«Бессмысленно искать виноватых»

Дитер Фрик об особенностях МКС в Сибири   Каковы особенности работы межрегиональных координационных советов в азиатской части РФ? Почему организации Западной Сибири претендуют на особенное положение среди центров встреч российских немцев? Об этом, а также о результатах встречи, прошедшей в начале октября в Новосибирске, в интервью с генеральным директором ЗАО «Общество развития Новосибирск», Дитером Фриком.

«Бессмысленно искать виноватых»

Дитер Фрик об особенностях МКС в Сибири
Каковы особенности работы межрегиональных координационных советов в азиатской части РФ? Почему организации Западной Сибири претендуют на особенное положение среди центров встреч российских немцев? Об этом, а также о результатах встречи, прошедшей в начале октября в Новосибирске, в интервью с генеральным директором ЗАО «Общество развития Новосибирск», Дитером Фриком.
Как Вы оцениваете результаты рабочей встречи?
Собственно говоря, на заключительном этапе мы получили положительные отклики от всех участников. По-моему, то, что мы обсуждали шесть недель назад с руководителями МКС о том, как продолжать дальнейший процесс взаимодействия, ответственного привлечения региональных центров встреч, было реализовано. Таким образом, рабочая встреча прошла успешно. Присутствующие представляли различные интересы, порой, противоречащие интересам других, активно участвовали в процессе принятия решений. Были затронуты и обсуждены различные позиции, разрешены конфликты и достигнуты компромиссы. К сожалению, не все представители МКС смогли до конца присутствовать на встрече. Я очень доволен как результатами, так и атмосферой встречи. И я очень надеялся, что дискуссия будет разворачиваться именно так.
На этот раз суммы, которые предусматриваются на 2010 год в рамках программы правительства Федеративной Республики Германия по поддержке немецкому меньшинству в Сибири, на Дальнем Востоке и Южном Урале, были сообщены в начале октября, чтобы представители этих регионов смогли принять участие в распределении средств. Чем было вызвано такая положительная динамика?
В этом есть некоторая неопределенность. Решения германского бундестага о бюджете и средствах, выделенных на нашу программу на 2010 год, еще нет. При распределении бюджета для нашего региона мы исходили из соответствующих предварительных согласований и надеемся, что обсужденная сумма будет примерно соответствовать реальной. Таким образом, речь идет не столько о конкретных суммах, сколько о принципах и механизмах, а также, разумеется, и о порядке сумм. Исходя из опыта прошлых лет, я считаю важным, чтобы различные структуры самоорганизации российских немцев как можно шире осуществляли согласование между собой на региональном и межрегиональном уровне и договаривались о том, какие должны быть достигнуты цели и какие приоритетные меры следует для этого принимать. Результат можно суммировать и он имеет определенный объем. До сих пор действительно не было такой практики, чтобы партнеры со стороны российских немцев участвовали в региональном распределении средств на таком раннем этапе. До сих пор распределение бюджета по регионам и по содержанию происходило в проектных регионах Сибири скорее с учетом „традиционных“ нужд в соответствии с задачами. Существуют отдельные бюджеты для Алтайского края и Омской области, а также для проектных регионов Общества развития Новосибирск (ОРН). Раньше, примерно 3-4 года назад, был еще особый бюджет для Восточной Сибири – в связи с сокращением средств он был включен в общий бюджет ОРН.
Что Вы считаете особенностью Межрегиональных координационных советов в этих регионах?
Каждый Координационный совет имеет свои особенности. Южный Урал является относительно компактным, с небольшим числом центров встреч – в общей сложности это 15 центров встреч, которые традиционно довольно тесно взаимодействуют, в том числе и на межрегиональном уровне. Расстояния там небольшие и еще в прошлом там имело место хорошее согласование. Разумеется, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (примерно 40 центров встреч) важную роль играют различные условия существования центров. На этих удаленных и огромных территориях проживает относительно небольшое число российских немцев и при таких расстояниях трудно обеспечить тесное взаимодействие. Просьбу представителей российских немцев Восточной Сибири и Дальнего Востока о том, чтобы при принятии решений о финансировании для данного региона учитывался региональный коэффициент, я считаю обоснованной, поскольку действительно таковы реальные условия. Если центры встреч не хотят быть полностью оторванными от „всего мира“, то они должны общаться между собой, участвовать во встречах, а в этом регионе на это требуется очень много денег. Я считаю, что и в регионе, где довольно небольшое число российских немцев разбросано на большие расстояния, они имеют право на сохранение идентичности и соответствующую помощь на эти цели. Мы уже пробовали, особенно в последние два года, сильнее учитывать эти аспекты при принятии решений о финансировании. Как на Южном Урале, так и в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, МКС вот уже почти два года существуют и работают без проблем и с постоянно растущей эффективностью при активной поддержке ОРН. Организации российских немцев на Южном Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке представляют собой чисто общественные структуры. Люди занимаются общественной работой как бы между прочим.
В Западной Сибири, где большая часть российских немцев еще проживает относительно компактно и традиционно имеются самые сильные структуры российских немцев (более 150 центров встреч, в том числе три государственных Российско-немецких дома и два немецких национальных района), характер органов самоорганизации российских немцев значительно сложнее. Структуры различны по характеру: от чисто общественных организаций вплоть до государственных и муниципальных организаций и структур смешанных форм. Разумеется, здесь ситуация выглядит уже совершенно иначе. Только в Кемеровской области работа по поддержке российских немцев базируется почти исключительно на общественной активности участников.
Естественно, в Западной Сибири имеет место другой профиль интересов и действий. Многие из основных активистов, особенно в Новосибирской и Томской области, а также в Алтайском крае и в Омской области, очень часто занимают государственные и муниципальные посты и поэтому, естественно, склонны и стараются при распределении между регионами защищать местные и региональные интересы, что, наверняка, влияет и на принимаемые ими решения по данному вопросу. Разумеется, здесь есть и давно сложившаяся, солидная база для реальной проектной деятельности по поддержке российских немцев на профессионально высоком уровне при активной и значительной поддержке со стороны соответствующих администраций.
К сожалению, в прошлые годы организациям российских немцев Западной Сибири не удалось создать или легитимировать свой Межрегиональный координационный Совет. Причины этого наверняка очень многообразны. Но не стоит и бессмысленно искать виноватых. Однако в результате я вынужден констатировать, что, по-моему, в федеральных органах самоорганизации российских немцев Западная Сибирь представлена плохо, без требуемой легитимации, что совершенно не соответствует существующим условиям и не способствует процессу дальнейшего демократического развития.
Влияет ли это на то, что отношения некоторых организаций российских немцев Западной Сибири, за исключением Алтая, с федеральным центром носят напряженный характер?
Однозначно. По-моему, федеральные организации до сих пор недостаточно обращали внимание на эти особенности, существующие в Западной Сибири, и принимали на федеральном и региональном уровне серьезные решения, которые были недостаточно согласованы с региональными структурами. Этим и объясняется сейчас эта сложная ситуация, при которой трудно пойти навстречу друг другу и находить общий язык.
Беседовала Ольга Силантьева

