Премьера спектакля состоится 5 октября в Российско-немецком доме в Москве. Нам удалось заглянуть на репетицию и поговорить с режиссером о том, как проходит подготовка и какая работа проходит за кулисами.
5 октября в 16:00 зал «Берлин» московского Российско-немецкого дома откроет свои двери для гостей премьерного спектакля. Мероприятие пройдет в рамках «Открытия культурного сезона 24/25». Алена Муратова - режиссер, актриса, музыкант, а с 2021 года - Член Союза театральных деятелей РФ. Однажды мы уже общались с внучкой Елизаветы Ауэрбах, это интервью можно прочитать по ссылке. В этот раз мы поближе познакомились с командой, работающей над спектаклем по мотивам ее рассказов.
Как и главная героиня спектакля, Алена совмещает в своей работе множество творческих граней: она рассказала нам, какие переживания вкладывались в постановку, как близка оказалась история Елизаветы Ауэрбах команде и над чем пришлось долго рассуждать.
Какие эмоции были вложены в работу над этим спектаклем? С какими чувствами вообще была сделана эта работа?
Здесь для нас главным предметом исследования стала творческая личность. И мы хотим этим спектаклем поговорить о признании и о призвании. Потому что, как правило, когда молодой человек входит в эту сферу - творческую, сценическую, - то он всегда встает на перепутье. Особенно, когда человек может делать и это, и пятое, и десятое. Он и поёт, и играет, и пишет, и читает.
Кто он? По какой дороге идти? Кого слушать? Что сделать? Мир этот: творческий, театральный, сценический, - он очень противоречивый, он абсурдистский, он парадоксальный.
Сцена, театр в целом - это действительно сакральная вещь. За что цепляться? А если ты ещё пока человек наивный, ранимый, смотрящий на всё детскими глазами человек простодушный, добрый, как с этими качествами вообще на такой фронт заходить? И поэтому спектакль — это про понимание себя и принятие себя.
Елизавета Ауэрбах была и писателем, и артисткой. Это две совершенно разные ипостаси, но знаменатель их одинаковый. Мы знаем многих артистов, которые были и режиссерами, и писателями. Тот же самый Шукшин - он был и актёром, и режиссёром, и гениальным писателем. Как это все сочетается? Как сделать так, чтобы это работало, чтобы одно не мешало другому? И вот мы начинаем свой спектакль с молодой Елизаветы, у которой интервьюер спрашивает: «Так вы кем хотели в итоге быть? Писателем или артисткой?» На этот вопрос она пока не знает конкретного ответа. Кто она? Артистка, писатель, просто хороший человек? «Просто хороший человек» — это не профессия, это событие. Так кем же быть-то? И благодаря кому она должна кем-то из этих профессий стать?
«Один в поле не воин», правильно? И Елизавета была не одна. Благодаря людям вокруг себя, она смогла дойти до своей высоты. Были путеводители, были проводники, были менторы. И поэтому у неё появлялись и рождались такие рассказы. В каждом рассказе есть персонаж, который наделён наставничеством. И вот про это наш спектакль: не только про становление личности, но и про то, как на этом театральном фронте оставаться человеком, оставаться простым, добрым, наивным, смешным, любознательным, так остро и близко все воспринимающим. Это очень важная вещь. Мне кажется, что наша работа вот про это.
Над чем сложнее всего работать в этом контексте?
Ни над чем, если честно. Здесь так здорово все собралось, все так сошлось. Вообще все не случайно: в детерминистской системе мира ничего не бывает случайно. Все уже предрешено. Поэтому мы собрались здесь, в Российско-Немецком доме: я, мои артисты, предложенный материал, Международный союз немецкой культуры, всё вместе. Всех нас здесь соединили в одной точке.
И когда появляется сложность, это странно. Сложное другое: встать утром, притащить себя. Вот в этом сложность. А здесь нет сложности, здесь, на самом деле, только удовольствие. Мы вытащили тему, которая нам всем близка, каждый из нас с этим сталкивался. Когда ты проделываешь свою работу, ты после работы идешь счастливый. Приходит осознание того, что за счастье не надо бороться, что счастье - оно здесь и сейчас. Нас учили добиваться счастья, зарабатывать его, заслуживать. А на самом деле, надо научиться искать счастье каждый божий день.
Мы каждый день принимаем решения, мы всегда стоим перед выбором. Каждый раз, когда мы выбираем что-либо, мы должны это делать с оглядкой: в каком случае нам будет хорошо?
Даже если мы плачем, даже если мы за что-то переживаем, надо понимать, что мы переживаем это в счастье. Структура счастья – это одна из важных вещей, которые мы проговаривали и обсуждали. Это каждого касается.
Елизавета Ауэрбах, всё-таки, помимо того, что она обладает прекрасным, писательским талантом, она артистка. Мы все здесь артисты. И природа артиста, она очень шаткая, очень тонкая. Мы ставим про себя. Нам очень понятно это всё.
А что эта премьера значит лично для вас? Какая она вообще?
Она мне, на самом деле, еще раз напоминает про счастье. Обычно мы встречаемся рано утром, у нас репетиции в 9 утра. Наши инструменты - это наше тело. Наше тело, наш мозг, восприятие, чувственность. Утренние репетиции, конечно, не очень способствуют их работе. Но, тем не менее, после репетиции мы все уходим с каким-то замечательным воодушевлением.
Мы все забываем про простое: ты можешь встать утром, ты живой, ты можешь мыслить, ты можешь творить, работать, помогать, любить.
Очень важно уметь искать счастье каждый день, здесь и сейчас, и понять, в чем это счастье заключается.
А это сложно. Только кажется, что «выпил кофе - и все стало хорошо». На самом деле, это целая логическая цепочка событий. Поэтому для меня эта премьера - напоминание о том, как я сильно люблю все свои профессии, как после репетиции я способна идти по улице пританцовывая. У меня есть полное понимание, зачем и почему я живу. Я не трачу время зря.
С нетерпением ждем вас на премьере спектакля 5 октября в 16:00, по адресу: метро "Фрунзенская", Российско-немецкий дом в Москве, ул. Малая Пироговская, д. 5, 1 этаж, зал «Берлин»! Регистрацию на мероприятие нужно будет пройти по ссылке.