Екатерина Елфимова - создатель школы BerlinerDeutsch.ru, партнера акции Tolles Diktat-2025 - поделилась с нами своей историей изучения немецкого языка и создания успешного образовательного проекта. В нашем интервью Екатерина рассказывает, как сообщество единомышленников помогает преодолевать языковые барьеры и открывать новые горизонты для всех желающих овладеть немецким.
Недавно Екатерина уже делилась с нами своими советами по изучению языка. Сегодня нам удалось пообщаться с ней подробнее и обсудить, какой путь прошла она на пути к своей мечте.
Екатерина, расскажите про свою историю знакомства с немецким? Какие были мечты и желания, какие цели?
Моя история с немецким языком очень длинная: я познакомилась с ним после окончания школы. Получилось так, что по первому образованию я не была связана с немецким языком, и у меня тогда появилась уникальная возможность принять участие в программе студенческого обмена и поехать на семестр в Германию. Для этого нужно было выучить немецкий язык до уровня B1. Я сразу начала учить язык с репетитором: мы занимались очень интенсивно. В неделю было по три занятия, полтора часа длиной, горы домашней работы. На всю подготовку у меня был год. Конечно, тогда было довольно сложно: изучение языка приходилось совмещать с основной учебой. Но, наверное, именно в тот момент я поняла, что мне очень нравится немецкий. До этого я учила английский, параллельно с немецким ходила на языковые курсы, учила французский язык. К сожалению, с Францией никаких программ обмена не было, поэтому спустя полгода, я сконцентрировалась на немецком.
Во время изучения я поняла, что меня очень тянет к немецкой культуре, традициям. Мне стало интересно читать что-то про историю Германии, про то, как возникло это государство. Из школьной программы я знала какие-то опорные точки: конечно же, мы все знали про Вторую мировую, но толком ничего конкретного. Я начала очень много читать про Германию: ходила в городскую библиотеку, брала книги. И чем больше я учила немецкий язык, тем больше я понимала, что меня очень привлекает в нем логика, структура, порядок. Меня привлекает звучание, что вообще удивительно. Мне очень нравилось, как всё чётко. Очень нравилось думать на этом языке, потому что ты как будто переходил в параллельную реальность, параллельное строение мыслей, и начинал совершенно по-другому рассуждать, строить предложения.
Когда я успешно сдала внутренний экзамен и поехала в Германию, я с удивлением для себя осознала, что, похоже, германистика мне нравится больше, чем та специальность, на которой я училась изначально. В том числе меня привлекало преподавание немецкого языка.
Вернувшись из этой поездки, я практически сразу поступила на дополнительное образование. Это была вечерняя форма обучения, два с половиной года в Государственном университете. Я училась на специальности «референт-переводчик» и параллельно продолжала заниматься с репетитором. Ходила на разные платные курсы, потому что мне хотелось все глубже и глубже понимать структуру языка, вникать прямо в его суть. Спустя год я сдала экзамен на уровень С1. Уже потом я получила свой диплом переводчика параллельно с окончанием основного образования. Уже тогда я понимала, что свою дальнейшую трудовую деятельностьсвою дальнейшую трудовую деятельность очень хочу связать именно с немецким языком. Вначале я работала переводчиком, потом я проходила курсы переквалификации и курсы по коммуникативной методике. Стала работать преподавателем: им я проработала несколько лет с 2016 года по 2020 год.
Действительно очень долгий путь! Я рада, что он привел вас к своей мечте. Расскажите, а что в языке давалось сложнее всего?
Сложнее всего, конечно, давалась грамматика. Грамматика была моей болью, особенно всё, что было связано с артиклями и всё, что было связано с неотделяемыми глагольными приставками. Это было для меня какой-то дикой сложностью. Постепенно я, конечно же, за столько лет изучения языка, от неё избавилась. Но это было безумно сложно.
Больше всего помогало то, что я всегда старалась не просто доверять словам преподавателя или репетитора, а искать какие-то альтернативные объяснения в других учебниках и материалах. У меня до сих пор сохранена на ноутбуке огромная подборка пособий по грамматике, где разные авторы разными словами объясняют какую-то грамматику.
Еще одна вещь, которая мне помогала - это ассоциации. Это не обязательно были ассоциации с другим языком: иногда они были внутри одного немецкого. Например, вопросительное слово «Wem» значит артикль «dem». Я придумывала какие-то собственные мнемотехники для того, чтобы это всё запомнить.
