Во благо России и стран СНГ

За последние 20 лет произошло разделение российских немцев на «немцев Германии» и «немцев СНГ». Наши соплеменники стали гражданами разных государств, встала проблема интеграции разделённого «надвое» этноса. Но внутри этой проблемы назрела ещё одна, не менее острая, ведь расслоение российско-немецкого этноса произошло отнюдь не «надвое». Немцы разных государств СНГ по законам развития этих стран всё более отдаляются друг от друга, живя в казахской, узбекской, украинской, грузинской реальности... Их страны в разной степени, но неизбежно утрачивают русский язык, а необходимость восприятия решительно входящего в обиход языка титульной нации сужает возможности изучения немецкого.  Что стоит на первом месте – гражданская или этническая идентичность? Кто мы в первую очередь – россияне или немцы? И имеет ли здесь вообще значение очерёдность?.. Об этих и других вопросах шла речь на конференции «Единая гражданская идентичность и многонациональность в медиапространстве России: реалии и перспективы», которая состоялась 9 февраля в Москве.

Во благо России и стран СНГ
За последние 20 лет произошло разделение российских немцев на «немцев Германии» и «немцев СНГ». Наши соплеменники стали гражданами разных государств, встала проблема интеграции разделённого «надвое» этноса. Но внутри этой проблемы назрела ещё одна, не менее острая, ведь расслоение российско-немецкого этноса произошло отнюдь не «надвое». Немцы разных государств СНГ по законам развития этих стран всё более отдаляются друг от друга, живя в казахской, узбекской, украинской, грузинской реальности... Их страны в разной степени, но неизбежно утрачивают русский язык, а необходимость восприятия решительно входящего в обиход языка титульной нации сужает возможности изучения немецкого.
Что стоит на первом месте – гражданская или этническая идентичность? Кто мы в первую очередь – россияне или немцы? И имеет ли здесь вообще значение очерёдность?.. Об этих и других вопросах шла речь на конференции «Единая гражданская идентичность и многонациональность в медиапространстве России: реалии и перспективы», которая состоялась 9 февраля в Москве.
В следующем номере "Московской немецкой газеты" (выйдет 25 февраля) мы планируем напечатать информацию об этой конференции, а также мнения специалистов и небезразличных к данной проблематике российских немцев. Если у Вас есть, что сказать, то поделитесь с нами Вашими мыслями, комментарии, предложениями. Наиболее интересные мы опубликуем в газете. (Комментарий по теме полиэтничности, этнической и гражданской идентичности можно оставить здесь. Желательно указать свое имя и фамилию).
Союз журналистов России, «Евразия Медиа-Центр» и Международная конфедерация журналистских союзов (МКЖС) в рамках Национального форума российских СМИ в Центральном Доме журналиста 9 февраля провели конференцию «Единая гражданская идентичность и многонациональность в медиапространстве России: реалии и перспективы». Дискуссии шли по двум заранее заявленным темам – «Преодоление стереотипов восприятия в СМИ России и постсоветского пространства» и «Русь, куда несёшься ты? Или многонациональное расписание на завтра».
Дискуссии шли по двум заранее заявленным темам – «Преодоление стереотипов восприятия в СМИ России и постсоветского пространства» и «Русь, куда несёшься ты? Или многонациональное расписание на завтра».
Участниками конференции стали ведущие российские журналисты, учёные, политики. Мероприятие модерировали генеральный секретарь МКЖС и секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян и директор Главной дирекции стран СНГ и Балтии РИА «Новости» Алан Касаев.
Открывая конференцию, Ашот Джазоян подчеркнул право каждого российского гражданина чувствовать себя россиянином, а председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов поставил акцент на национальном, социальном, личном доверии между людьми.
