Генрих Мартенс рассказал Владимиру Путину о предстоящем 250-летии переселения немцев в Россию


  19 июля премьер-министр Владимир Путин  встретился с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций. Среди участников встречи были Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев. Беседуя с премьером, Генрих Мартенс назвал некоторые проблемы, которые сегодня волнуют российско-немецкую общественность. Приводим выдержку из стенограммы встречи.

19 июля премьер-министр Владимир Путин встретился с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций. Среди участников встречи были Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев. Беседуя с премьером, Генрих Мартенс назвал некоторые проблемы, которые сегодня волнуют российско-немецкую общественность. Приводим выдержку из стенограммы встречи.

В.В.Путин: Спасибо большое. Пожалуйста, уважаемые друзья, коллеги, у кого есть какие-то острые замечания, предложения, идеи? Прошу вас.

М.А.Членов: Членов, от Федеральной еврейской национально-культурной автономии. Я хотел, как бы продолжая высказывание уважаемого муфтия Равиля-Хазрата, со всей ответственностью сказать, что евреи не пришельцы, не ощущают себя пришельцами в России, случайно, может быть, оказавшимися на территории страны 200 лет тому назад как-никак. И первые свидетельства о пребывании евреев и жительстве их в России относятся к I веку новой эры, когда евреи обозначили своё присутствие в Краснодарском крае, и с тех пор мы живём здесь. История евреев в России драматична, долга, но и плодотворна.

Здесь был поднят вопрос о роли религиозных и национальных обществ в национальном мире и вообще в национальной политике России. Надо понимать, что система национальных организаций и автономий в части национально-культурных - серьёзный и важный элемент гражданского общества. Роль сегодня религиозных организаций несколько повыше, национальных - пониже и не соответствует, наверное, той задумке, которую российский законодатель хотел вложить в её деятельность. Что сделать для того, чтобы повысить эту роль? Она многообразна, может быть. Она, безусловно, и сейчас тоже выполняется, но недостаточно. Ну, во-первых, необходимы активизация и повышение статуса национальных организаций, привлечение их к практическому решению многочисленных вопросов, касающихся межнационального мира, согласия, толерантности, но и не только. На сегодняшний день в системе Правительства существует Минрегионразвития, которое курирует национальную политику. Я со своей стороны должен сказать, что меня вполне устраивает это кураторство, у нас сложились неплохие отношения, хотя несколько странно выглядит, что в глазах большинства россиян Минрегионразвития занимается проблемой ЖКХ. Национальная политика - где-то, может быть, что-то, то есть это 25-я проблема, которая мало кого вокруг волнует. Вместе с тем представляется весьма желательным обязать различные властные структуры, занимающиеся практическим решением множества этих вопросов, хотя бы консультироваться или принимать во внимание, советоваться с национальными и, безусловно, с религиозными объединениями, которые здесь сейчас преподали нам такую прекрасную, я бы сказал, духовно-нравственную проповедь, которую мы все с почтением и согласием выслушали. У национальных организаций есть множество разных аспектов их деятельности и, если угодно, интересов, которые практически все направлены действительно на укрепление Российского государства, российского общества в первую очередь и создание в нём атмосферы толерантности и дружбы.

Существует, например, международный аспект в деятельности национальных организаций. Каждое национальное объединение представляет собой, если угодно, некоторый мост между Россией и, соответственно, в тех случаях, когда это есть, государствами, где проживает большая часть данной национальности. Соответственно, Ближний Восток, который был здесь уже упомянут... Должен сказать, что опять же, продолжая высказывание уважаемого Равиля-Хазрата, евреи сегодня также ждут, когда же Россия проявит свою державность. В Израиле проживает, как мы все знаем, около 1,5 млн наших соотечественников бывших, и сегодня они ещё тоже соотечественники. Что это означает? Каждый из них оставил здесь по крайней мере пять, если не 10 родственников, друзей, знакомых и так далее, то есть в российском обществе имеется большая часть - несколько миллионов человек, которые заинтересованы на личном уровне, на семейном уровне в сохранении стабильности и достижении мира на Ближнем Востоке. 550 тыс. россиян посетили в прошлом году Израиль в качестве туристов. Хочется думать, что большая часть из них посетила с удовольствием и приехала с хорошими впечатлениями. У каждого из них также имеется пять или десять друзей, родственников, которым они рассказали об этой поездке и посоветовали поехать.

