Национальная принаддежность - дело личного выбора? В октябре текущего года в нашей стране пройдет вторая постсоветская перепись населения. По ряду вопросов (национальный состав, владение родным языком, уровень образования и др.) данные переписи - единственный источник информации. А необходимы эти данные, зафиксированные официальной статистикой, для решения различных проблем: не только социально-экономических (разработка школьных программ по преподаванию родного языка в национальных регионах Федерации, издание учебников, литературы на родном языке, подготовка различных программ поддержки коренных малочисленных народов и многих других вопросов), но и политических. А потому, согласно данным ряда федеральных СМИ, «подготовка к переписи в национальных регионах напоминает предвыборную кампанию».
Национальная принадлежность – дело личного выбора?
В октябре текущего года в нашей стране пройдет вторая постсоветская перепись населения. По ряду вопросов (национальный состав, владение родным языком, уровень образования и др.) данные переписи - единственный источник информации. А необходимы эти данные, зафиксированные официальной статистикой, для решения различных проблем: не только социально-экономических (разработка школьных программ по преподаванию родного языка в национальных регионах Федерации, издание учебников, литературы на родном языке, подготовка различных программ поддержки коренных малочисленных народов и многих других вопросов), но и политических. А потому, согласно данным ряда федеральных СМИ, «подготовка к переписи в национальных регионах напоминает предвыборную кампанию».
Кого и как считать?
Так, Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин призвал депутатов начать «серьезную разъяснительную работу» среди населения по подготовке к Всероссийской переписи-2010. Речь не идет о какой-то технической агитации или социальной рекламе. Важным аспектом предстоящей переписи Фарид Мухаметшин считает «достоверность в сборе данных по численности представителей различных национальностей России».
Напомним, что перепись 2002 года прошла в Татарстане не совсем ровно: в период подготовки к ней, когда ученые-этнографы разрабатывали инструментарий, татарские политики упрекали их в стремлении к уменьшению численности татарского народа путем «раздробления единой нации». После переписи-2002 в Татарстане и за его пределами стали говорить о фактах «массовых нарушений и подтасовок» в отношении некоторых народностей, которых насильно записывали татарами.
Вопрос национальной самоидентификации накануне предстоящей переписи-2010 поднят и черкесскими общественниками. Последние призывают адыгейцев, кабардинцев, черкесов Карачаево-Черкесии и причерноморских шапсугов единообразно обозначить на переписи свою национальность как "черкес" или "адыг". Председатель общественного движения "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Арамбий Хапай согласен с предложением черкесских общественников. "У нас нет другого выхода. Мы не адыгейцы, не кабардинцы, не черкесы, на адыгском языке мы все - адыги. А фактически в стране нет адыгов, есть адыгейцы, черкесы, шапсуги, кабардинцы. Может, кто-то специально это сделал, а может быть, никто не думал об этом. Просто после Кавказской войны оказалось, что адыги остались кусочками", - сказал Хапай ИА REGNUM Новости.
В Хакасии подобный вопрос также поднимался накануне переписи 2002 года. Правда, тогда ряд общественников, наоборот, призывали представителей хакасского народа указывать в графе анкеты о национальной принадлежности не «хакас», а название своей диалектной группы (сагайцы, качинцы). Мотивировали они это тем, что диалектные группы (а число их представителей будет меньше 50 тысяч человек) смогут претендовать на статус коренного малочисленного народа, а соответственно, и на поддержку в рамках федеральных целевых программ.
С данной позицией в корне не согласен председатель республиканского Совета старейшин Владислав ТОРОСОВ:
- Это неправильная позиция, нельзя раскалывать народ на диалектные группы. Подобная агитация перед переписью 2002 года уменьшила численность хакасов примерно на 3%. Хакасы - это единый народ, имеющий свою государственность, которую необходимо сохранить. Перед переписью мы будем проводить разъяснительную работу среди населения, чтобы представители коренной национальности указывали свою национальность как хакас. Необходимо сплачивать этнос.
- Национальная принадлежность в нормальном гражданском обществе - дело личного выбора, человек вправе указать любую национальность, культуру которой он разделяет, - считает заместитель министра территориальной и национальной политики РХ доктор философских наук Лариса АНЖИГАНОВА: - Человек имеет право на мозаичную идентичность: он может считать себя человеком мира, гражданином определенного государства и в то же время быть представителем той или иной этнической группы. В нашем случае хакасы и будут являться этнической группой. Если при проведении переписи представители различных диалектных групп укажут в графе национальность название своей группы, а не общий этноним «хакасы», мы станем представителями коренных малочисленных народов. А в этом случае мы не сможем претендовать на статус титульного этноса, что в будущем может привести к потере статуса республики. Хакасы - это сложившийся этнос, который имеет государственность, общую культурную идентичность, государственный статус хакасского языка зафиксирован законодательно. Мы не можем осуществлять исторически попятное движение.
