И дым отечества им сладок и приятен

Впервые за долгие годы в Россию из-за рубежа возвращаются русскоязычные граждане Летом 2006 года оправившаяся от политической междоусобицы и экономической нестабильности Россия сделала подарок всем людям, постоянно проживающим за ее пределами, но считающим своим родным языком русский. Указом президента был дан старт «Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Бывшие советские граждане получили возможность не только вернуться из-за границы и обзавестись российским паспортом, но и гарантированно получить от государства подъемное пособие, работу и даже жилье. Нынешней осенью настало время «считать переселившихся цыплят»: с 28-го по 30 сентября в Калининграде состоялся международный информационный форум «Интеграция соотечественников — 2009».

И дым отечества им сладок и приятен

Впервые за долгие годы в Россию из-за рубежа возвращаются русскоязычные граждане

Летом 2006 года оправившаяся от политической междоусобицы и экономической нестабильности Россия сделала подарок всем людям, постоянно проживающим за ее пределами, но считающим своим родным языком русский. Указом президента был дан старт «Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Бывшие советские граждане получили возможность не только вернуться из-за границы и обзавестись российским паспортом, но и гарантированно получить от государства подъемное пособие, работу и даже жилье. Нынешней осенью настало время «считать переселившихся цыплят»: с 28-го по 30 сентября в Калининграде состоялся международный информационный форум «Интеграция соотечественников — 2009».

Место проведения форума было выбрано не случайно. С сентября 2007 года в Калининградскую область прибыло более 50% (около 6200 человек) от общего количества участников программы. Регион одним из первых подключился к новому курсу российского правительства, протянувшего руку соотечественникам на чужбине. До кризиса здесь наблюдался стабильный рост ВВП, да и приморский климат, а также близость к относительно благополучной Европе сыграли для возвращенцев не последнюю роль.

По словам областного министра по развитию территорий Михаила Плюхина, в последние годы в области было намечено несколько крупных инвестиционных проектов. Таких, как строительство Балтийской АЭС и новой прибрежной автострады, реконструкция местного аэропорта Храброво в международный транзитный авиаузел. Одним словом, региону понадобились рабочие руки, и прежде всего в строительной отрасли.

Однако балтийское «добро пожаловать!» довольно быстро напоролось на привычные в России грабли бюрократии и волокиты. Известно, что людям, получившим свидетельства участников программы, изначально предлагается определенное рабочее место. И хотя будущие переселенцы получают от потенциальных работодателей гарантийные письма о сохранении для них вакантной должности в течение полугода, процесс оформления миграционных документов занимает так много времени, что по приезде в Россию людям, как правило, приходилось искать работу по новой.

— Когда два года назад мы получили разрешение на переезд сюда, — рассказывает бывшая жительница казахстанского города Лисаковск Людмила Свиридова, — обещанное мужу место в «Янтарьэнерго» оказалось занятым. Трудоустроиться сразу не получилось, и первое время нам пришлось жить на подъемные и на средства, оставшиеся от продажи квартиры в Казахстане. Лишь спустя несколько месяцев супруг устроился на местную ТЭЦ. Хорошо еще, что нам сразу дали небольшую жилплощадь в центре временного размещения.

В поисках крыши над головой

Жилье — еще одна основная проблема, которую приходится решать переселенцам совместно с местными властями. Пока что в Калининградской области открыт один центр временного размещения на 346 мест в поселке Северный. Второй, 700-местный, реконструируется из казарм бывшей погранзаставы в городке Озерск, в 120 километрах от областного центра и будет сдан в эксплуатацию в следующем году.

Однако жить в таком центре прибывший из-за рубежа соотечественник имеет право не более полугода, да и условия не отличаются особым комфортом: на человека здесь положено всего шесть квадратных метров. Переселенцу в любом случае придется искать собственное жилье. Помочь ему в этом призвано областное госучреждение Миграционный центр, основанное специально для реализации программы.

— Обычно мы находим заброшенное жилье, либо дома и квартиры, где очень долго не удается отыскать собственника, — объясняет директор Миграционного центра Андрей Земченков. — В каждом конкретном случае мы информируем правоохранительные органы и местную власть о том, что такое жилье необходимо ввести в оборот. Муниципалитеты передают его в собственность участникам программы, а те, в свою очередь, восстанавливают помещения за свой счет. Однако происходит это лишь в том случае, если жители района, стоящие в очереди на получение квартиры, отказываются от подобной жилплощади. Но, как правило, очередники ждут сдачи новых домов.