Мы, несомненно, заинтересованы в стабильности и достижении мира в ближневосточном конфликте. Сейчас планируется одностороннее провозглашение Палестинского государства, которое будет вынесено на рассмотрение Организации Объединённых Наций. С нашей точки зрения, такая односторонняя акция подрывает все правовые и юридические основы ближневосточного процесса, который базируется на нескольких соглашениях - на соглашении в Осло и на нескольких опять же решениях ООН. Мы, безусловно, с волнением ждём решения Правительства Российской Федерации о поведении, позиции в этом случае. Но нас пока не спрашивают, а на самом деле неплохо было бы и спросить.

Есть множество разных других проблем у многонациональных объединений. Завершая краткую свою реплику, хочу сказать: весьма желательна активизация деятельности именно национальных объединений, для того чтобы они стали известны обществу в гораздо большей степени, чем они известны сейчас. Благодарю.

В.В.Путин: Да, конечно. Если позволите, просто одна реплика по поводу одностороннего признания Палестины. Россия - правопреемник Советского Союза. Советский Союз давно признал Палестину, этот вопрос решён.

М.А.Членов: В 1988 году, но сейчас будет рассматриваться снова.

В.В.Путин: Это с МИДом нужно поговорить: здесь чисто формальные вещи, они не связаны даже с текущей ситуацией.

М.А.Членов: В любом случае мы хотим контакта по этому поводу с теми, кто будет решать эти вопросы.

В.В.Путин: То, что государство Израиль для нас особое государство, - это факт. Это практически русскоязычная страна. Она одна из немногих стран так называемого дальнего зарубежья, русскоязычная. Там фактически чуть ли не больше половины населения говорит на русском - это очевидный факт.

Да, пожалуйста, Генрих Генрихович!

Г.Г.Мартенс: Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации Путин! Уважаемый Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси! Уважаемый муфтий! Уважаемые дамы и господа, коллеги и товарищи по совместной работе на ниве межнациональных отношений в Российской Федерации!

В своём выступлении я хотел бы продолжить тему, которую затронул Членов Михаил Анатольевич. Это тема состояния и перспективы института национальных культурных автономий в Российской Федерации. В 1996 году был принят соответствующий закон, который поставил Российскую Федерацию в один ряд со многими передовыми странами Европы и мира, декларировал право на национально-культурную автономию всех этносов Российской Федерации.

Первая НКА, кстати, первая Федеральная НКА (Федеральная национально-культурная автономия) создана в России. Это была Федеральная НКА российских немцев 17 декабря 1997 года. Мы можем уверенно сказать, что институт НКА в Российской Федерации состоялся: действуют 13 федеральных национально-культурных автономий, целая сеть национально-культурных автономий в регионах, достаточно много инициатив. Люди, которые представляют наши этносы, знают нас, мы работаем с ними. Я не стану приводить конкретные примеры, но я могу сказать, только наша Федеральная НКА российских немцев в год проводит более 600 различных культурных, образовательных, молодёжных, детских мероприятий.

Хотел бы в своём выступлении затронуть проблемы. Должен сказать, что на сегодняшний день есть несколько таких проблем, которые не дают институту НКО (некоммерческая организация) развиваться. В комплексе они являются препятствием для дальнейшего развития наших организаций. Назову их по порядку.

Первое - это, на наш взгляд, существенная недооценка государством потенциала института НКО в общественной жизни Российской Федерации. То, о чём говорил Михаил Анатольевич. До сих пор нет постоянно действующей площадки для диалога этнических сообществ и государства. Мы помним, что в конце 1990-х годов была комиссия под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, куда входили представители всех национально-культурных автономий. На сегодняшний день она не работает.

Нет системы представительства от имени этнических сообществ в Общественной палате, в Федеральном Собрании Российской Федерации. Когда знакомишься с программами партий, складывается впечатление, что интересы российских этносов именно как этнических сообществ (я не имею в виду как граждан Российской Федерации), скажем, недостаточно полно представлены в практической деятельности, в программах партии. Иными словами, большая политика в межнациональных отношениях иногда делается в отсутствие тех, кто отвечает перед лицом своих этносов за эту политику.

Вторая тема, вторая проблема - это отсутствие целенаправленной системной и несистемной государственной поддержки программ этно-культурной деятельности ФНКА народов России.

И третья - это отсутствие государственной меры, направленной на саморазвитие института НКО. Я имею в виду такие, как принятые в большинстве развитых стран льготы на налогообложение для коммерческого сектора, поощрение меценатства, обязанность государства предоставлять помещения для деятельности НКО на льготной основе. В совокупности эти три комплекса проблем на сегодняшний день, несмотря на то, что институт НКА состоялся. Это, действительно, партнёр государства - это ответственный, целеустремленный, деятельный партнёр государства. Но, Владимир Владимирович, я должен сказать, мы не видим (я, по крайней мере) в наших НКА (и коллеги меня тоже поддержат) возможности для дальнейшего саморазвития, дальнейшего развития института НКА. Мы остановились в своём развитии.

