Пётр Винс – актер театра и кино, режиссер, участник легендарной команды КВН из Сибири «Дети лейтенанта Шмидта», которая впервые попала в Высшую Лигу КВН в 1998 году и сразу стала ее чемпионом! Команда быстро собрала все значимые победы: Летний Кубок КВН, награду на фестивале «Голосящий КиВиН». Они выступали с концертами по всей России, в Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Праге, Барселоне и имели сумасшедшую популярность. Вместе с друзьями Пётр создал в Барнауле Театр Эстрады «Дети лейтенанта Шмидта», где он сегодня ставит спектакли и играет. И успевает преподавать актерское мастерство.
Читатель увидит здесь Петра Винса – КВНщика, рассказчика баек из жизни, артиста, переболевшего «звездной болезнью», мечтателя, сохранившего детский задор в 50+ лет, и очень нежного отца.
Эта беседа протекала в стенах театра. Наш автор Елена пришла на интервью, а попала на репетицию и даже соучаствовала в ней. Вот Пётр достает и разглаживает помятые листы, говоря: «Я очень долго носил эту пьесу». И представление начинается…
Пётр, вы вообще как? У вас каждый день такой? Наслоение репетиции и интервью, через час курсы. Телефон постоянно сигнализирует. Ещё готовясь к нашей встрече, я складывала пазлы: КВН, комедиант, режиссер, актер театра и кино, преподаватель. И думала: «Откуда человек черпает силу и время на все это?».
Это, как в поговорке: «Назвался груздем, полезай в кузовок». Такова данность профессии, здесь вертеться надо.
У вас широкая сфера деятельности: быть актером – одна история, а обучать – это другое…
Я по образованию режиссер-педагог и режиссер праздников. Окончил наш Алтайский институт культуры, сразу после окончания был принят преподавателем. Правда, успел поработать всего полгода, а потом начался КВН, гастроли, и пришлось уйти. Мне до сих пор стыдно за то, что набрал и не довел свой курс.
Мы с командой КВН путешествовали с гастролями. Это ценный опыт, мы многое хлебнули и прошли все: огонь, воду и медные трубы. Были ошибки, поиск себя в профессии, потому что поначалу я не знал, в какую сторону пойти.
Со временем появился кинематограф, это была мечта – сниматься в кино. И в какой-то мере я осуществил ее в своей жизни.
В данный момент мы, как Театр Эстрады «Дети лейтенанта Шмидта», ставим спектакли на сцене «Крепостного театра» в Барнауле. И театр любезно пригласил меня в качестве преподавателя вести свой курс «Юмор и комедия».
Могу даже похвастаться, что у нашего театра есть свой зритель. Моя идея в том, что Театр Эстрады «Дети лейтенанта Шмидта» может стать визитной карточкой Барнаула.
И этот шелковый путь туризма на Алтай будет освещен еще и тем, что любой турист, приезжая в Барнаул, будет знать про театр и захочет посмотреть наши спектакли. Мы к этому идем. Единичные случаи уже есть, и к нам ездят из сибирских городов: из Томска, Новосибирска, Омска. Это приятно!
Силы еще есть, время есть – нужен материал. Пожалуйста, пожалуйста! (ред. Пётр складывает ладони вместе, словно обращается с просьбой «наверх»).
Материал хороший, смешной. Но не только смешной: мы хотим и драму делать, и кино хотим снимать! Да много чего хотим!
Здорово! Я сейчас любуюсь вашим ребяческим задором: «Хотим, хотим, хотим!». Это приятно наблюдать, скажем так, во взрослом человеке.
Да какие мы взрослые, наши-то годы!..
А давайте на машине времени вернемся в точку отсчета творческого пути. Вот вы оканчиваете институт. И насколько понимаю, в это время случается шоу-театр «Калейдоскоп», с которого все началось.
