ЛИНР-2024: рассказываем о победителе в области искусства Ларисе Луппиан


Мы продолжаем общаться с лауреатами конкурса «Лучшие имена немцев России» и узнавать их ближе. В этот раз мы поговорили с победительницей в номинации им. Анны Герман в области искусства, актрисой театра и кино, народной артисткой России, художественным руководителем Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Ларисой Луппиан.

Лариса Регинальдовна Луппиан родилась в Ташкенте 26 января 1953 года. С детства ее воспитывала бабушка – педагог с огромным стажем и большим опытом за плечами. Маленькая Лариса разговаривала только по-немецки, впитывала воспитание и рассказы бабушки, наблюдала за ее подругами и приятельницами. Первый актерский опыт пришел в жизнь девочки рано, во втором классе. Лариса Луппиан снялась на Ташкентской киностудии в картине «Ты не сирота».

В 1974 году, после окончания курса И. П. Владимирова в ЛГИТМиК (сегодня РГИСИ), пришла работать в Театр им. Ленсовета в городе Ленинграде, где сейчас является художественным руководителем.

За плечами Ларисы Регинальдовны огромное количество ролей, наград и опыта. Она является Народным артистом Российской Федерации и Заслуженным артистом РСФСР.

Порталу RusDeutsch удалось узнать артистку чуть ближе, чем просто любимицу сцены, и поговорить про детство, привычки и новые ощущения, пришедшие вместе с наградой ЛИНР.

Безусловно, сложно уместить всё то, что дают нам родители в несколько фраз, и всё же: что самое главное, на Ваш взгляд, передали Вам Ваши родители? И переняли ли это от Вас дети и внуки? Я знаю, что Вас воспитывала бабушка: может быть, вспомните что-то интересное из детства?

Да, вы верно заметили, что меня воспитывала бабушка, по крайней мере до трех лет. До трех лет я говорила только по-немецки. Хотя моя бабушка эстонка, может быть, у нее тоже есть немецкие корни. Немецкие корни у меня со стороны деда: он немец, а бабушка – эстонка. Это всё по линии отца. Бабушка содержала в Ташкенте, где мы жили, детский сад, где она обучала детей немецкому языку. Когда я родилась, она, видимо, детский сад уже распустила и все свои педагогические усилия направила на меня. Этот период своей жизни я помню очень хорошо: ее любовь, ее заботу и ее постоянные занятия со мной.

Я помню прекрасные немецкие книжки, которые у нас были. В них были интересные поучительные картинки: на них изображались мальчики с длинными волосами и длинными ногтями, под которыми было написано, как важно быть аккуратным и чистым. Я отлично помню свои игрушки: для того времени они были, видимо, очень дорогими. У меня были и детская кухня, и кукольный домик, и карусель. Вот так меня воспитывала бабушка. Я думаю, что я это всё впитала.

Мне, наверное, не удалось так воспитать своих детей, моя бабушка все-таки была очень опытным педагогом. Самое главное, что я дала своим детям, это свою любовь и заботу об их образовании и воспитании.

Вы с такой любовью рассказываете про этот период. Может, у Вас была любимая игрушка?

У меня была и коляска детская, и прекрасная кукла. Свои игрушки я помню как сейчас. Помню, у меня была карусель, которую нужно было крутить, как шарманку, и она играла какой-то музыкой. Всё помню, все игрушки. И прекрасно помню свою бабушку. Ее заботу и любовь.

Расскажите, пожалуйста, про герб рода Луппиан. Какое у него значение?

Ну, да, это то ли герб, то ли печать… Я ее даже реставрировала, она сохранилась. Она с вензелями, а в центре волк, который сидит на пенечке и играет на лютне. А значение фамилии – считается, что это латинская фамилия Lupus Piano – тихий волк. Поэтому на печати и изображен этот страшный зверь, прирученный и спокойно играющий на лютне.

Сохранились ли в Вашей семье какие-то немецкие традиции? Или, может, возродились? Есть ли вообще в Вашей семье традиции? Насколько возможно поддерживать традиции в современном мире, требующем от нас изменчивости и гибкости?

К сожалению, никаких немецких традиций нет у нас в семье. Мы все переженились, мой муж русский. Вообще педалировать то, что мой дед – немец, в то время было очень опасно. Например, моя бабушка за взятку переписала национальность моего отца на эстонца. Поэтому и у меня в метрике стояла национальность «эстонка». Все эти традиции тщательно оберегались и прятались. Я помню, у моей бабушки было много подружек-немок, и они собирались так, знаете, очень чопорно и культурно.