Что я конкретно предлагаю? Конкретно. Первое. Должна быть создана постоянно действующая дискуссионная площадка для диалога этнических сообществ, возможно, и религиозных сообществ, и государства. Конкретно в качестве первого шага в этом направлении я предложил бы восстановить статус Совета по делам национальных культурных автономий при Правительстве Российской Федерации во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, который будет отвечать за это важнейшее направление деятельности жизни нашего государства, предоставить такому совету компетенцию консультирования госорганов в вопросах национальных и межнациональных отношений. Мы не требуем равноправного участия с государством. Мы хотим консультировать, мы хотим помогать, мы хотим участвовать в этих процессах. Мы хотим, чтобы эти процессы происходили совместно с нами.

В дальнейшем можно было бы рассматривать возможность формирования при Федеральном Собрании или при других органах Общественного совета по делам национальностей по аналогии с Общественной палатой или включать представителей федеральных национально-культурных объединений и автономий в состав Общественной палаты.

Затрону ещё одну возможность для дискуссий государства и гражданского общества в лице национальных культурных автономий. Это межведомственная группа по вопросам межнациональных отношений. Группа носит государственный характер, но было бы неплохо, если бы в качестве общественных экспертов, консультантов к деятельности этой группы привлекались представители национально-культурных автономий. Согласитесь, что это пошло бы только на пользу делу.

Второе конкретное предложение. Мы считаем, что должна быть многолетняя государственная программа поддержки этнокультурной самобытности всех этносов, и одновременно эта же программа должна быть ориентирована на формирование общегражданской идентичности. Каждый этнос должен видеть возможность участвовать в этой программе: где-то поддержка школы, где-то поддержка культурного центра, творческого коллектива и так далее, но это должна быть системная, регулярная и перспективная, на много лет ориентированная программа. Естественно, мы не говорим о том, что в ФНК должны получать зарплату. Нет, мы говорим о том, что должна быть система мероприятий: ФНКА конкурируют, участвуют в реализации этой программы, получают средства, реализовывают её, но это носит системный характер, а не от случая к случаю. Потому что если расстояние между проектами очень большое, то ФНКА, извините, может за это время существенно ослабнуть, если не сказать - погибнуть.

Второе. Мне кажется, в федеральный закон №74 об НКА необходимо внести изменения, касающиеся статуса социально ориентированной организации - ФНКА как социально ориентированная организация. Это даёт возможность получать поддержку с использованием меньшего налогообложения.

Наконец, я хотел бы сказать об очень больной теме для НКА и для других общественных организаций, но я сейчас говорю об НКА. До 1 января 2011 года мы как ФНКА российских немцев платили социальный налог 14%. С 1 января текущего года мы платим 34,2% социальный налог. Понятно, что наши возможности в связи с этим как института гражданского общества существенно сократились. Мы хотели бы делать больше, но у нас это не получится, потому что очень много средств съедает налогообложение. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Не может ФНКА народа России и «Газпром» платить одинаковые налоги. Наверное, здесь есть над чем подумать.

Далее. Нам казалось, что законодательство, по-моему, Госдума... Я был в отъезде, я был на Петербургском диалоге, поэтому не в курсе. Но мне кажется, Госдума приняла закон об изменениях в налоговом законодательстве, во вторую часть Налогового кодекса. Суть этих изменений: понимаете, мы хотим, чтобы ФНКА была действенным институтом гражданского общества, и была партнёром - серьёзным, солидным, ответственным партнёром государства. Но это можно сделать только двумя путями. Либо государство просто нас поддержит с помощью государственных программ - и это правильный путь. Но второй путь - это дать возможность самим и самому институту ФНКА дать удочку - не рыбу, а удочку - с тем, чтобы институт ФНКА с помощью этой удочки мог ловить рыбу. Для этого необходима, скажем, льгота на налогообложение, для этого необходима поддержка меценатства, для этого необходимы те программы, которые будут стимулировать наши организации работать самим: не просто быть нахлебником на шее у государства, но и самим добывать для себя средства для своей культурной деятельности.

Естественно, мы говорим о том, что концепция государства национальной политики Российской Федерации, которая была принята много-много лет назад, наверное, нуждается в доработке. И мы бы могли тоже наши предложения с нашей стороны сделать, если нас призовут и попросят, чтобы мы внесли такие предложения.