Конечно, после получения российского паспорта и временной регистрации переселенцы теоретически могут вступить в ипотеку или взять кредит на потребительские нужды. Иногда устроившимся на работу соотечественникам предоставляется служебное жилье. Но такие случаи пока еще считаются исключительными абсолютно во всех субъектах РФ, включившихся в программу.

К нам приехал, Вальтер Мюллер, дорогой!

Ни для кого не секрет, что привлечь русскоязычных граждан из-за рубежа российское правительство решилось в целях улучшения демографической ситуации в стране и рассчитывало прежде всего на русское население в республиках бывшего СССР. Но география участников программы оказалась заметно шире. Так, в числе прибывших в Калининградскую область переселенцев есть люди из США, Израиля, Португалии и, конечно, Германии.

Бывшие советские немцы, не сумев перестроить свой менталитет на западноевропейский лад, начали возвращаться в родные пенаты в начале 2000-х. По данным миграционной службы РФ, явное предпочтение они отдают Саратовской и Омской областям. Но находятся желающие заселить и районы некогда германской, а ныне — российской территории. Воспользовавшись действием программы, в Калининградскую область из ФРГ переехало 43 человека (32 участника программы и 11 членов семей).

«Русские» немцы устраиваются здесь по-разному. Кто-то находится в вечном поиске работы, а кто-то с характерной для своего происхождения деловитостью открывает собственный бизнес. В областной администрации на слуху имя Андреаса Готфрида, приехавшего в 2008 году в местное село Подлипово и организовавшего там с ноля успешное фермерское хозяйство.

Независимо от национальности и социального статуса все участники мероприятия в Калининграде, будь то курирующие программу чиновники из Минрегиона или сами переселенцы, единодушны во мнении: переезжать стоит в лишь том случае, если не боишься первоначальных трудностей, и твердо решил строить жизнь в России. Статистика показывает, что год от года количество возвращенцев увеличивается. В одной Калининградской области к участию в программе уже допущены 12 тысяч человек. «Чужбина родиной не станет», — заметил как-то раз великий Гёте, и, кажется, во многом оказался прав.

Сергей Косяков
На фото: Центр временного размещения переселенцев в Озерске

Фото: Эдуард Молчанов

Прямая речь

Виктор Шеймайер, Калининград:

О программе помощи соотечественникам, желающим вернуться в Россию, я узнал из телепередачи на одном из немецких каналов, когда жил в Оснабрюке. Решил переехать в Калининград по семейным обстоятельствам — разошелся с женой.

Все денежные суммы, полагающиеся участнику программы, мне выплатили в Калининграде. Трудности возникли с регистрацией — постоянную я получить не могу, так как все время снимаю квартиры, а вопрос временной регистрации удается решать только с помощью денег. А без нее очень трудно устроиться на работу.

Трудоустройство — отдельная тема. По профессии я инженер, до переезда в Германию работал начальником свиноводческого комплекса в национальном немецком районе Азово Омской области. Здесь такая квалификация не востребована, так как сельское хозяйство находится не в лучшем состоянии. В Германии я обучился на шлифовщика и токаря. Это помогло мне устроиться на калининградский завод металлоконструкций «Литака». После кризиса там перестали вовремя и в полном объеме выдавать зарплату, поэтому я ушел оттуда и сейчас зарабатываю на жизнь разовыми приработками. Но сейчас у меня двойное гражданство, и, в принципе, я смогу вернуться в Германию, если пожелаю.

Наталья Ангальдт, с. Завьялово, Алтайский край:

Вернулась в родное село в нынешнем году, потому что и я, и дети чувствовали себя чужими в Германии. Мы жили в местечке Рацебург, недалеко от Гамбурга. Доходило до того, что руководительница местной диаконии говорила нам: «Чего вы сюда приперлись? Вы здесь не нужны!».
Между прочим, нам пришлось продать в России все имущество, чтобы переехать в Германию. У меня раньше тут был свой бизнес, и от него пришлось отказаться. Теперь вернулись на пустое место.
Если бы я раньше услышала о программе помощи переселению соотечественников, то, может быть, попробовала бы ей воспользоваться. Но я уже приехала обратно и узнала, что Алтайский край не участвует в этой программе.


На фото: Директор Миграционного центра Андрей Земченков (в центре) демонстрирует прессе здание для временного размещения переселенцев

Рубрики: Мероприятия