В Нойдорф-Стрельне проблемы с годами не решаются, а множатся


В середине 90-х годов федеральное правительство Германии инвестировало около 10 миллионов марок в проект компактного поселения для российских немцев. Цель выделения средств – дать немцам альтернативу выезду в Германию. 50 семей переехало в Нойдорф-Стрельну – в уверенности, что построенные для них дома вскоре будут принадлежать им. 11 лет спустя они все еще ждут этого.


В середине 90-х годов федеральное правительство Германии инвестировало около 10 миллионов марок в проект компактного поселения для российских немцев. Цель выделения средств – дать немцам альтернативу выезду в Германию. 50 семей переехало в Нойдорф-Стрельну – в уверенности, что построенные для них дома вскоре будут принадлежать им. 11 лет спустя они все еще ждут этого.

Нойдорф-Стрельна, когда-то образцовое немецкое поселение под Санкт-Петербургом, за годы своего существования превратилась в российско-германский конфликт перманентного характера. При этом потребность в разрешении этого конфликта есть только у одной стороны, а именно у Германии. Поэтому немецкие гости возмутились, когда на недавней встрече в Москве представителей ответственных за решение проблем российских немцев министерств, чиновник из Минэкономразвития предложил тему Нойдорф-Стрельны вообще снять с повестки дня подобных заседаний. Мол, дело закрыто. Чиновники из Берлина покачали в знак несогласия головой. Они попросили предоставить им информацию и цифры. Письма из Нойдорф-Стрельны, лежащие на столе у уполномоченного федерального правительства по делам переселенцев, свидетельствуют совсем не в пользу «закрытого дела». В них написано, что многие жители Нойдорфа заплатили за свои дома. При этом документа, подтверждающего их право владения собственностью, они до сих пор не получили.

Когда первый уполномоченный по делам переселенцев Хорст Ваффеншмидт (ХДС) и питерский губернатор в 1996 году заложили первый камень в основание Нойдорф-Стрельны, мир был еще в порядке. Речь шла тогда об «острове надежды». Но правительство, которое после выборов 1998 года получила право сформировать СДПГ, заморозило в начале XXI века строительство компактных поселений на Востоке. Из 170 запланированных в Нойдорфе домов для 1000 российских немцев было построено лишь 38. Сооружения типа кирхи, школы остались только в проектах архитекторов. 50 семей из Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Сибири, преодолев жесткий конкурсный отбор, чувствуют себя сегодня обманутыми. Некоторые даже не исключают, что получат извещение, где будет написано, что им надо переехать во временные жилища.

«Вопрос Нойдорф-Стрельны тогда будет снят с повестки дня, когда каждая семья получит свидетельство о праве собственности на дом и землю, на котором он стоит», - говорит Лев Берг. Берг – руководитель инициативной группы в Нойдорфе. Письменную гарантию, что его дом записан на него, он не может предъявить. Никто из жителей поселка не может показать такой документ. «Но это нам было обещано, когда мы переезжали сюда, - от имени российского правительства», - уверяет Берг. «О земельном участке до сих пор вообще ни разу и речи не было».

С 2000 года у каждого жителя поселка есть возможность, по крайней мере в теории, приобрести дом. Люди, которые в Советском Союзе подвергались репрессиям, могут выкупить свои дома, заплатив за них значительно меньше рыночной стоимости (ок. 3500 евро). Но не все так просто. Отчасти из-за того, что некоторые первые жители поселка уже ушли в мир иной. Не все члены семей имеют на руках документы, подтверждающие, что они являются потомками репрессированных, у некоторых утеряны свидетельства о реабилитации. Пару недель назад жители поселка написали письмо президенту Дмитрию Медведеву. Они боятся, что из-за нюансов юридического характера им не удастся получить дома, предназначенные для двух семей.

Немецкая сторона сделает все возможное, чтобы на следующем заседании Межправкомиссии по проблемам российских немцев, которое пройдет в середине мая в Томске вопрос Нойдорф-Стрельны был на повестке дня, говорит Александр Шумахер, руководитель реферата в Министерстве внутренних дел Германии, отвечающий за проблемы российских немцев. Что-то уже удалось достичь и на последней встрече в начале апреля, где готовились к томскому заседанию. Российская сторона заверила, что прибыль от продажи домов пойдет на поддержку российских немцев. Шумахер думает о реализации дополнительных социальных проектов. «Иначе деньги остались бы в бюджете Санкт-Петербурга». Но Шумахер не во всем согласен с российскими партнерами. «Для нас тема будет закрыта только тогда, когда последний дом будет передан его владельцу».

Диана Лаарц

Ранее по теме:

08.04.2011
Идет подготовка к Межправкомиссии

Предстоящее заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев обещает быть не таким скучным и пресным, как предыдущие. Собиравшаяся 6–7 апреля в Москве рабочая группа по подготовке заседания комиссии, которое пройдет в Томске 16–17 мая, выявила ряд разногласий в позициях германской и российской сторон.

Раздел: Межправкомиссия Подробнее...
21.09.2009

Остров надежд

Названный в конце 90-х «образцовым» поселок для немцев Нойдорф не оправдал ожиданий
Лед как будто тронулся. Весной этого года, после 10 лет поиска, нашли способ приватизировать жилье, построенное для этнических немцев в конце 90-х на деньги правительства Германии в поселке Нойдорф-Стрельна под Санкт-Петербургом. Правда, прошло уже несколько месяцев с момента принятия решения о механизме передачи домов, находящихся в собственности РФ, лицам, в них проживающих, а дома еще никто не получил.

Рубрики: