Он просит, чтобы во время его лекции студенты не убирали мобильные телефоны, а наоборот, держали их перед собой. Это служит хорошим стимулом для лектора. Если учащийся взял в руки смартфон, значит нужно менять форму подачи материала. В интервью порталу RusDeutsch кандидат экономических наук и доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Игорь Диннер делится секретами успешной преподавательской деятельности, говорит о связи поколений, а также рассказывает о своих немецких корнях и семейных традициях.
Вы преподаватель с большим стажем. Преподаете на экономическом факультете ОмГУ, стали победителем конкурса «Лига Лекторов», проводите тренинги и лектории для школьников. Что Вас лично привлекает в преподавательской деятельности?
Да, всё это действительно так. И здесь я бы обратился к истории вопроса. С самого детства меня привлекала и увлекала преподавательская деятельность в том смысле, что мне всех и всегда хотелось чему-то научать или, я бы даже сказал, «поучать». А, как я уже понял, детские увлечения часто являются истинными и на них следует опираться при выборе своей карьерной траектории. Сразу после окончания Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского я получил предложение стать частью команды лучших преподавателей. Согласился не задумываясь! Кстати, это послужило отправной точкой к написанию кандидатской диссертации, которую я успешно защитил в 2018 году.
Преподавательская деятельность для меня не просто работа – это что-то большее. Вот только представьте, в какой еще деятельности сочетаются сразу и творчество, и наука, и образовательная деятельность молодежи? Каждая лекция для меня – это произведение искусства.
Именно с таким настроем я выхожу в аудиторию. Мне хочется, чтобы мои студенты получали удовольствие и от содержания, и от подачи материала. Пока мне это удается. У меня даже есть свой индикатор оценки качества моих занятий. Я прошу студентов, чтобы они не убирали свои телефоны, а наоборот, держали их перед собой. Как только я вижу, что они взяли телефоны в руки, понимаю, что нужно менять форму подачи, использовать интерактив, вовлечение в процесс и так далее. Для меня важно, чтобы в течение всей лекции никто из них не взял телефон в руки. А это уже требует «высшего пилотажа».
Что Вы считаете самым важным в этой профессии и важным для себя как для преподавателя?
Пожалуй, самым важным в моей профессии является то, что в процессе преподавания происходит не просто обмен знаниями со студентами и развитие их как будущих профессионалов, а формирование у них правильных ценностей, в какой-то степени воспитание. Для наглядности расскажу Вам один пример из жизни. Когда я поступал в университет, мне посчастливилось встретиться на Дне открытых дверей с ректором Герингом Геннадием Ивановичем, кстати, тоже российским немцем, который прочитал нам минилекцию о феномене университета. Так вот, главная его мысль была в том, что университет – это в первую очередь атмосфера, люди (профессорско-преподавательский состав), которые смогут сформировать вас как интеллектуально развитую личность, и это в дальнейшем будет определять вашу судьбу. Всё именно так и есть! И здесь нечего добавить или убрать. Классический университет именно этим и славится. В своей деятельности со студентами стараюсь транслировать эти простые, но очень правильные ценности, которые заложили мои учителя, выдающиеся ученые и потрясающие люди.
Учитесь ли Вы сами у Ваших студентов? Если да, то чему?
Безусловно! Я стараюсь выстраивать со своими студентами не совсем классический формат коммуникации в процессе преподавания. Мои занятия построены на интерактивных формах с вовлечением ребят в рабочий процесс. Взаимодействуя в формате тренингов и мастермайнд, я многому учусь у них. Для меня совершенно нормально сказать им, что я чего-то не знаю. Ну, конечно, больше учусь у них тому, что связано с современными гаджетами и сервисами. Недавно они обучали меня работе с искусственным интеллектом, когда я понял, что они не могли написать такой доклад и кто-то явно им в этом помог. Вот так и «рофлим» с ними. Этим словам, кстати, тоже они меня учат.
Как изменилось поколение студентов, школьников, если сравнивать с тем временем, когда Вы сами были школьником и студентом?
О, вот тут я Вам много интересного расскажу, ведь это предмет моих научных интересов, я исследую трудовые ценности молодежи.
Про современное поколение мы все чаще слышим, что они «слабые», «инертные», «глупые» и так далее. Но это в корне не так! Я с этим категорически не согласен. Да, они другие, но ведь и про нас так говорили. Дело в том, что сказать про них, что они не такие, гораздо проще, чем их понять и начать сотрудничать. Современное поколение очень талантливое, умное и невероятно развитое. Они – дети мира.
Для молодежи сейчас нет границ и каких-либо барьеров в развитии, созидании и так далее. И, как мне кажется, они используют эти возможности совершенно рационально. Они создают интересные проекты, которые меняют жизнь людей к лучшему. И не сомневайтесь, из числа современной молодежи будет огромное количество выдающихся деятелей культуры, науки, образования, медицины и так далее.