Шоу-театр «Калейдоскоп» случился во время института. Нас направили на производственную практику в любительский театр в Политех. Его руководитель Александр Иванович Полетаев нас радушно принял. А после практики он взял меня делать дипломную работу под его руководством.
Они планировали провести большую выставку собак всех пород. Я как режиссер праздника сделал основную часть «Best in show» и был ведущим. Это и была моя дипломная работа.
После этого Александр Иванович предложил мне остаться в театре «Калейдоскоп». Получается я окончил в 1996, вот 97-98 год – это время, когда мы медленно, но верно шли к КВН. Мы выступали в лиге КВН-Сибирь, стали чемпионами.
И там же сдружились с тремя молодыми людьми: это Дима Бакин, Вячеслав Гуливицкий и Гриша Малыгин, в будущем ставший капитаном команды. Гриша и предложил объединиться.
Наша команда КВН образовалась в результате объединения студенческого театра из Томска и шоу-театра «Калейдоскоп» из Барнаула.
Волею судеб на общем сборе я предложил название «Дети лейтенанта Шмидта». Мы в институте проходили Ильфа и Петрова, и отложилось это произведение («Дети лейтенанта Шмидта» — вымышленное общество аферистов из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» — прим.).
Название было подхвачено с задором! И на следующий день мы выступали в КВН-Сибири уже под названием «Дети лейтенанта Шмидта». А в январе мы поехали в Сочи и сразу прошли в Высшую лигу КВН!
И там же случилась эпохальная встреча. После первого прогона я шел в командной форме по коридору, вдруг открывается дверь ложи, и выходит Александр Васильевич Масляков (руководитель и ведущий телеигры «КВН» — прим.). Это было впервые, когда ты один на один встречаешься с корифеем. Я говорю: «Здравствуйте, Александр Васильевич». Он поднимает руку и говорит: «Здравствуйте, Петя!».
Я прошел, а потом думаю: «Стоп, откуда он знает мое имя?». Для меня это был шок. Скорее всего, человек изучал очень четко, кто будет выступать.
Уже после съемки передачи Александр Васильевич вышел на сцену и назвал нас последними в списке команд, которые проходят на гала-концерт и в Высшую Лигу.
Это был нонсенс! Команда, которая раньше не играла в официальных лигах, вдруг сразу попадает в Высшую Лигу. Это само по себе уже было для нас огромной победой! Но то, что мы в этом же году выиграем в самой Высшей лиге, мы даже не могли подумать.
А там ведь еще была интрига. Мы в первой игре в четвертьфинале проиграли, уступив первое место «Уральским пельменям». И нас отобрали в дополнительную «Утешительную игру». А там мы играем против Новосибирска, команды НГУ с Александром Пушным. Это наши заклятые друзья.
Мы еще перед поездкой в Сочи приходили к ним с предложением об объединении, но они любезно отказались. А в НГУ цепь поколений КВНщиков, там несколько чемпионов, и их команда была очень музыкальная, певучая.
И вот в дополнительной игре мы выигрываем, обходим Новосибирск и выходим дальше в полуфинал.
Летим обратно домой, заходим в самолет и видим, что летим с НГУ-шниками! Вот 15 минут полета в полной тишине, потом один поздоровался, второй, третий, и к концу полета мы уже были друзьями так, что не разлей вода.
Новосибирцы приехали учить нас играть в разминку. И в следующей игре мы «разорвали» всех. В итоге в 1998 году мы уверенно выигрываем Высшую Лигу и становимся чемпионами.
Когда мы выиграли, за кулисами стоял Джон Куратов (КВНщик, сценарист Евгений Куратов — прим.), он сказал сакраментальную фразу: «Вы даже не представляете, что вы сделали!».
А мы были настолько опустошены, что даже не праздновали. На следующее утро все собрались в автобус и поехали на наш первый концерт. Уже были запланированы гастроли, подходили антрепренеры и приглашали нас.
