О творчестве, космосе музыки, множестве сценариев одной судьбы и жизни во всех ее проявлениях поговорили с талантливой Алёной Поль – певицей, участницей проекта «Голос» на «Первом канале» и шоу «Успех» на канале СТС, актрисой и композитором из числа российских немцев.
Если нужно было бы описать одной фразой прекрасную вокалистку и композитора Алёну Поль, я перефразировала бы название известной всем песни и назвала бы Алёну «женщиной, которая живет». Жизнь невероятной силой и всеобъемлющей нежностью так оголено видна в каждом выступлении этой невероятной девушки.
Алёна, думаю я не ошибусь, если скажу, что творчество красной нитью проходит в твоей жизни и берет свое начало еще в детстве. Кто тогда способствовал зарождению у тебя интереса к музыке?
Корнями всё, конечно, уходит в детство. Моя мама родом с Кубани, именно туда после издания Екатериной II Манифеста переехали мои предки, российские немцы. Местная культура с яркими казачьими песнями, безусловно, наложила свой отпечаток на меня. Бабушка по маминой линии пела в хоре. Возможно, вокально-музыкальная история отчасти пошла от нее. Я с детства любила выступать, делиться своей энергией и заряжаться энергией в ответ. По рассказам мамы, в музыкальную школу я вызвалась идти сама. Меня отдали учиться по классу фортепиано. Как и у всех детей, были переломные этапы, неоднократно хотела эту затею с музыкалкой бросить. Но мама настояла на том, чтобы я закончила школу, а дальше уже сама решила, нужно мне это или нет. Да и учителя видели во мне способности. Я осталась, а потом уже случилось важное знакомство с Аллой Михайловной Шандурской, моим педагогом из музыкального колледжа. Именно она вдохновила меня продолжить обучение. В итоге колледж я закончила с красным дипломом. Помню, три года трудилась по 7 часов ежедневно по всем строгим правилам классической школы. Теперь уже понимаю, что всё это было не напрасно.
Уверена, чтобы вырасти в свободного в музыке человека и импровизировать, нужно пройти некие рамки классической школы и тем самым воспитать себя.
Поэтому и школа, и колледж стали важным этапом в моей жизни. Однако после выпуска из колледжа я поступила на заочное отделение по направлению PR и… уехала к своим родственникам в Ганновер (улыбается). Тут-то всё и встало на свои места. Именно в другой стране и среде я осознала важность ощущения своей почвы под ногами. Такой основой для меня тогда стала музыка. Кто знает, возможно, если я осталась бы в Сургуте, музыка была бы просто хобби…
А насколько ты чувствовала себя своей в Германии?
Интересный вопрос! Я прожила там только 2 года. Конечно, я была окружена родными и друзьями из русскоязычной среды, что наложило определенный отпечаток на мое восприятие. Но я старалась социализироваться и найти саму себя в новом месте. Готовилась тогда к поступлению в консерваторию в Ганновере и Бремене, брала уроки у местной преподавательницы. А чтобы оплачивать эти занятия, давала сама частные уроки по музыке. При этом не только русскоязычным людям, так что активно практиковала свой немецкий. Состояние нужности и ощущение своего места в какой-то момент появились, но до конца я их не смогла ощутить.
Очень откликается всё, о чем ты говоришь. У меня тоже есть опыт эмиграции в Германию и последующей жизни там. Всегда считала, что в такой период крайне важна поддержка близких и возможность проживать этот опыт не в одиночестве. А на деле оказывается, что у всех всё так индивидуально. И интересно, что каждый из этого опыта для себя выносит.
Очень хорошо тебя понимаю. Как будто действительно существует множество сценариев в пространстве, которые мы выбираем. А какие-то из этих сценариев, возможно, и сами выбирают нас. Я точно не пожалела, когда вернулась в Сургут. Уже на второй день после возвращения меня взяли на работу в Сургутский музыкально-драматический театр. Так что сразу погрузилась в знакомую и любимую стихию! А чуть позже я еще закончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств по классу фортепиано. Но время в Германии было шикарным опытом в моей жизни. Плюс я, конечно, ощущаю в себе определенные немецкие черты.
Тебе удалось в итоге освоить немецкий?
В Германии я дошла до уровня В2. Но я в принципе по жизни очень люблю общаться с людьми, поэтому даже при отсутствии знаний языка на хорошем уровне я без проблем смогу поговорить. Уж если не словами, то жестами так точно (смеется)!
А песни на немецком в твоем репертуаре есть?