В чем Вы видите основное отличие и в чем сходство?
Главное отличие в том, что современная молодежь ориентирована на создание глобальных проектов. Они объединяются в команды, взаимодействуют друг с другом вне зависимости от места нахождения. Они очень открыто ведут коммуникацию и задают вопросы. Для них нет статусов и рангов, все равны. И это сильно отличает их от прошлого поколения. В плане сходства я бы сказал, что для них также важны базовые ценности как семья, общение, здоровьесбережение и так далее.
Вы также занимаетесь проектами по профориентации для абитуриентов. В чем вы видите для себя основную задачу?
Проекты по профориентации для меня – это возможность помочь абитуриентам не допустить множество ошибок, которые могут привести к временным и финансовым потерям.
Когда я поступал в университет, то испытывал потребность в более точечной и индивидуальной профориентации. Были только тесты и немного интерпретации, но подобных проектов в нашем городе не было. Окончив университет, я захотел создать что-то действительно полезное и эффективное для подростков. Так родилась серия проектов в городском и выездном форматах. Я серьезно погрузился в эту тему и развитие данного проекта.
За время реализации проекта удалось собрать награды и получить признание на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Я начал изучать тему профориентации в научном плане, моя диссертация именно по теме профориентации и профессионального самоопределения. Сейчас работаю над докторской диссертацией, немного расширив тему профориентации в направлении исследования трудовых ценностей молодежи.
Как правильно сориентировать школьника в выборе будущей профессии?
Могу сказать, главное в профориентации – это учитывать интересы и увлечения ребенка. Вы наверняка помните всем известную формулу «хочу-могу-надо»? Многие карьерные консультанты опираются на нее в своей работе и выстраивают соответствующие траектории. Большая редкость, когда все эти три составляющие удовлетворяются. Так вот лучше всего опираться на то, что действительно хочешь, то, от чего «горят» глаза и энергия распирает вас изнутри. Тогда появляется «могу», а в дальнейшем и «надо». За мою практику я встречал много людей, которые были безумно увлечены своей деятельностью, и это впоследствии приводило их к большой популярности и финансовому успеху.
Какие факторы, на Ваш взгляд, играют важную роль?
В выборе профессии ребенком важную роль играют его родители. От них в первую очередь зависит, как будет выглядеть карьерная траектория ребенка после окончания школы.
Многие родители сразу говорят своему ребенку, чтобы он рассматривал только бюджетные места, о платном обучении даже и речи не идет. И это в корне неверно. Конечно, если истинная причина кроется в финансовой возможности, это другое. Но в данном контексте речь идет о тех, кто может себе позволить платить за обучение. Понимаете, оплата за обучение – это самая лучшая инвестиция в ребенка, которая в дальнейшем окупится сторицей.
И это важно понимать. Ребенок должен учиться там, где он мечтает. Ребенку важно подобрать ту самую среду, в которой он будет развиваться, а не деградировать. Только тогда он будет эффективен в процессе самого обучения. Иначе просто будет «протирать штаны» в университете.
Вы происходите из семьи российских немцев. Расскажите немного о Ваших корнях. Сохраняете ли вы традиции в Вашей семье? Какие у Вас традиции?
В семье мы очень трепетно и с уважением относимся к традициям, которые передаются из поколения в поколение. Особенными для нас являются празднование Рождества и Пасхи, поскольку они имеют множество традиций, которые корнями уходят в прошлое. Наиболее яркий праздник для семьи – это, конечно же, Рождество. Заранее мы покупаем детям Adventskalender (рус.: адвент-календарь), наполнение которого, чаще всего, состоит из сладостей (поэтому дети так сильно его ждут). По рецепту моей прабабушки мы готовим штоллен. Вот здесь, как мне кажется, больше всего историй из детства моего папы. Мы стараемся выдерживать рецепт, в плане «созревания» штоллена в течение нескольких недель, но детям это дается ой как нелегко!
Мы очень любим все вместе печь ривелькухен. Сам процесс вызывает огромный интерес у детей, но с особым желанием дети слушают истории моего папы, который очень увлекательно рассказывает о своем детстве. Самое интересное, когда какие-то фрагменты он рассказывает на немецком языке и говорит, что это непереводимые на русский фрагменты, но смысл детям объясняет.
Летом, когда на даче созревает вишня, папа варит фирменное блюдо – вишневый суп (Kirschsuppe) и вареники с вишней и творогом. Дети в восторге и от самих угощений, и, конечно же, от историй дедушки.
Мне важно не только сохранять традиции семьи, но и узнавать больше о том, как мои предки оказались в Сибири. Недавно мы дополнили свое генеалогическое древо выпиской из церковной книги конца XIX века. Удалось найти информацию благодаря тем, кто серьезно изучает историю российских немцев. На данный момент я уже описал наше генеалогическое древо до седьмого колена.