Григорий Померанц, недавно вместе с супругой Зинаидой Миркиной награждённый Норвежской академией литературы и свободы слова премией классика норвежской литературы Бьёрнстьерне Бьёрнсона, в своём выступлении определил возможность создания нового гражданского общества на постсоветском пространстве через мир русского языка, русофонию. По мнению философа, необыкновенный взлёт русской культуры в своё время произошёл в том числе благодаря «двойной» национальной идентичности многих россиян, обязательно включающей в себя русское начало. Наиболее приемлемый путь развития культуры, по мнению Г. Померанца, – это отказ от имперской спеси, ностальгии по ней и культивация русофонии. Полиэтничность в современном обществе – это черта высокой образованности.
Представители молодого поколения на постсоветском пространстве в качестве языка межнационального общения уже используют, к сожалению, не русский, а английский. Русский язык в СНГ катастрофически сокращает сферу своего влияния, а это повод для ещё одного социального расслоения. Главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе, человек «двойной идентичности», поддержал идею Г. Померанца о русофонии – поле тяготения к непостижимой русской культуре. На карте бывшего Советского Союза сейчас явственно проступает новая языковая карта. В начале 1990-х Россия на время прекратила взаимосвязи с другими странами СНГ, и они начали переформатироваться, этот процесс становится необратимым. По мнению А. Эбаноидзе, нужно осмыслить былую ошибку, чтобы сохранить русский язык для межнационального общения. Отрадно, что появляются такие организации, как Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС), ищущий всё новые точки приложения своих усилий во благо единства культур СНГ.
Полиэтничность должна восприниматься как положительное явление: генерация нового всегда происходит при участии «другого». Нельзя поддерживать позицию обеспокоенности по поводу «двойной гражданской лояльности» граждан России, к примеру, российских немцев, которые в силу двойственности этнического сознания живут «по-русски» и «по-немецки» одновременно. Маргарита Лянге, советник директора «Радио России», как ещё один пример подобного рода «двойной идентичности» привела российских корейцев.
Полиэтничность – феномен, который нужно беречь и развивать, и это важно подчёркивать в прессе. Картины мира таких народов, как российские немцы и российские корейцы, включают в себя элементы с отрицательным наполнением: осознание окружённости своего чужим, ощущение «нигде на родине», генетический страх перед изгнанием, состояние постоянной уязвимости, страх быть заметнее других, обострённое желание справедливости. С учётом новых условий возможна коррекция этнических мировоззрений.
Евгений Кожокин, заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, обратил внимание на своеобразие философии гедонизма в современной России: как ни включишь телевизор, на экране либо убивают, либо едят. А слово «гражданин» в русском языке ассоциируется не со свободой, а с тюремным заключением. Для создания нового гражданского общества важно изменение ценностных установок. Олег Попцов заявил на конференции о необходимости создания кодекса журналистской чести, Маргарита Лянге ратовала за воспитание журналистов, которые будут реагировать на общественные проблемы не по указке, а по зову совести.
Президент исследовательского холдинга «Romir» Андрей Мелёхин познакомил собравшихся с результатами мониторинга на тему «Социальные, экономические и информационные отношения стран бывшего СССР: материалы международного исследования». По этим данным, Россия дружелюбнее относится к Германии, чем к некоторым странам ближнего зарубежья. Как выяснилось, только пятая часть россиян поддерживает регулярные контакты с жителями других стран СНГ. А ведь наши страны объединяет общая история, в том числе Великая Отечественная война.
Каким образом с помощью «высоких технологий» создать высокие межэтнические отношения? Эту проблему в своём выступлении затронул Андрей Быстрицкий, председатель ГРК «Голос России».
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов с иронией заметил, что конференция отчасти похожа на совещание вулканологов: проблемы понимаем, но ничего сделать не можем. Однако не всё так драматично, если ставится задача расширения зоны моральной ответственности (сегодня это поле сузилось до семьи – россиянин не готов отвечать за страну, народ), а «Пушкин и Чехов помогут нам больше, чем любая власть» (А. Джазоян). Хотя, увы, «свобода слова не стала силой слова» (З. Миркина).
Елена ЗЕЙФЕРТ

Рубрики: Разное