Когда мы после победы шли в Москве в метро, нас узнавали. Настолько тогда работало телевидение. Мы тогда еще почти всей командой прыгнули с тарзанки. Раз такое случилось с нами, то почему бы и не прыгнуть?
Это была форма празднования?!
Отчасти, да. Прикольно было.
Как вы думаете, что вам тогда помогло? Молодые люди, «зеленые» КВНщики, впервые попали в большой КВН, и сразу триумф!
Что помогло?.. Мы по-хорошему любили друг друга, доверяли друг другу.
Были именно Командой! Как нам говорили, это почти единственный случай, когда восемь человек из Сибири, такие широкоплечие парни, пришли, и каждый о себе что-то сказал.
Это приятно, когда говорят: «Дети лейтенанта Шмидта». Ты понимаешь, что это касается тебя, потому что внес абсолютно равноценную лепту в то, чтобы имя команды прозвучало.
Мы случились, как чемпионы Высшей лиги КВН. Стали командой, которая завоевала с первого захода все, что можно было! Дважды стали суперчемпионами и обладателями «Летнего кубка КВН», выиграли на «Голосящем КиВиНе». И видимо, судьбе этого было достаточно.
Мы достигли определенного пика, взяли высоты, и, как мне кажется, медные трубы этих высот мы не прошли. Плюс был некоторый географический разрыв: в нашей команде участвовали томичи, барнаульцы, новосибирцы, один человек из Омска.
Затем волею судеб ушел из жизни наш капитан Григорий Малыгин. И после его ухода, естественно, «Дети лейтенанта Шмидта», как команда КВН, прекратили свое существование.
Поэтому-то и родилась идея создания театра эстрады в Барнауле. И сейчас мы в театре эстрады «Дети лейтенанта Шмидта» втроем: я, Дима Никулин, Александр Федоров. Это люди из состава команды КВН.
Прям тот «золотой» состав?
Да, да. Плюс к нам присоединились женщины-актрисы. И Театр Эстрады «Дети лейтенанта Шмидта» продолжает гастролировать, но уже в другом амплуа. Это театральная комедия. И я думаю, что мы еще пошагаем немножко в этой профессии.
На сцене «Крепостного театра» мы репертуарно показываем шесть спектаклей. Планируется седьмой, восьмой спектакль уже есть в материале, в читке. Я думаю, что еще впереди много приятных экспериментов. В Барнауле этим направлением никто не занимается, и нам приятно занимать эту нишу.
Верно ли понимаю, что ваш основной репертуар – это жанр комедии, юмор?
Как основной, да. Но мы замахиваемся и на лирическую драму, и в жанре трагедии тоже хотелось бы посуществовать.
Кстати, вот лирическая комедия «Святой идиот», то, что вы сейчас слушали часть материала – я не скажу, что это чистая комедия.
Это очень грустная история. Через юмор, но…
Улыбка с грустным лицом, да. И зритель приходит в театр ведь не только, чтобы посмеяться. У нас есть спектакль «Дуры», зритель хохочет два с половиной часа, не унимаясь. Но и там есть моменты, над которыми мы заставляем задуматься.
Или спектакль «Три плюс кот». Казалось бы, ну практически детская история. Мы предлагаем зрителю сюжет, когда домашнее животное понимает человека и умеет разговаривать. И причем кот философствует, наталкивает на глубокие размышления.
И в этой ситуации зритель, принимая эти правила игры, тоже задумывается о вещах, которые совсем не смешны.
Режиссерская находка такая, что зритель видит персонажей, выдуманных ребенком. Он смотрит на папу, маму, на соседа дядю Колю, на тетю Галю и осмысляет все в рисунках. И тогда Вселенная — это семья. И спасение Вселенной в домашних условиях — это разрешение конфликта, который волнует ребенка.
В спектакле главный герой произносит монолог, после которого спрашивает зрителя напрямую, то есть ломая четвертую стену. Он спрашивает: «Вы со мной?». И каждый спектакль зритель откликается. Плюс здесь театр камерный. Однажды кто-то с заднего ряда крикнул: «Можешь на меня рассчитывать!».
