №1, оба почетные работники образования. Лидия Фридриховна вынуждена была оставить должность директора школы, чтобы помогать дочери воспитывать внука-инвалида с диагнозом «детский церебральный паралич», который нуждается в постоянном дорогостоящем лечении. Родители и дедушка с бабушкой не опускают рук, для них главное, чтобы в свои четыре года Максимка научился хотя бы сидеть и тогда стало бы полегче.

Таких историй много, тяжело на душе от ощущения бессилия, от невозможности помочь нуждающимся пожилым людям, от равнодушия детей и близких. Но мы не опускаем руки, ведь часто человека нужно просто выслушать, утешить, оказать элементарную помощь. Пожилые люди радуются, словно дети, когда мы приходим помочь по хозяйству, в доме, на огороде. Тогда к людям приходит понимание — они не забыты, о них помнят. Кроме того, социальный центр предоставляет старшему поколению возможность общения с молодежью из числа российских немцев. Такое общение благотворно для всех: пожилые делятся своими воспоминаниями, опытом. Молодежь рада поделиться семейными проблемами, поговорить о погоде, политике, выслушать рассказы о жизни в немецких колониях, депортации, и ее последствиях.

Конечно, социальная работа — это огромная ответственность, понимание необходимости оказания помощи нуждающимся людям. Это и немалая эмоциональная и психологическая нагрузка. Потому что количество нуждающихся в такой помощи год от года растет. На сельских территориях, благодаря так называемому «сарафанному радио», новости разлетаются быстро, а немцы очень дружны, хорошо знают друг друга. Раз, получив помощь, они предлагают своим родственникам, друзьям, обратиться с заявлением в центр. Большую работу ведут наши активисты в возрасте от 65 и старше, они рады полезной деятельности, не желая «киснуть» и засиживаться дома. Пожилые люди с большим удовольствием и ответственностью занимаются работой по подготовке мероприятий, организации поездок в другие центры, уточнению списков репрессированных, обследованию их бытовых условий.

С. Симакова, председатель координационного Совета немцев Кемеровской области

Рубрики: Социальная работа