Марию Фитц (86 лет) маленькой девочкой депортировали на Алтай с юга России. История ее жизни легла в основу повести «Полынная елка» Ольги Колпаковой. Московская немецкая газета поговорила с главной героиней о книге, ее детстве в изгнании и Рождестве.
«Когда я держу книгу в руках, ко мне возвращаются все воспоминания о моем тяжелом детстве. Многие люди говорят, что забывают вещи, случившиеся с ними в детстве», — говорит Мария Фитц.
Я помню каждый день, который я пережила. Я никогда не думала, что моя судьба будет рассказана. И когда Ольга Колпакова это сделала, я сказала ей, что это судьба не только моя, но и всех немецких детей, которых увезли, как ветром уносит песок, в великую, широкую Сибирь. Я выжила, многие другие – нет.
В частности, мы, маленькие дети, были обузой для наших матерей, ртом, который постоянно хотел есть.
История в «Полынной елке» горькая. А можно ли ее вообще рассказывать сегодняшним детям?
«Почему бы ее не рассказывать?», — считает Мария Фитц.
Была война, и моя жизнь пришлась на это время. Когда я вижу, как живут дети сейчас, я вспоминаю свое детство и это был страшный сон. Нам пришлось выгонять свиней из хлева в пять утра, а роса на траве была ужасно холодной. Мы всегда бегали босиком, и наши ноги были в крови. Дома нам приходилось опускать их в раствор с содой, который готовила бабушка.
Это было невероятно больно. Хуже всего было весной, когда молодой картошки еще не было. Тогда почти нечего было есть. Если вы говорите, что рассказывать это детям нехорошо, это неправильно. Они должны знать, что приносит война и что такое война. Это ужасно».
О том, какие моменты не вошли в книгу и когда в ее жизни появилась настоящая рождественская елка, Мария Фитц рассказывает в полной версии статьи на сайте Московской немецкой газеты.