И я помню, что нам устраивали детские новогодние елки. Это были действительно целые представления. Мы готовились, учили немецкие стихотворения и песни, готовили подарки. Елки тогда еще были со свечками.

Это детство я очень хорошо помню. К сожалению, сейчас ничего такого нет.

Что касается семейных традиций, у нас появился новый ритуал: праздновать день рождения в двенадцать часов ночи. Мы все очень занятые люди, обычно на следующий день у нас работа. Ночью мы друг друга поздравляем, дарим подарки, отмечаем праздник, а утром все разбегаемся по делам.

Мне трудно сказать, какие в семьях сейчас традиции. Из-за обилия Интернета, к сожалению, главная традиция – это уткнуться в телефон и даже друг с другом не общаться. Это ужасно. Хотелось бы, конечно, чтобы общение между членами семьи возвращалось, но, когда это случится, сложно сказать.

Расскажите, каково это быть женщиной-руководителем творческого коллектива?

Мне кажется, особой разницы нет, руководить театром или больницей, или еще чем-то. Все равно, все люди на больших предприятиях – они творческие, все со своими характерами. Кто-то хочет работать активнее, а кто-то, наоборот, отлынивает от работы.

Самая большая, наверное, ответственность в том, что я должна удовлетворить не только запросы артистов: кто-то хочет играть, а кто-то ленится, и я должна его привлечь. Но в то же время, я должна удовлетворить запрос города Санкт-Петербурга на хороший репертуар нашего театра.

Вот эти две линии мне нужно совместить. Чтобы спектакль был интересен и для нашего города, и для наших артистов. Самая главная трудность – составлять репертуар и приглашать режиссеров.

Конечно, у человека с Вашим опытом столько разных работ за спиной, что вряд ли при таком разнообразии может быть любимая. Поэтому мы хотели спросить, а какая роль была самой интересной? Возможно, самым большим вызовом?

Когда я была в середине своей творческой карьеры, мне очень хотелось сыграть роль Бланш Дюбуа в пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай "Желание"». Тогда я обратилась к нашему главному режиссеру, своему учителю Игорю Петровичу Владимирову, с этой просьбой. И он пошел мне навстречу, за что я ему бесконечно благодарна, и взял эту пьесу в репертуар нашего театра. И я сыграла эту роль. Это моя самая любимая роль. Она мне наиболее близка: мне как актрисе, мне как женщине. В ней очень много перемен, много эмоциональности, в этой пьесе очень интересный сюжет. Поэтому моя актерская мечта осуществилась.

Иногда мечты не осуществляются, а моя осуществилась, чему я очень благодарна. В моей творческой судьбе было очень много хороших ролей, но эта была самая выстраданная, самая сложная, самая трудозатратная. И играть ее было непросто, и готовиться к ней было непросто, и отходить от нее, когда придешь домой, тоже было непросто.

Вы мечтаете сейчас о чем-нибудь?

Ну, сейчас у меня самое главное… Не мечта, а, скорее, желание: быть востребованной в театре, чтобы моя работа была интересна для коллектива нашего театра, чтобы я угадывала желания наших артистов и угадывала желания зрителей, что они хотят увидеть. Иногда это не совсем между собой совпадает, потому что зрители больше хотят простого классического театра, а артисты хотят уйти сильнее в какой-то режиссерский театр, как, допустим, что принес в наш театр Юрий Николаевич Бутусов.

Этот театр, на самом деле, очень крепко въелся в генетику современных артистов, им хочется вот в таком стиле работать, а публика уже требует другого. Публика требует вернуться к русскому психологическому театру, к русскому классическому театру. И вот этот зазор нужно как-то заполнить так, чтобы не было больно одним и чтобы интересно было другим. Вот это самое, наверное, сложное.

Можете дать какой-то совет современным актрисам и актерам, только начинающим свой путь?

Ну, что я могу сказать… Во-первых, я могу сказать, что пусть они не думают, что их не увидели, не заметили режиссеры. Главные режиссеры выискивают талантливых людей, они жаждут их увидеть. И если вас не взяли в театр, значит тому есть причина. Если у вас что-то не ладится в этой профессии, мне кажется, лучше ее поменять. Потому что биться лбом об стенку там, где тебя не принимают, это непродуктивно. В молодости еще можно поменять что-то. Артистом можно быть в любой профессии, совсем необязательно для этого играть на сцене.