Ох, вот этого как ни странно нет. Сама даже не знаю, по какой причине. Но однажды я выучила песню Марлен Дитрих под фортепиано. Мне очень понравилось! Обожала еще немецкую женскую группу Tic Tac Toe. Когда я в Германии жила, любила слушать такую попсовую музыку, которой в моем репертуаре нет.
Точно могу сказать, что для меня немецкий – очень мелодичный язык. В общем, хороший вопрос, надо подумать над расширением своего репертуара с помощью немецких композиций.
Ты из семьи этнических российских немцев. Когда ты впервые задумалась о своей немецкой составляющей? У тебя довольно необычная для России фамилия, наверное, в детстве уже задавалась такими вопросами?
Если честно, я родилась под фамилией своего дедушки Александра и была Алёной Назаровой. У дедушки очень интересное смешение кровей: в нем переплелись немецкая и ассирийская кровь. А вот моя бабушка была чистокровной немкой, ее звали Агнессой Поль. Фамилию мы сменили в 90-е годы перед эмиграцией папы и других наших родственников. Мы ходили тогда все вместе в местное немецкое общество, учили язык, пели песни. Тогда я и задумалась о своей идентичности, пожалуй. А уже в полной мере осознала в 18 лет, когда переехала в Германию.
Алёна, я посмотрела некоторые твои выступления и поймала очень приятное послевкусие: ты не просто исполняешь песню, а проживаешь ее всей собой. Можно ли сказать, что каждое выступление для тебя — это маленькая жизнь?
Во-первых, большое спасибо за вопрос и теплые слова! Во-вторых, да.
Каждое выступление – это маленькая жизнь. Просто не могу делать как-то по-другому. Я за честность в любом деле. Как говорил мне мой педагог по джазовому вокалу и прекрасный вокалист: “Tell me the story” («Расскажи мне историю»). Каждая песня – это история. Ты начинаешь петь и не существует ничего кроме этой песни.
Непросто выразить всё то, что происходит на сцене, с помощью слов. По сути мы живем только в одном моменте – сейчас. И полное присутствие на сцене – это разрешение себе в этом «сейчас» быть. Это ощущение свободы, которым я точно не хочу пренебрегать. Я вообще ратую за пение, как за терапию. Иногда я вижу себя больше не исполнителем, а неким проводником музыки, поэтому даже если я устала, я всё равно буду проживать каждое выступление до конца.
Среди проектов, которые ты создаешь и в которых участвуешь, я увидела немало интересных форматов на стыке разных форм искусства: экспериментальный спектакль «В темноте», курс для беременных «Рождение колыбельной» и другие. Можешь рассказать, пожалуйста, о некоторых из них?
Да, конечно. У спектакля «В темноте» крайне интересная задумка для восприятия: зрители его не смотрят, а слушают. Ты становишься участником истории о слепой девочке-пианистке, которая находит себя в музыке и довольно счастливо проживает эту жизнь. Я написала музыку для спектакля, также это моя первая актерская роль, а еще я пела и играла на фортепиано. Просто невероятная благодарность за этот опыт и мое восхищение режиссеру спектакля Александру Фокееву!
Еще я очень люблю проводить в моей студии «домашние» концерты на полу в темноте, куда помещается человек 10. Я пою и играю. Каждый зритель проживает это по-своему: кто-то засыпает, кто-то плачет… Однажды после проведения нескольких таких концертов я и написала Саше Фокееву с просьбой срежиссировать что-то в схожей тематике, но более масштабное. Так и родился спектакль «В темноте». Я обожаю создавать разные музыкальные форматы для детей от года до трех лет. Они приходят с мамами, мы все вместе поем, играем на инструментах. Такая веселая и беззаботная среда формируется! Еще у меня есть курс для беременных, где мы изучаем колыбельные и даже сочиняем свои.
Также я работаю как музыкальный терапевт и занимаюсь с детьми с особенностями развития. Это невероятный космос! Эти дети для меня – проводники другого мира, благодаря которым я могу к этому миру прикоснуться. Есть и терапия для «детей за 30»: мы тоже исследуем себя через голос.
Ведь голос трудно обмануть. Когда человек приходит и начинает петь, я сразу чувствую и понимаю его истинные эмоции.
Мы потом проговариваем это всё, люди удивляются, как я по голосу могу считать то, что не всегда показывают открыто. И, конечно, есть очень любимая мною работа для мультиков «Про Миру и Гошу»!
Да, я как раз хотела спросить об этом! Ты пишешь музыку для прекраснейших мультфильмов «Про Миру и Гошу». Как вообще получилось стать частью команды такого проекта и чем лично тебе он интересен?