Ой, класс!
Да, было приятно очень.
Вообще юмор — это же потрясающий психологический инструмент, когда можно не через горевание, а через смех получить расслабление, разрядку. Вы именно это и делаете?
Так и есть. Делаем. Приходите на спектакль (ред. автор, и правда, успела сходить на спектакль Петра Винса, два часа от души смеялась и благодарит всю труппу за это удовольствие).
У нас сейчас ситуация, как на вулкане. В труппе нет дублей, и каждый человек на вес золота. Вот одна из актрис поехала в Турцию, имела неосторожность наступить не туда и…сейчас она в гипсе. В воскресенье мы играем спектакль, билеты проданы. Что делать? А ее героиня начинает спектакль со слов: «Иногда жизнь дает трещину». И мы решили: «Давай, Таня, выходи с гипсом».
Иронично. Пётр, а есть ли среди ваших ролей те герои, которые вам в чем-то родственные?
Они все! Абсолютно.
И возникает путаница, когда ты сыграешь двадцать, тридцать раз спектакль. Ты путаешься: «Это герой говорит сейчас или ты?». Происходит смешивание предлагаемых обстоятельств. И нужно немножко отстраняться от того, что ты играешь. Иначе то, что играешь, начинает бурно входить в твою жизнь. Образ внедряется в жизнь, могут происходить мистические вещи почти, как по Булгакову.
Говоря сейчас о комедии, я подумала про Юрия Никулина, Чарли Чаплина и других артистов. Люди-комедианты, которые вызывали улыбки у публики, при этом сами в жизни не всегда были веселыми и счастливыми.
Жизнь вообще, как оказывается, не такая смешная штука. И наша задача – немножко разбавить ее красками посветлее.
Мы на следующий день после похорон Маслякова Александра Васильевича оказались в Москве проездом и решили сходить на Новодевичье кладбище, отнести цветочки, отдать дань уважения. Выбегаем со станции. Я не помню, куда нужно – налево или направо. Поворачиваюсь, на меня идет человек. Я почему-то подумал, что это москвич, и он должен знать дорогу. Ну я и спрашиваю у него: «Скажите, как мне попасть на Новодевичье кладбище?». Он оценивающе осмотрел меня с ног до головы и говорит: «Вам никак». Потом он разулыбался, говорит: «Я вас узнал и даже знаю, к кому вы идете». Поддержал, подсказал, как пройти. Человек пошутил. Вот так трагичное и комичное всегда рядом.
А Александр Васильевич – человек, который дал нам путевку в жизнь, в профессию. Уникальнейший человек по своей природе юмора и общения. И можно сказать, отец второй.
Возвращаясь к эпизоду про Новодевичье кладбище и мужчину, который вас узнал. То есть вас узнают на улице?
Ну да, узнают. Вы не представляете, сколько об этом историй.
Какие эмоции это вызывает?
Ой, смешные часто.
Однажды, когда мы выступали в «Карнеги-Холл» в Нью-Йорке, за два часа до выступления слышим голос, такой низкий бас, за дверью гримерки. И заходит огромный мужчина в длинном кожаном плаще. И говорит: «Я Боря, я из Барнаула». Вот так бывало.
Самое смешное, когда ДПС узнавали. Это вообще...
Вау, вы озвучиваете такие громкие названия!
Да, еще однажды в Торонто очень смешной случай был. Мы добирались «по частям». И наш капитан Гриша приехал позже всех. Еще и его багаж с вещами улетел в другой город. Каждый с себя что-то снимал и давал ему: кто кепку, кто рубашку, кто штаны, кто тапки.
И, значит, спускаемся мы на завтрак, сами, раздраженные на Гришу. Зашли в лифт. А у Гриши была жуткая аллергия на кошек. Если рядом кошачий запах, он начинал сразу чихать.