А дальше помогало то, что я окунулась в языковую среду, потому что в языковой среде ты сразу же понимаешь, какие темы в грамматике самые ходовые, а в каких темах тебя поймут, даже с ошибкой. Да, твоя речь, возможно, будет звучать более косноязычно, но смысл ты точно донесешь. После программы обмена я уже точно понимала, что мне, помимо грамматики, еще не хватало лексики.
А как вы помогаете своим ученикам справляться с этими трудностями?
В первую очередь мы создаем огромное информационное пространство на нашем сайте, для того чтобы помочь изучающим немецкий язык, как я когда-то старалась помочь себе. Мы публикуем очень большое количество бесплатных, насыщенных информационных статей о лексике, грамматике немецкого языка, об устойчивых выражениях. Мы также пишем очень много про подготовку к различным экзаменам, пошагово разбираем каждое задание из экзамена. Конечно же, мы много говорим и о культуре, традициях Германии, каких-то национальных праздниках и прочих особенностях, для того, чтобы изучающие немецкий язык могли оказаться в таком безопасном пространстве, где никто тебя не ругает, если ты не понял какую-то тему.
Также мы делаем самоучители - это видеоуроки с объяснениями, которые я записываю сама. К ним делаем конспекты, карточки со словами. И еще у нас идут упражнения для тренировки. Тоже очень интересный формат, который сейчас пользуется максимальным спросом, потому что люди хотят иметь возможность самостоятельно изучать языки. Это очень здорово, что столько людей интересуется немецким языком. Очень важно это упомянуть, потому что число изучающих немецкий язык растет из года в год. И мы этому только рады - сами ведь создаем такое пространство для наших учеников и для всех, кто нас читает.
Какая история у школы? Как она появилась и как развивалась?
Идея о создании собственной школы у меня возникла примерно в 2017 году. В этот год мы начали вести соцсети. Вначале я активно развивала личный бренд, и до 2019 года это был полноценный проект в различных социальных сетях, в том числе и во Вконтакте. У нас были очень большие группы, мы публиковали видео. Я говорю «мы», потому что мне всегда помогал в этом муж. Это такой, настоящий семейный бизнес. Я очень много рассказывала о различных правилах, о лексике, о какие-то подборке слов и выражений. Было очень интересно всем этим заниматься. Я регулярно проводила вебинары для изучающих немецкий язык. И сама в тот момент активно работала преподавателем.
Постепенно как-то все закрутилось и завертелось: у меня появились свои курсы в записи. Я начала публиковать их на платформе, потому что ученики не могли ко мне попасть - очередь была просто колоссальная. В списке ожидания были десятки учеников, и, конечно же, я понимала, что пока я занимаюсь одними, другие люди просто теряют возможность позаниматься со мной. Эти самоучители, эти курсы в записи, они отлично помогали. Постепенно я поняла, что людей на этих курсах тоже становится очень много. Мне не хватает сил на проверки домашних заданий на этих курсах.
И вот, в 2019 году мы начали набирать команду преподавателей: благодаря тому, что у нас были очень развиты социальные сети мы сразу же обеспечили учениками первую десятку наших преподавателей. Мы очень гордимся тем, что стартовали с уже имеющейся базой потенциальных учеников, которые хотели заниматься, которые доверяли мне как преподавателю.
За пять лет мы выросли почти в три с половиной раза. У нас сейчас работает 33 преподавателя, из них два носителя языка с профильным образованием. Все наши преподаватели имеют опыт работы от трех лет, профильное образование, и первый иностранный язык у всех немецкий. Мы специализируемся на подготовке к международным экзаменам на все уровни, от А1 по С1 включительно, и, конечно же, мы имеем свою миссию, как школа.
Миссия нашей школы заключается в том, чтобы помочь каждому ученику достичь поставленной цели.
Екатерина, а какие перспективы в изучении немецкого языка вы сейчас видите?
Перспектив, конечно, много. Я считаю, что немецкий язык очень-очень востребован: между Россией и Германией существуют исторически сложившиеся очень тесные взаимоотношения. Кроме того, многие жители России имеют свои немецкие корни. Это очень немаловажный момент. Ну и, конечно же, Германия — это интересная страна сама по себе. Свои культура, традиции, кинематограф, музыка, вообще все, что связано с искусством.