Ранее по теме:

08.10.2009

Маленькая революция
при распределении больших средств

5-6 октября в Новосибирске проходило рабочее совещание руководителей и членов межрегиональных координационных советов (МКС) Южного Урала, Западной Сибири и Восточной Сибири (по три представителя от каждого МКС), руководства «Общества развития Новосибирск» (ОРН), региональных координаторов ОРН. Во встрече, главным пунктом повестки дня которой было распределение бюджета на 2010 год, приняли участие вице-президент Федеральной национально-культурной автономии Александр Гриненвальд и ответственный секретарь Совета Международного союза немецкой культуры Фаина Глазунова.

Раздел: Мероприятия Подробнее...

07.02.2008

Создан новый

межрегиональный координационный совет ЦВ

7-ой и пока последний межрегиональный координационный совет центров встреч российских немцев по Восточной Сибири и Дальнему Востоку создан 25 января 2008 года в Красноярске в рамках семинара для руководителей центров встреч. Возглавит его Елена Бобровская, председатель немецкой национально-культурной автономии Красноярского края.

Раздел: Новости регионов
10.09.2007

Созданы Советы центров встреч

Немцы в России, Российские немцы, Руские немцы, Русские немцы, Немецкая культура, История немцев в России, Немцы СНГ, Немцы в СССР, Немецкий союз, МСНК, Международный союз немецкой культурыНа заседании совета Международного союза немецкой культуры, которое состоялось 24 августа в Оренбурге, были учреждены Советы центров встреч российских немцев (ЦВ). Совет ЦВ немцев Сибири возглавил Георгий Классен, во главе Совета ЦВ немцев Поволжья встал Леонид Райзих, на Урале главой подобного органа был избран Олег Штралер, Совет ЦВ немцев Центрального региона возглавил Александр Гриненвальд, руководителем Совета ЦВ Кавказа и Юга России стал Леонид Кренцлер.

Раздел: МСНК Подробнее...

Рубрики: Мероприятия