Как гражданин Российской Федерации, я считаю, что институт ФНКА должен стать не только ответственным и серьёзным партнёром. Мы и сейчас стараемся быть ответственными: мы не политизируем национальные темы, мы работаем с населением, мы проводим огромное количество реальных мероприятий - и курсы немецкого языка, и другие мероприятия, точно так же, как и все НКА. Но мы должны стать ещё и более или менее самостоятельным участником этого процесса. Мы должны, мне так кажется, иметь возможность доносить нашу позицию до руководства страны.

Я вам приведу конкретный пример. Возможно, с созданием «Народного фронта» и что-то изменится, я не могу пока сказать. Но в следующем году исполняется 250 лет со дня массового переселения немцев в Россию на основании манифестов Екатерины II. Тема просто очень выигрышная, очень интересная. Я уже говорил с немецкими коллегами, Министерством внутренних дел, послом Германии в России. Как-то меня там принимали - услышали эту тему и говорят: да, тема, действительно, очень хорошая, её надо поднять на межгосударственный уровень.

Владимир Владимирович, как-то у меня не получается дойти до Вас или до кого-то «наверху». Извините, я говорю просто, так, как оно есть.

В.В.Путин: Поэтому я сам к вам пришёл.

Г.Г.Мартенс: Вот это здорово!

В Германии проживают 4 млн соотечественников. Такая тема: здесь задача нового межправсоглашения между Россией и Германией по поддержке российских немцев. Я не могу добиться ни от кого серьёзного ответа, серьёзных подходов к решению этих вопросов. Я принёс с собой документы. Я был бы Вам благодарен, может быть, если бы Вы нашли в будущем 10 минут для того, чтобы обсудить такие темы.

В.В.Путин: Спасибо.

Г.Г.Мартенс: Спасибо.

В.В.Путин: Михаил Анатольевич (М.А.Членов) говорил здесь про Минрегионразвития. Я так понимаю, Вы полагаете, что этого недостаточно?

Г.Г.Мартенс: Ну ЖКХ...

В.В.Путин: Межнациональные отношения там на втором плане, да?

Г.Г.Мартенс: Вот не работает у нас программа...

В.В.Путин: Ну да. Если Вы не можете добраться для того, чтобы решать вопросы, связанные с 250-летием переселения немцев, то это значит, что всё-таки там происходит какой-то сбой. Мы подумаем, как это организовать.

Что касается постоянных контактов, я в начале своего выступления, в начале нашей встречи как раз сказал о том, что предлагаю на площадке Общероссийского народного фронта сделать постоянную контактную группу по проблемам, которые мы сегодня обсуждаем. Можно это формализовать и непосредственно на площадке Правительства Российской Федерации. Для этого мы в аппарате специальный отдел создадим и подумаем, как улучшить (особенно это касается даже не сегодняшнего дня, а будущего, послевыборного периода) работу соответствующего министерства. Не знаю, нужно его делить, выделять отдельно. Конечно, для такой страны, как Россия, наверное, специальное, специализированное ведомство было бы востребовано. Обязательно подумаем.

Я благодарен вам за проблемы, которые вы набросали. Я практически все их пометил. Здесь я вижу четыре проблемы основные и предложения по решению некоторых вопросов.

Что касается конкретики такой, как 74-й федеральный закон, - статус как социально-ориентированной организации, - конечно, это можно сделать, наверное. Посмотрим, какие там последствия.

Соцналог 34% - это тоже просто в общем порядке решение приняли, не задумываясь, видимо, о том, какие функции выполняют эти организации. Ваше предложение по поводу того, чтобы в отношении этих организаций ввести особый льготный режим налогообложения... Я так понимаю, что при осуществлении коммерческой деятельности...

Г.Г.Мартенс: При осуществлении общественной деятельности. Владимир Владимирович, при осуществлении общественной деятельности мы сейчас платим такие же налоги, какие, скажем, «Газпром» или другие коммерческие структуры...

В.В.Путин: Льготы для кого? Для того, кто дал деньги? Или для НКО? Мы разберёмся в этом, потому что если кто-то даёт деньги, если это благотворительность, то он даёт из прибыли, уже всё очищено от налогов. Понимаете? А если речь идёт о налогообложении самих организаций, не коммерческой деятельности... Тогда, конечно, общего режима быть не должно. Мы обязательно подумаем. Но если речь идёт о коммерческой деятельности, то тогда (вы все здесь люди взрослые, понимаете, да?), если мы введём льготное налогообложение коммерческой деятельности каким-то национальным организациям, то у нас весь бизнес сразу станет исключительно национальным. Обязательно подумаем. Спасибо Вам большое. Пожалуйста...

Источник: сайт "Единой России" Региональное отделение Ульяновской области

Рубрики: Разное