Артист – это состояние души человека. Если вы уже поступили в театр и вам не дают ролей, делайте самостоятельные работы. Не ждите ни от кого ничего. Эти руководители думают целиком о репертуаре театра, они думают об интересных спектаклях. И если вас не задействуют, значит, тому есть свои причины. Сами берите свою судьбу в свои руки. Делайте концертные номера, работайте где-то на корпоративах, на свадьбах, делайте какие-то детские дни рождения. Зарабатывайте, все-таки, в этой профессии деньги. Потому что смысл этой профессии все равно в том, чтобы она была монетизирована, а не просто чтобы ты ради удовольствия где-то там сыграл самодеятельно в театре, получил три рубля или, наоборот, еще свои деньги потратил.

Не обязательно быть звездой. Многие артисты не звезды, но они хорошо, достойно живут и зарабатывают в своей профессии. Не нужно хватать звезд с неба. Нужно понимать, что ты должен быть первоклассным артистом, востребованным именно в такой вот, «лайтовой» среде.

Не стоит думать о том, что: «Вот, сейчас слава придет ко мне!» Это самый плохой путь, потому что слава никогда не приходит к тем, кто ее хочет. Она приходит совершенно неожиданно, непонятно откуда. Тут никаких рецептов не бывает. Такой совет.

Ваше творчество и Ваши заслуги были отмечены множеством наград. А какое место среди них займет награда конкурса «Лучшие имена немцев России»?

Ну, во-первых, я не знала, что есть такая награда. Я была очень удивлена и очень благодарна, что меня заметили. Я никогда как будто бы не рассматривала свою личность со стороны того, что внутри у меня есть часть немецкая, часть такая, часть другая…

А сейчас я задумалась: «А действительно, что во мне есть немецкого?» Я очень благодарна тому, что родители мне передали эти гены. Именно прибалтийские, немецкие, европейские. Потому что в этих генах очень много целеустремленности, трудолюбия, порядочности, честности. И я очень рада, что меня заметили именно немцы России. И эта награда, безусловно, займет большое место в моей жизни. Я, несомненно, принесу ее в театр, и она у меня будет стоять в кабинете, и я буду всем рассказывать, что меня заметили немцы России. Мне это очень, очень приятно.

А Вы замечаете за собой какие-то типично немецкие черты? Они помогают или мешают?

Я думаю, что, конечно, именно тот факт, что меня назначили руководителем, это было не случайно. Это именно потому что у меня такой характер. Эти черты немецкие: добросовестность, порядочность, трудолюбие, умение доводить до конца и умение, в то же время, идти на какие-то компромиссы. Вот эти черты, я считаю, у меня конкретно немецкие, эстонские, европейские.

А русского у меня, наверное, какая-то душевность. Мягкость, может быть. Сочетание этих черт характера, мне кажется, позволило мне стать руководителем, потому что здесь нужна и твердость, и мягкость.

Я всем говорю: «Я сверху мягкая, а внутри я очень твердая». Вот эти качества, видимо, были замечены в городе Санкт-Петербурге. Потому что я уже очень давно занимаюсь организацией чего-то. Ну, во-первых, я, как хозяйка дома, организую свой быт. Потом у меня была своя телевизионная передача, которую я сама организовала. Я писала сценарии сама, договаривалась о съемках сама.

Потом у нас длительное время была антреприза – спектакль-антреприза «Интимная жизнь». Я была, по сути, менеджером этого спектакля. Нужно было договариваться со всеми и думать о дороге, о билетах, о гостиницах, о перевозках и переездах. Я умею организовать что-то не сложно, а организовать очень даже интересно и доводить это до логического конца. Я заметила, что если кому-то что-то важное поручишь, то получится только хуже. Поэтому, если хочешь сделать хорошо, делай всё сам. Я эти черты в себе ценю и их, видимо, заметили руководители нашего города и оказали мне такую честь – стать руководителем Театра имени Ленсовета.


Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России» направлен на выявление и поощрение российских немцев, добившихся общепризнанных успехов в своей профессиональной деятельности, и проходит уже в 14-й раз. Организатор – Международный союз немецкой культуры. Голосование в двух номинациях – в области педагогики и в дополнительной номинации «Эффективный руководитель», – продолжается. Поддержите понравившихся кандидатов в открытом онлайн-голосовании на официальном сайте конкурса!

Рубрики: ЛИНР