Центр немецкой культуры «Heimweh» существует в Купинском районе Новосибирской области с 1997 года. Последние 5 лет им руководит преподаватель немецкого языка Андрей Шмидт. За этот период были организованы разные по масштабу и формату мероприятия. Самыми значимыми из них руководитель считает фотовыставку «Мы – часть твоей истории, Россия, мы - твой народ, мы – детище твоё», посвящённая годовщине депортации, и Ежегодный летний пришкольный лагерь «Der fröhliche Sommer».
Благодаря своей любви к искусству, Андрей знакомит посетителей центра встреч, в том числе и своих учеников, с творчеством художников российских немцев. Так, в 2022 году проходила выставка репродукций картин художников из антологии «Под солнцем и луной». Смежной работой был творческий проект по созданию и расписыванию картин по номерам. Изображением стали картина Петера Дика «Монаший хор», «Ангелы» и «Одиночество».
В 2024 году основная работа была сконцентрирована на создании музейной экспозиции.
Андрей, расскажите, пожалуйста, как Вы решили сделать музейную комнату?
Чугунная вафельница, шпрухи, арбузный мёд, кребли – это одни из немногих этнических маркеров, по которым можно узнать российских немцев.
Экспонаты музея позволяют приобщить к истории и культуре той этнической группы, к которой ты относишься или историю которой ты хочешь узнать. Пробудить чувство уважения к истории Отечества, как цельной системы, а не жизни одного этноса.
Именно такие цели я ставил себе в начале лета 2024 года, когда появилась мысль о создании выставочной музейной комнаты при центре немецкой культуры.
Пространство для оформления выделили в Районном дворце культуры. После организационных работ и небольшого косметического ремонта, можно было приступать к созданию макета и оформлению.
Идея была в том, чтобы показать основные моменты жизни немцев в России, продемонстрировать их самобытность, историю и культуру. Оформление стен связано с Российско-немецким домом в Москве. В зале «Берлин» висели напечатанные на пластике фотографии. Этот формат мне понравился, и я решил воспроизвести его у себя. Был создан макет стен с выбранными изображениями, после чего все фото были напечатаны на пластике. Каждое изображение подписано на русском и немецком языке.
Данное помещение можно разделить на четыре секции: колонисты, религия, жизнь до революции и АССР немцев Поволжья. Центральную стену венчает репродукция картины Фёдора Степановича Рокотова «Портрет Екатерины II».
Экспонатами наполнялась комната всё лето. Дарителями были жители Купинского района, немцы из Калининграда и Поволжья (Самара и Саратов).
Музейная комната находится в здании Районного Дворца культуры. И, это не кабинет, а пространство перед центрами национальных культур. Мне хотелось сделать интересное ограждение. Зная, что плетёные заборы, или сплошные дощатые, российские немцы не ставили, а делали штакетник, было решено городить музейную комнату вот таким белым заборчиком.
На колонне, перед входом в комнату, висят оригиналы монет из моей коллекции. По одной на каждый период царствования того правителя, который внёс важные перемены в становление или изменение жизни российских немцев.
Здесь и серебряная чешуйка периода царствования Ивана Грозного – по решению Ивана Грозного было создана немецкая слобода – Кукуй, 1 рубль времён Петра Великого - Реформы Петра I резко увеличивают количество прибывших в Россию иностранцев, прежде всего из германских государств. 1 рубль времён Екатерины II, 1 рубль времён Павла I - Павел I сразу после вступления на престол предпринял активные меры по выяснению причин хозяйственного упадка в колониях и улучшению их экономического положения. И, 1 рубль самого тяжёлого и переломного периода жизни Российских немцев – период правления Александра II - важнейшую роль в судьбе немцев России сыграл принятый 4 июня 1871 года указ Александра II, который отменил все привилегии колонистов, имевшиеся у них ещё со времён Екатерины II. Прежде всего, отменялся колонистский статус и особое управление колонистами.
