11 июня 2024 года в Государственном Дарвиновском музее открылась выставка, посвященная 100-летию известного скульптора-анималиста Андрея Марца. В честь ее открытия мы поговорили с его дочерью, художницей Ириной Марц, работы которой также будут представлены в музее.
Ирина, в детстве вы посещали кружок по изобразительному искусству в музее им. Дарвина, теперь здесь открывается выставка с вашими работами. Что вы чувствуете?
Поскольку отец увлекался изображением животных, то в музее им. Дравина он познакомился с одной сотрудницей, которая была биологом и параллельно вела рисовальный кружок для детей. Ее звали Валентина Михайловна Муцетони. Она плавала на научно-исследовательском судне «Витязь» и зарисовывала свежевыловленных рыб, так как в справочниках было множество неточных зарисовок. Когда рыбу вылавливаешь, она может иметь один цвет, но на воздухе она сразу его меняет, и поэтому ей надо было успеть сделать зарисовку, чтобы устранить старые неточности.
Я с детства рисовала и пошла в этот кружок при музее. Примерно в 10-12 лет наступил тот переходный возраст, когда понимаешь, что по-детски рисовать уже неинтересно, а академически еще не можешь. Кружок в музее стал компромиссом. Поэтому с дарвинским музеем меня связывает много лет пребывания там, хотя тогда он находился в другом месте.
Какие экспонаты на этой выставке вы можете назвать особенными для вас? Есть ли такие?
Работы отца – это коллекция музея, я туда ничего не добавляла.
Там много особенных работ. Я очень ценю отца и считаю, что он большой скульптор.
В советское время он много выставлялся, было много анималистических выставок.
Можно ли сказать, что творчество вашего отца повлияло на ваше? Чем вы вдохновились? Что переняли?
Несмотря на то что я пишу пейзажи, для меня отец – большой авторитет.
Я показывала ему работы еще в институте, которые, конечно, уже не имели отношения к животным. Все равно он был большой мастер и понимал толк в любом искусстве, не только в анималистике.
Есть ли какие-нибудь «немецкие» черты, которые вы бы могли выделить в творчестве вашего отца и в вашем творчестве? Ваша национальная принадлежность находит в вас отражение как в художнике?
Непосредственно влияния немецких художников, особенно в детстве и юности, не было и не могло быть. Несмотря на то что у отца была большая библиотека, которую он старательно собирал, выставки скульптуры в СССР приезжали редко, поэтому было трудно познакомиться с современными зарубежными художниками и скульпторами.
На меня немецкие художники произвели впечатление уже позже, когда я поехала в Германию и посетила множество выставок и музеев. Многое я до этого не видела никогда.
Сейчас в музее мирового океана находится самая большая коллекция работ вашего отца. Как так вышло?
Работы отца более чем в 60 музеях. В советское время существовала система закупок и хорошие работы централизовано покупались и распределялись по музеям. Зачастую отец даже сам не знал, где что находится.
В случае с музеем Мирового океана это заслуга его директора Светланы Генадьевны Сивковой. Она интересовалась всем на свете, и, когда создавался новый музей, она понимала, что ему необходима и художественная часть. Она увидела работы отца, пришла к нему в мастерскую, пробила финансирование, и так ей удалось закупить работы для музея. Потом она несколько раз возвращалась и пополняла коллекцию.
Приглашаем всех желающих посетить выставку работ Андрея и Ирины Марц в музее им. Дарвина! Выставка продлится до 8 сентября. Подробности на официальном сайте музея.
А по ссылке вы можете прочитать наш материал о торжественном открытии выставки.