В память о выдающемся пианисте Валентине Матвееве-Вентцеле

Валентин Сергеевич Матвеев-Вентцель, выдающийся пианист и композитор, общественный деятель, кандидат философских наук, основатель Академии Славянской культуры, автор многих произведений в области науки, музыки, литературы и главный режиссер Музыкального полифонического театра «Эльмовы Огни», родился в Москве 14 мая 1931 года. 19 октября 2023 года сердце музыканта перестало биться. Валентин Сергеевич ушел на 93 году жизни после продолжительной болезни. Мы поговорили с его супругой Дианой Рубинштейн. В память об этом невероятно талантливом человеке – наш текст.

Семейное воспитание

«Я воспитывался в семье интеллектуалов Серебряного века: философов, ученых, изобретателей, музыкантов, художников. Это были серьезные исследователи, искавшие новые современные пути, скромно, талантливо и честно работавшие в своих областях науки, культуры и искусства. Именно они создавали новое, двигавшее мышление вперед, несмотря на запреты на передовые исследования, и двигались вперед, несмотря на сложности жизни», – писал в своей автобиографии Валентин Сергеевич.

Атмосфера в семье всегда была наполнена творчеством. Отец Валентина, Сергей Степанович Матвеев, – музыкант, инженер-изобретатель, математик. Он прекрасно рисовал, играл на фортепиано, виртуозно владел балалайкой. Учился в Московском университете у академика Алексея Северцова и в техническом институте на инженерном факультете в Гейдельбергском университете в Германии. В семье сохранилось несколько его патентов за изобретения в области паровозов и самолетостроения. В зрелом возрасте Сергей Степанович за три года окончил курс фортепиано в музыкальном училище у Елены Гнесиной. Мама Валентина, Ирина Викторовна Матвеева (Филипп-Вентцель), – высокообразованная женщина, свободно владела тремя языками, пела широкий классический репертуар. Нередко муж ей аккомпанировал, и дома устраивались большие концерты.

Дети в семье воспитывались в атмосфере искусства, занимались музыкой, рисованием и языками, приобщались к точным наукам. Валентин Сергеевич вспоминал, как папа занимался с ними математикой, физикой, химией и музыкой. На работе у него сохранился дореволюционный богатый физический кабинет с многочисленными приборами и с небольшой действующей паровой машиной, а вместе с мамой дети изучали русский, французский, немецкий языки и рисование.

«Дед по отцу, Степан Григорьевич Матвеев, был человек известный в своем городе – смотритель учебных заведений г. Воронежа, имел деловые и дружеские связи в своем регионе. Сохранились письма к нему со своеобразным адресом: «г. Воронеж. Его превосходительству Степану Григорьевичу Матвееву», и всё. Письма доходили до адресата... Бабушка Анна получила хорошее образование, училась на балерину и хорошо владела игрой на фортепиано. В 70-х годах ХIX века, научившись проектировать у Монферана, ее отец с ней переехал в город Харьков и начал строительство вокзала (здание было полностью разрушено в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг). В дальнейшем Анна связала свою судьбу с моим дедом Степаном Григорьевичем Матвеевым... Мой дед Константин Николаевич Вентцель до революции издал труд «Философия творческой личности» и в «серебряный век» пикировался в печати по вопросам образования со Львом Толстым. БСЭ упоминает о нем как об известном философе и педагоге», – писал в автобиографии Валентин Сергеевич.

Когда Валентину было 10 лет, началась Великая Отечественная война.

«Мы тогда были на даче. Всех дачников, приехавших на отдых, женщин и детей, имеющих силы помогать на полях совхоза-артели „Ленинский путь“, мобилизуют на работы по спасению урожая. Мама, я, старший брат Женя с утра до вечера на прополке, окучивании и других работах... Слава Богу, мы на трудодни заработали три мешка картошки, мешок моркови, капусту, свеклу. Как они нам помогли в жуткий голод!», – вспоминал Валентин Сергеевич.