Самые ценные экспонаты в музее это:
- Чугунная вафельница 1890 года с рецептом на крышке.
- Маслобойка начала 20 века. Рубель – это как раз один из примеров того, что Поволжские немцы переняли у русского народа.
- Немецкая мясорубка «Alexanderwerk»1920 года.
- Свадебные латунные кольца – прикреплялись на свадьбу к Майскому дереву, или Bänderstok.
- Лошадиный хомут.
- Женский костюм российский немки.
- Гармонь «Koch»
- Чугунная ступка
- Хлебница середины XX века
- Предметы быта: прялка, серп.
Особую ценность представляют религиозные книги начала XX века. Самая старая книга – это псалмы 1902 года.
У нас в музейной комнате хранится гравюра середины XIX века «Приезд императора России в Вену: большой парад на Schmelzer Grercierplaß 4 июня», выполненная по рисунку Иоганна Шёнберга.
Некоторые экспонаты Вашей коллекции были сделаны руками художников и мастериц центра встреч. Расскажите, об этом поподробнее.
Одна из частей музейной комнаты посвящена религии. Отмечая конфессиональную разницу между немецким и соседним русским населением, немцы часто сравнивают шпрухи с иконами: «У нас ведь нет икон, у нас шпрухи». В данном ключе шпрух в культуре немцев выступает также в качестве этноконфессионального маркера, определяющего этнические и конфессиональные границы. Шпрух (как религиозная картина) в культуре российских немцев выполнял особенную роль в формировании религиозности, поддержании установившихся этических ценностей и норм.
Так как в нашем центре нет старых вышитых мастерицами немецкого Поволжья шпрухов, то уже три года в центре создаются прекрасные шпрухи силами наших мастериц. Мы их делаем на деревянной доске, плотной фанере, вышиваем на канве.
Мастерицы нашего центра - это мои ученицы Федорова Полина (16 лет), Горковенко Анастасия (15 лет, прабабушка Клаус Клавдия Давыдовна), Черкашина Влада (17 лет), Жарикова Валерия (17 лет), Тимофеева Валерия (двоюродный дедушка Тейхреб Генрих Абрамович), моя сестра Шмидт Кристина (19 лет) и моя коллега Рудакова Елена Дмитриевна (62 года).
Центральное место занимает панно с изображением церкви Иисуса Христа в селе Зоркино. Так же есть деревянный крест, и два медных рельефа Христа и Богородицы.
Так же в экспозиции про религию находится шкатулка с изображением Лютеранской кирхи в городе Марксе. Его выполнила художник Погорелова Анастасия Николаевна.
В нашей музейной комнате хранится сборник мелодий немецких песен поволжских колонистов. Подбирать ноты и записывать мелодии помогает нам Иван Николаевич Лещенко (прабабушка Кинстлер Доротея Каспаровна), баянист, лауреат международных конкурсов. С ним мы планируем и дальше изучать сборник и записывать мелодии для традиционных немецких праздников.
Уже два года мы собираем информацию о выдающихся российских немцах нашего района – хотим выпустить памятную книгу. Есть идея о создании мемориальной доски в память о работе врача, хирурга, орденоносца Велькера Ивана Ивановича. Конечно же, мы продолжаем работу с экспонатами и пополнение ими нашей музейной комнаты. Планируется выезд в немецкую деревню нашего района Орловку.
Данная музейная комната является большим подспорьем для организации занятий в Центре немецкой культуры. Устраиваются экскурсии с семьями – российскими немцами. Я хожу туда с моими учениками, выпускниками. Вот эта работа является составляющей музейной педагогики, постулаты которой будут использованы на занятиях и встречах в нашем центре немецкой культуры.
Цель всей этой работы - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея, языковых и вокального клубов, общественную деятельность Центра немецкой культуры. Через эту работу мы приобщаемся к быту, истории и культуре той этнической группы, к которой относимся.
Проект реализован при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.