Дело в инструментарии
«Перепись - это не столько научное, сколько государственное и политическое мероприятие, и к числу наиболее интересных сюжетов относится методологически важная проблема, как здесь соотносятся различные "логики" - научная, административная, политическая и технологическая. Результат взаимоотношения этих логик и различных политических и научных решений нередко бывает противоречивым, что и отражают материалы всех советских переписей», - писал после переписи-2002 член комиссии Института этнологии и антропологии РАН по подготовке переписного инструментария С.В. Соколовский. И далее: «Как и в прошлых советских переписях, перепись 2002 года не учитывала возможность двойной этнической идентичности, и около 10 процентов населения были вынуждены делать жесткий выбор в пользу одной из национальностей своих родителей. Как и во все времена, предпочтение отдавалось наиболее престижной и статусной форме идентичности - русской. Именно поэтому в России статистически стало меньше украинцев и белорусов, хотя они не «вымерли» и не уехали. То же в отношении таких численно крупных категорий, как марийцы, удмурты, чуваши, мордва. Перепись как бы забежала вперед, отразив факт этнической ассимиляции представителей этих и ряда других групп, хотя на самом деле процесс развивается медленнее и не столь однозначно», - считает ученый.
Будет ли новая анкета учитывать двойную этническую идентичность гражданина, пока неясно. Как пояснила нам начальник отдела статистики населения и обследования населения Хакасстата Татьяна ГЕРНЕГО, форма анкеты для предстоящей переписи утверждена в декабре 2009 года, однако регионы ее пока не получили. По словам специалиста, в связи с кризисом (необходимостью экономии средств) количество вопросов в анкете будет уменьшено, но вопрос о национальной принадлежности будет сохранен. При прошлой переписи, рассказывает Татьяна Гернего, переписчики отмечали факты, что человек «явно не славянского происхождения» на вопрос о национальной принадлежности отвечал «русский». А так как национальность записывается переписными работниками только со слов опрашиваемых и на основе их личного самоопределения, переписчики записывали то, что говорил опрашиваемый. Также при проведении переписи-2002 было получено много различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличалось друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп, отметила специалист.
Всего же, согласно данным переписи 2002 года, в Хакасии проживают представители свыше 106 национальностей. Наиболее многочисленных национальностей (численность представителей которых превышала 1000 человек) на октябрь 2002 года было 10 - это русские, хакасы, немцы, украинцы, татары, белорусы, чуваши, мордва, азербайджанцы, шорцы. На январь 1989 года таких национальностей было 9 (в 2002 году в эту группу вошли азербайджанцы).
Впервые после переписи населения 1926 года была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (этническая группа национальности «татары»), их в республике проживало на 2002 год 3 человека. Также впервые после переписи 1897 года была получена численность лиц, назвавших себя казаками (33 человека). Не стали отвечать на вопрос о национальной принадлежности 192 человека.
По мнению академика Валерия Тишкова (директор Института этнологии и антропологии РАН), некоторые люди в России никогда не задумывались над тем, кто они по национальности, тем более что в гражданском паспорте с 1997 года нет графы «национальность». Дети, рожденные в смешанных браках, часто имеют двойную этническую идентичность. По этой причине, несмотря на жесткие установки, от переписи к переписи миллионы советских людей совершали переходы из одной группы в другую. Наиболее очевидные примеры таких переходов - это превращение украинцев в русских между переписями 1926 и 1937 годов, евреев в русских в первых советских переписях и наоборот - русских в евреев в переписях 1979 и 1989 годов, татаро-башкирские дрейфы во всех советских переписях. Феномен этнического дрейфа проявил себя и в переписи 2002 года, уверен ученый.
- С середины 1980-х годов из нашей страны в Израиль выехало 1 млн 200 тыс. человек, а евреев меньше не стало. Значит, люди начинают осознавать себя евреями, указывают в переписях (1989, 2002 годов) свою национальность «евреи», - делает вывод председатель Еврейской национально-культурной автономии РХ Григорий ПЕХОТНИК. - В то же время многие евреи предпочитают записываться русскими - я могу много привести примеров. Так, один из абаканцев по имени Натан Соломонович настаивает, что он русский. Другой случай - секретарь нашей общины Наталья Горшкова во время прошлой переписи записала свою маму как русскую (а она еврейка), так та на нее до сих пор за это в обиде. А призывать кого-то указывать свою национальность мы не будем - это личное дело каждого.
Подготовила Ольга КАРАЧАКОВА
Газета «Абакан»
Источник: http://www.stranaodna.ru