В начале войны семья пережила депортацию, как и большинство советских немцев. 13 сентября 1941 года высылается в Казахстан дед Валентина Сергеевича – музыкант и фармацевт Виктор Карлович Филипп. Его вместе с супругой Розалией Николаевной (Вентцель) высадили в голой степи в почти безлюдном месте, чтобы семья обосновалась без права выезда за пределы Карагандинской области. Виктор Карлович и его супруга в жутких климатических и бытовых условиях фактически погибли, отдав и обменяв все, что возможно, даже чудом довезенную скрипку работы известного мастера Витачека.

Вся жизнь музыка

Заниматься музыкой Валентин Сергеевич начал в раннем детстве. Первым его педагогом был Густав Францевич Валашек. Он давал ему уроки даже в 1942 году, когда музыкальные школы в Москве не работали.

«Отец водил сыновей – Валентина и Евгения – слушать оперу. Прежде чем отвести мальчишек в театр, он садился за рояль и целиком играл клавир. Когда мальчики шли слушать оперу, они знали ее практически наизусть. В 10 лет Валентин уже хорошо разбирался в музыкальных стилях самых разных композиторов. Семейные традиции заложили в нем с раннего детства любовь к музыке на всю жизнь», – рассказывает Диана Рубинштейн.

Сам Валентин Сергеевич вспоминает свое первое успешное выступление в Большом зале Московской консерватории, когда он, будучи учеником седьмого класса музыкальной школы, успешно исполнил трудную сонату Аврелиана Руббаха. Его выступление было отмечено прессой. После он окончил училище при Московской консерватории у Владимира Сергеевича Белова – выдающегося педагога на кафедре Генриха Густавовича Нейгауза.

Потом Валентин Сергеевич поступил в инженерно-строительный институт. Учился очень хорошо, сдавал все экзамены на отлично. Но музыка взяла верх. Его педагог по фортепиано Владимир Сергеевич Белов порекомендовал ему поступать в консерваторию. Так, Валентину Сергеевичу пришлось завалить все экзамены в институте, чтобы получить документы для поступления в консерваторию. Принимали вступительные экзамены в консерватории музыкальные корифеи: Генрих Густавович Нейгауз, Лев Николаевич Оборин, Александр Борисович Гольденвейзер, Владимир Сергеевич Белов. Экзамены Валентин Сергеевич сдал блистательно на высший балл и начал учиться на кафедре профессора Генриха Густавовича Нейгауза.

«Когда я был уже в консерватории, Генрих Густавович поддержал мой интерес к новой музыке, в частности, к творчеству забытого талантливого и рано ушедшего из жизни композитора Серебряного века Алексея Станчинского, произведения которого я долго искал. После консерватории работал преподавателем в Алма-Атинской консерватории, работал с Московским молодежным театром пантомимы под руководством легендарного Николая Павловского. Давал сольные концерты в Лиссабоне, Варшаве, Кракове, Софии, Тбилиси, Санкт-Петербурге. Работал в Росконцерте, в Московской областной филармонии. Сыграл около 290 премьер, в том числе премьерные концерты из произведений Р. Щедрина, А. Хачатуряна, А. Даурова, Б. Майзеля, Н. Каретникова, С. Губайдуллиной, А. Шнитке, Э. Денисова. Давал целые сольные концерты грузинской музыки, за это меня наградили орденом Святой равноапостольной Нины, покровительницы Грузии. Давал целые концерты музыки современных композиторов США. Исполнял произведения польских, болгарских, югославских композиторов. Играл концерты с оркестром», – писал Валентин Сергеевич.

Он играл в основном масштабные произведения: 12-я и 6-я Венгерские рапсодии Листа со своими композиторскими феноменальными каденциями, сонаты Бетховена, Органная прелюдия и фуга Баха, 2-я соната Алексея Станчинского. Также Валентин Сергеевич открывал для зрителей имена прежде малоизвестных композиторов, а они посвящали ему за это свои произведения, которые впервые звучали в его исполнении.

Потом он работал в Министерстве культуры РСФСР членом коллегии по репертуару: принимал новые музыкальные произведения для театров, оркестров, конкурсов, занимался симфонической и камерной музыкой. Позднее был директором Школы культуротворчества, на базе которой выдвинул идею создания Академии славянской культуры – первого в России единого комплекса по системе воспитания его деда: «детский сад – школа – академия». Здесь он был первым проректором по науке, и. о. ректора, заведовал кафедрой. Кроме того, основал храм во имя Серафима Саровского при Академии славянской культуры, на открытие которого получил благословение от святейшего патриарха Всея Руси Алексия II.