Вот мы едем в лифте, он раз чихнул, два чихнул, в третий раз чихнул и говорит: «А лифты здесь такие же, как в России!». Мы: «В смысле?» – «Кошками тоже пахнет». Лифт останавливается не на нашем этаже, дверь открывается, и сзади голос: «Извините, пожалуйста, можно выйти?». Мы все поворачиваемся…. А там Юрий Куклачёв! (известнейший дрессировщик кошек, артист цирка — прим.).
Когда двери лифта закрылись, мы лежали на полу от смеха! И вся злость мигом ушла.
Судя по всему, вы почувствовали славу на вкус? Почувствовали очень здорово и «аппетитно».
Да. Были моменты, когда, допустим, мы приезжаем в Иркутск, и у нас три концерта в день. Два концерта на 700-местный зал и последний, уже поздно вечером, на 5000-ую арену. Организатор сказал: «Больше вас только «Ласковый май» был. Они давали пять концертов, а вы – три». А концертные площадки в разных частях города. И мы бежим на эту арену, переодеваться некогда, бежим прям в форме. К служебному ходу не смогли подъехать, и нам разгородили проход через главный вход.
Мы идем сквозь людей, которые кричат: «Привет, ребята!». Это было ощущение, что ты на Олимпе славы. Поэтому хапнули, так хапнули.
А как, оказавшись на вершине Олимпа, не словить «звездную болезнь»?
Никак. Ты в любом случае ее словишь.
Даже скажу так, что «звездная болезнь» — это необходимый атрибут профессии артиста. Нужно ей переболеть. Если рядом нет человека, который тебе вовремя «по куполу» даст и скажет, как ты себя ведешь, то сама жизнь настучит тебе «по куполу».
И я переболел «звездной болезнью». После головокружения от успеха было жутчайшее чувство стыда. Какое-то время мне было стыдно об этом вспоминать и говорить, что я мог себе позволить некоторые речи, слова, поведение. И это коснулось каждого из нас восьмерых. Как говорится: огонь, вода и медные трубы – было абсолютно все. Это больно, страшно. Случается, что творческий коллектив, который не смог пройти медные трубы, распадается полностью.
Это, как звездочка к звездочке. Бывает, что в коллективе одна звезда цепляется за другую, и они друг друга крутят. Но если одна звездочка начинает говорить: «У меня всего пять зубьев, а у тебя шесть, давай крутись лучше», — то, естественно, возникнет диссонанс, и они перестанут крутиться. Такие вещи нужно проходить в полном составе. И думаю, что сейчас мы развиваем театр эстрады втроем именно потому, что мы друг друга крутим. И крутим целесообразно, обоюдно выгодно для всех.
А в чем сейчас ваша главная творческая и жизненная цель?
Вот так с ходу не скажешь.
Самая главная творческая цель — быть нужным.
Ну и еще более приземленная мечта – это собственное помещение для театра. Ведь здесь в «Крепостном театре» мы на арендных условиях. Я хочу сделать место, которое бы зритель знал и куда бы он стремился. Резюмирую: быть нужным, полезным, быть в профессии, просто быть!
Быть нужным семье. Это две дочери, мой свет в окне – жена Наталья. Мы помощники друг другу, плечом к плечу стоим, несмотря на большие расстояния. Старшая дочка в Питере живет, младшая сейчас учится на живописца в Новоалтайске.
Важно быть полезными друг другу, быть сопричастными. Вот, наверное, самое важное слово – сопричастность! Это не равнодушное присутствие, а в полной мере активное участие, сопричастие. Это о том, чтобы быть человеком, о ком можно сказать: мой близкий, мой роднуля.
Вы друг друга поддерживаете?
Безусловно! У нас большая семья, у меня два брата, две сестры. И мы поддерживаем связь. И со стороны жены три брата. И со всеми хочется быть в контакте.
У вас ведь вся семья творческая? Супруга – учитель музыки, старшая дочь – вокалистка, младшая – художница.