Последние пять лет количество людей, которые учат немецкий, растет и растет. Мне кажется, что немецкий язык просто воспринимается по-другому нашим мозгом: несколько проще, чем испанский или французский. С каждым годом все больше и больше людей понимают, что им нужен иностранный язык. Английский — это база. Мне кажется, английский у нас все знают на каком-то определенном уровне. Но немецкий язык, как второй иностранный язык, расширяет кругозор довольно сильно.
Как вы считаете, как акция «Tolles Diktat» может помочь в изучении, в продвижении немецкого языка?
«Tolles Diktat» - это массовость: привлечение внимания людей разных возрастов, разных целей. Девиз, что участвовать и проверить свои знания немецкого может любой - это очень здорово. Радует еще и то, что тексты, сами по себе довольно интересны - это не просто главы из учебника. А еще, конечно, очень приятно, что такая акция может быть проведена и офлайн. Люди со схожими целями и интересами заметят друг друга, узнают друг друга, познакомятся в социальных сетях, пообщаются и прокомментируют что-то.
Это отличный способ найти единомышленника в сфере изучения немецкого языка.
Как формат диктанта помогает в изучении языка? Как правильно к нему подготовиться?
Диктант помогает улучшить восприятие речи на слух. Это особенно важно для развития ситуаций, когда необходимо различать похожие звуки и интонации. Плюс, конечно, это хорошая практика лексики: не все слова будут знакомы участнику, но понять их можно будет из контекста. Этот процесс помогает запомнить слова намного лучше.
Для хорошей подготовки, конечно, стоит потренироваться на различных аудиотренажерах, пробовать записывать немецкую речь на слух. Даже если вы ее хорошо воспринимаете и понимаете, это не значит, что у вас получится с первого раза записать ее без ошибок.
Что бы вы сказали тем, кто размышляет сейчас, стоит ли регистрироваться на «Tolles Diktat» и что он может ему дать?
Как акция, которая призвана объединить всех изучающих немецкий язык, это отличная возможность найти новые контакты, расширить свой кругозор, познакомиться с новыми людьми.
Конечно же, очень приятно проверить свои знания, потренироваться, и понять, что ты действительно можешь, не важно на каком уровне, отлично справиться с пониманием, написанием немецкого текста и восприятия немецкого текста на слух.
Мне кажется, это правда очень приятное ощущение: начинаешь замечать даже самый маленький свой прогресс. Екатерина, а сможете кратко сформулировать, в чем сегодня состоит задача современного педагога и наставника?
Ой, это довольно сложный вопрос. Главная задача - помочь ученику раскрыть свой потенциал. При этом не важно, говорим ли мы о изучении иностранного языка или каких-то других дисциплинах. Внутри каждого из нас прячется определенный потенциал, и задача современного педагога, наставника, тьютора — это дать ему полностью раскрыться. Здесь важна помощь, поддержка и максимальное желание не навредить человеку.
Это как в медицине говорят: «не навреди». Мне кажется, в педагогике это тоже очень-очень приветствуется.
Ещё бы я сказала, что задача — это научить вообще, в принципе, учиться. Научить пониманию, как обрабатывать данные, пониманию, как с ними работать, пониманию своих возможностей в том числе. И если мы говорим о школьниках, о студентах, то помочь определиться в дальнейшем со своей деятельностью, мечтой.
Это очень теплые слова! Напоследок, спрошу: какие три совета Вы могли бы дать участникам акции «Tolles Diktat»?
«Пусть удача всегда будет на вашей стороне»
(Смеется). Это, конечно же, отдельная фраза. (Фраза, сказанная Екатериной - цитата из фильма «Голодные игры» - прим. ред.)
Первый совет — верьте в себя. Второй совет — используйте свои возможности по максимуму, используйте свой потенциал на полную катушку. И третий совет — никогда не опускайте руки. Не важно, будь то диктант, изучение немецкого языка в целом или реальная жизнь. За каждой сложностью, за каждым трудным моментом, за каждым провалом всегда прячется что-то по-настоящему классное, ошеломляющее. И новый виток может привести нас к цели гораздо быстрее, если мы не будем вешать нос.
Вот такие три совета, наверное, я бы дала.
Всероссийская открытая акция «Tolles Diktat» пройдет уже на следующей неделе! Зарегистрироваться на участие в своем городе можно на официальном сайте, а следить за новостями акции - на нашем портале и в соцсетях.