«И в хоре, и в организации есть личная ответственность за общий результат»: интервью с пресс-секретарем НМО Вероникой Мецлер о пении и общественной деятельности

31 мая в Новосибирске состоится концерт хора Jam Sound, который в прошлом году участвовал в полуфинале конкурса «Битва хоров». Вероника Мецлер — пресс-секретарь Немецкого молодежного объединения и участница хора, которая, помимо своих музыкальных способностей, регулярно демонстрирует организационные таланты. О том, каким был ее творческий путь и как совмещать общественную и музыкальную деятельность, мы обсудили с ней в интервью.

Как ты пришла в хоровое пение? Можно ли буквально выделить какие-то этапы твоего творческого поиска?

Есть ощущение, что я пою всю жизнь, но полноценное пение в хоре началось в школе. Я училась в хоровой школе-студии «Журавушка» — это общеобразовательная школа, где дети параллельно получают музыкальное образование. Там обязательными предметами были хор, сольфеджио, музыкальная литература, желающие могли ходить на фортепиано. Вместе с аттестатом мы получили свидетельство об окончании музыкальной школы. С первого по третий класс мы пели в общем хоре всего класса, а дальше, в средней школе, мы перешли в сводный хор, в котором я пела до конца школы. Можно сказать, что это был первый этап.

Во время учебы в университете с хором не сложилось: там я попала в НМО и больше времени уделяла общественной деятельности. Второй этап начался в 2015 году, когда я устроилась работать в детский центр «Монтессори», где существовал небольшой женский ансамбль, состоящий из педагогов и мам детей. Поначалу нас было всего 13 человек, а сейчас ансамбль вырос в большой хор под названием «Viva voce», в котором с 2019 года задействованы еще и мужчины. Специфика была такая, что прийти туда мог любой, независимо от того, есть у него музыкальное образование или нет. В этом коллективе я пропела 8 лет.

Третий этап - мой переход в хор Jam Sound. Это любительский хор, которому в этом году исполнилось 7 лет. Коллектив здесь образовался на базе Новосибирского государственного университета архитектуры и дизайна. В этот хор идет более внимательный отбор участников: здесь важно знать нотную грамоту, уметь интонировать и очень быстро ориентироваться в музыкальных произведениях, потому что темп здесь более высокий. Поэтому тут более интересная концертная деятельность, больше мероприятий и конкурсов, в которых коллектив участвует.

Ты активистка Немецкого молодежного объединения, в то же время хор, по крайней мере как кажется со стороны обывателю, это прежде всего про настройку, унисон и командную работу. Помогает ли в результате твое увлечение в работе и общественной деятельности?

На самом деле интересное сравнение хора и работы в общественной организации. У них есть и что-то общее и то, что различается. Я вижу схожесть в том, что и в хоре, и в организации есть личная ответственность перед членами команды за общий результат: в общественной деятельности — это распределение задач, качество их выполнения, а в хоровом искусстве — уровень исполнения, необходимость вовремя учить партии, посещать репетиции.

Что касается различий, то, мне кажется, в работе молодежного клуба есть возможность проявлять себя индивидуально. У каждого есть свои особенности, свои таланты, которые важно показывать. В хоре же как будто нужно наоборот не выделяться, не выпячивать то, что получается хорошо лично у тебя, а уметь подстроиться под других людей. Каждый вокалист может обладать невообразимым, шикарным тембром, иметь свои особенности звукоизвлечения, но в хоре очень важно, чтобы все пели одинаково. Только так получится вот это волшебство гармонии и только так будут чистыми аккорды, все должны настроиться на единую волну.

Не знаю, что из этого мне помогает и насколько это связано с хором. Я просто в принципе командный человек, вогзможно, именно поэтому мне так комфортно петь в хоре и работать в Немецком молодежном объединении. Такое единство и удовольствие от совместной работы может приводить к классным результатам.

А исполнял ли когда-нибудь Jam Sound песни на немецком языке? Или, может быть, тебе приходилось исполнять их в других коллективах?

Удивительно, но пока в истории коллектива произведений на немецком не было, собственно, как и за все мое предыдущее творчество в хоре Viva voce. Почему-то мы не исполняли песни на немецком, хотя были и французский, итальянский, грузинский и английский языки. Сейчас мы с хором Jam Sound готовим фолк-программу, которая будет состоять из произведений разных народов мира, и там у нас на данный момент есть татарский, болгарский, норвежский, хорватский языки.