Автор проекта — прекраснейшая Наталья Ремиш, с деятельностью которой я познакомилась лет 5-6 назад. Именно благодаря ей я начала исследовать свои эмоции, особенно осознавать свои эмоции в материнстве. Ведь дети — лучшие учителя! Мы с Наташей сначала переписывались, а потом я набралась смелости и призналась, что пишу музыку. Сделала пару музыкальных зарисовок, которые ей понравились, и уже 2 года я композитор музыки для этих прекрасных мультиков. Мне еще очень откликается, что этот проект международный: команда разбросана по разным странам. Поэтому безумно ценно, когда одно дело объединяет разных людей и дает им стимул для развития.
Признаюсь, после рассказа о всех творческих проектах захотела сразу приехать в Сургут в гости! Конечно, не могу не спросить про твое участие в 5 сезоне проекта «Голос» на «Первом канале» и в шоу «Успех» на канале СТС. Это была авантюра из любопытства или намеренная проверка себя?
На тот момент близкие предложили мне ради интереса подать заявку на «Голос». Это был еще 4 сезон, и ответ мы тогда не получили. А когда начался 5 сезон, меня пригласили на очные кастинги. Мне всё казалось чистой воды авантюрой! Но у вселенной были другие планы. Я невероятно благодарна этому проекту за знакомство с Димой Биланом. То, как он смотрит на музыку и как проживает ее, нашло во мне глубокий отклик. Большая благодарность ему за то, что он дал мне возможность показать себя такой, какая я на самом деле есть. Этот проект – невероятное путешествие, из которого было немного грустно и сложно выныривать, так как я очень прикипела к «Голосу».
У шоу «Успех» был всё же другой формат. Тогда я, пожалуй, была не совсем уверена в себе для успешного участия в нем. Но я всё равно благодарна этому опыту: он был важен для лучшего понимания себя и взращивания в себе уверенности.
Алёна, у тебя в репертуаре можно найти песни твоего авторства. Песни «свои» и «чужие»: есть ли разница в их исполнении?
Спасибо за классный вопрос! Думаю, понятия «легче» и «сложнее» в данном случае относительны, всё зависит от твоего восприятия и внутреннего уровня развития.
Те песни, которые я беру у других, я обязательно адаптирую под себя и проживаю их по-своему. Например, какую-нибудь ритмичную песню Шер я сыграю и исполню в более медленном темпе (напевает). Так в этой музыке появляются уже мои личные смыслы, а песня становится условно «моей».
Есть же разные варианты каверов. Мне точно ближе те, когда нет стремления подражать оригинальному исполнению.
Спасибо за твои ответы и то, как ты погружаешься в каждую тему и вопрос. Это очень ценно! Напоследок предлагаю небольшой блиц из трех вопросов. Алёна, в чем твоя(и) опора(ы) в творчестве и жизни?
Так интересно, я стала задумываться об этом совсем недавно. Поймала себя на мысли, что во мне так много всего воздушного, но при этом крайне мало «земли». Конечно, моя пора заключается в семье и в близких людях. Очень важна опора на себя. Я сейчас стала это практиковать: учусь лучше чувствовать себя, понимать свои эмоции. Вдохновение — тоже некая опора для меня. Вдохновляться, чтобы жить, чтобы идти в новое. Обожаю идти в новое: на гвоздях пробовала стоять, йогу люблю, виолончель купила, пробую теперь на ней играть, какие-то мастер-классы постоянно прохожу.
Ты часто идешь в свои страхи или больше действуешь через легкость?
Раньше всё через легкость было. Но неизбежно наступает момент, когда нужно взглянуть в свои страхи: страх одиночества, отвержения и много чего еще. Я поняла, что нужно не бояться этого и учиться взаимодействовать со страхами. Поэтому мне и важна опора на себя. Если будет она, то всё остальное подтянется и сложится.
И последний вопрос – есть ли у тебя какой-то девиз в жизни или какая мысль помогает тебе на твоем пути?
У меня таких вдохновляющих цитат много! Самая основная – «Всё будет хорошо». С самого детства ее говорю. Еще люблю цитаты из моего любимого произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» и «Мы в ответе за тех, кого приручили». А в студии у меня висит плакат с цитатой из моей песни на стихи любимой Веры Полозковой «Носи себя пустым, ходи и резонируй. Записывай, где хорошо звучим». И последнее пусть будет «По любви и с любовью». Куда же без любви?