Да, все так. Но жена не стала работать по профессии, она почувствовала талант к драгоценным камням и хорошо разбирается в них. Тут важно такое свойство, как эстетический вкус. Она чувствует изящное, красивое, и этот навык она здорово привила и нашим детям.
Старшая дочка Дарья Винс, которая живет в Питере, поет и стремится сделать свою сольную карьеру. У нее уже большой багаж песен, ее можно послушать на разных онлайн-площадках.
Младшая дочь Ангелина проходит обучение у замечательного человека и преподавателя Ивана Васильевича Торопова – живописца, который хорошо пишет сельскую тематику, он расписывал церкви. И я вижу, как у нее формируется чувство прекрасного: это не только, допустим, музыкальный вкус, но и «вкусовщина» к литературе.
Мы много разговариваем, когда есть возможность, она звонит: «Пап, я хочу поговорить». И мы можем обсуждать самые разные темы. И это, конечно, приятно.
Это сейчас самое ценное, когда мы собираемся втроем, а если еще старшая дочка дома, или мы к ней приехали, и мы всей семьей садимся за стол и о чем-то беседуем. Это здорово!
Что вы чувствуете, когда слушаете выступления старшей дочери Дарьи?
Ой, я переживаю очень сильно! Особенно переживаешь, когда у твоего ребенка что-то не получается.
Даша вот приезжала в Барнаул, давала почти двухчасовой концерт в «Крепостном театре». Для меня это сильные переживания. И при этом есть моменты, когда ты просто кайфуешь от того, что слышишь, слышишь прекрасное звукоизвлечение. Даша сама сочиняет текст и музыку. Это самое ценное, как мне кажется, потому что авторское творчество останется надолго.
В вашем случае можно сказать в хорошем смысле: «Яблоко от яблоньки недалеко падает»?
Я на это искренне надеюсь. Пускай яблочко катится, катится к лучшему всегда. Туда, куда яблочку нужно.
Как вы успевали и вершины Олимпа покорять, и прекрасных, талантливых дочек воспитывать?
Воспитанием занималась, прежде всего, моя жена. Мы очень, очень много были в гастролях. Семья поддерживала, безусловно. И важно, чтобы мы остались вместе!
Поэтому я и говорю, что были сложные времена. Но считаю, что это тоже ценный приобретенный опыт.
Так, через несколько минут вы уже убегаете от меня дальше – вести занятие. Расскажите в 40 секундах, зачем вы пошли преподавать?
Я учусь вместе со своими студентами. Мы пишем вместе шоу историй. Мы так назвали этот курс в жанре комедии. Наша задача не загнать зрителя под собственное зрительское место от смеха. А рассказать историю.
Вот приходят люди с улицы, рассказывают истории, и мы перекладываем их в сценическое пространство, как бы они прозвучали. Максимально, конечно, обшучивая их.
И люди выходят и рассказывают собственные истории, уже написанные, отрепетированные со мной. Рассказывают истории так, что зрителю интересно. Это превращается в спектакль, в единое действие.
И я вместе с ними учусь.
Чему?
Профессия артиста такова, что ты каждый день заново начинаешь обучаться, делаешь что-то новое. Потому что предлагаемые обстоятельства изменились, время другое пришло, зритель поменялся. Студенты тянутся ко мне, а я тянусь к ним. Потому что они все время приносят нечто новое.
Моя журналистская традиция – завершать интервью теплым пожеланием от моих собеседников. Петр, что бы вы хотели пожелать читателям? Что они прочитают в последних строчках этой истории?
Пётр: С удовольствием хочу пожелать каждому читателю – жить, наслаждаясь каждым днем, каждой минутой, каждой секундой! Жить, жить, еще раз жить, наслаждаясь жизнью. Пусть она даже приносит какие-то проблемы, сумятицу, неудобства.
Но в каждом человеке есть важное качество: мы умеем превращать минус в плюс. Вот это важно.