Я предвосхищаю вопрос о составе хора и наличии в нем российских немцев. Я наверняка знала только про одну девушку с фамилией Франк, и мы, когда я только пришла в коллектив, немного поговорили о немецком движении. Оказалось, что она из республики Хакасия, и никогда не посещала никаких центров немецкой культуры, хотя знала про свои немецкие корни. Готовясь к интервью, я задала вопросы другим участникам, и выяснилось, что руководитель нашего хора Мария Лейкам тоже является представительницей российских немцев. Еще один молодой человек с русским именем и фамилией тоже рассказал, что его бабушка и дедушка поволжские немцы, которые были депортированы в Казахстан в начале Великой Отечественной войны. Вот так из 30 человек мы насчитали четверых российских немцев, а это уже чуть больше 10%, а значит, точно надо задуматься о появлении песен на немецком языке в репертуаре и, может быть, даже получится в фолк-программу включить какую-нибудь песню на немецком языке или даже на диалекте российских немцев. Мне бы было очень приятно, если бы это случилось.

В дополнение к вопросу про исполнение песен на немецком языке: у меня был опыт исполнения на немецком в 2010 году. Когда я только вошла в Немецкое молодежное объединение, мы с моей лучшей подругой участвовали в конкурсе немецкой песни. Тогда Гёте-институт проводил этот конкурс каждый год, и мы пошли участвовать, еще даже не закончив ступень А1. Но, как мне кажется, мы выбрали не самую удачную песню у нас была очень лиричная композиция Кристины Штюрмер «Мама», а девушки-соперницы исполняли песню «Die perfekte Welle» (рус.: Идеальная волна), которая была бодрее нашей. Поэтому они заняли первое место, а мы второе.

31 мая вы выступаете в Новосибирске вместе с Оркестром Новосибирского государственного университета (НГУ). Чего ждать слушателям?

Наш завтрашний концерт — это очень масштабное событие. По словам нашей руководительницы, это самый грандиозный концерт за всю историю коллектива. В Доме культуры железнодорожников обычно выступают все звезды. Я ходила туда на концерты музыкальных коллективов и приезжих звезд, а теперь сама буду выступать на этой же сцене.

У нас есть классная программа, которая называется «Хиты русского рока». Jam Sound впервые выступал с ней в апреле прошлого года, и у нас с ней уже было несколько выступлений на разных площадках, были даже гастроли в Барнаул. Нам пришла идея сделать масштабный концерт вместе с оркестром НГУ и молодежной рок-группой «Снимки» — молодыми и активными ребятами, которые недавно вернулись с конкурса «Новая волна». В общем, программа состоит из многими любимых хитов русского рока: «Потерянный рай», «Район-кварталы», «Любочка», песни группы «Кино» и «Чиж & Co». Мы решили исполнить их хором, который у нас не подпевает вокалисту на задворках сцены, а исполняет все песни от и до.

Еще одна особенность концертов Jam Sound заключается в том, что на них можно и нужно петь вместе с артистами. Когда зрители встают со своих мест и начинают подтанцовывать и подпевать, то для нас это самый большой успех. Мы немного переживаем, что в зале не предусмотрен танцпол, но надеемся, что зрители зарядятся нашей энергией и будут подпевать и танцевать.

Под конец нельзя не спросить: какие у тебя творческие планы? И есть ли планы где-то соединить твои творческие успехи и работу в движении?

Хочется просто продолжать быть частью замечательного коллектива, вносить свой творческий и организационный вклад. Очень бы хотелось, чтобы мы действительно пополнили свой репертуар какими-нибудь песнями на немецком языке и могли бы выступать на площадке Российско-немецкого дома в Москве и участвовать в творческих проектах Международного союза немецкой культуры. В конце концов, можно даже среди моих друзей и знакомых с немецкими корнями провести большую агитацию, пригласить их в хор и тем самым пополнить количественный состав немцев. На самом деле, просто хочется, чтобы было больше возможностей развиваться, но с этим проблемы в хоре нет. У нас впереди программа с фолк-материалом, где один блок будет посвящен фолк-программе, а другой будет посвящен хитам русского рока. Осенью у нас уже пройдет премьера с полной фолк-программой, где будет, наверное, около 15-20 песен в фольклорной обработке. Хочется, чтобы немецкие песни появились и там.

Также впереди у нас участие в большом сводном хоре на день города в конце июня, а потом небольшие каникулы. А еще мы в июне едем в Омск на конкурс «Хоровые игры», где Jam Sound тоже участвует не в первый раз. Очень надеюсь, что там нам тоже удастся себя показать.

Рубрики: ИнтервьюНМО