Творчество было его жизнью. Валентин Сергеевич преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова. В одном из интервью он говорил:

«Музыка – это активная эмоциональная медитация. Существуют какие-то измерения, которые позволяют создавать гармоничные произведения.

Есть пианисты-автоматы: все, вроде, правильно исполнено, а глаза пустые. Отрепетировано, комар носа не подточит, а музыки-то и нет. Сыграл – и все засыпают. Вот Рахманинов выходил на сцену по-другому, он видел произведение в целом. На сцене надо работать творчески».

«Высшая особенность исполнительской культуры Матвеева – его умение проникнуть в замыслы композитора как бы изнутри и жить этими замыслами. Можно сказать, что пианисту удивительно легко (разумеется, на первый взгляд) удается на время превращаться из „исполнителя“ в „соавтора“ – настолько пластична, восприимчива и гибка его музыкально-артистическая природа», – пишет автор в книге «О Станчинском».

Открытие композитора Станчинского

Учась в Московской консерватории, Валентин Сергеевич почти случайно услышал о рано ушедшем композиторе Серебряного века Алексее Владимировиче Станчинском. Занялся поисками его сочинений, документов и знавших его людей. Удалось найти уцелевший дом, в котором он родился, рукописи, письма, учебные работы, фотографии родителей и друзей, программу концерта 2 марта 1914 года в Малом зале Московской консерватории, подсвечник со свечой, чернильницу и даже ручку с металлическими перьями 1914 года.

Валентин Сергеевич в одном из интервью говорил, что Станчинский написал несколько десятков произведений, достигнув высшего, до сих пор никем непревзойденного искусства полифонии, когда «голоса фуг „раскидываются“ на 4 октавы», с удивительным мастерством заплетая мелодию в какую-то удивительную русскую косу. Танеев считал его лучшим своим учеником, более талантливым, чем Скрябин, Рахманинов, Прокофьев. При жизни композитора было издано всего четыре фортепианные пьесы «Эскизы». Композитор трагически погиб в отдаленной деревушке на Смоленщине в двадцать шесть с половиной лет.

В 1960 году Валентин Сергеевич подготовил к изданию произведения Алексея Станчинского. Однако издателем оказался Константин Степанович Сорокин, а Валентину было разрешено написать только несколько вступительных слов о композиторе. Это издание сразу стало библиографической редкостью.

В 2008 году по инициативе Валентина Сергеевича в России прошел Первый Межрегиональный фестиваль композитора Алексея Станчинского. Концерты фестиваля проходили в Малом зале Московской государственной консерватории им П. И. Чайковского, в Российской музыкальной академии им. Гнесиных, в Союзе композиторов России, Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории, в Библиотеке искусств им А.П. Боголюбова, в Ивановском государственном музыкальном училище. Участниками фестиваля стали более 200 студентов вузов и музыкальных училищ, хореографических коллективов, художников, учащихся школ искусств. В фестивале было представлено несколько номинаций: музыка, живопись, прикладная живопись, хореография, информационные технологии в искусстве. Так, благодаря открытию Валентином Сергеевичем имени композитора Алексея Станчинского его музыку стали широко исполнять не только в России, но и за рубежом.

«Валентин Сергеевич – составитель „Экспозиции Дома-музея гения Серебряного века композитора А.В. Станчинского на его родине в Оболсуново Тейковского района Ивановской области“. Своим многолетним трудом по восстановлению творческого наследия выдающегося, но рано умершего русского композитора Станчинского Валентин Сергеевич ликвидировал ещё одно „белое пятно“ в обширной панораме русской музыкальной культуры. Он успел собрать практически весь материал для книги об Алексее Станчинском, не успел только издать свою книгу. Но эта книга непременно увидит свет. Валентин Сергеевич мечтал о семитомном издании», – рассказывает Диана Рубинштейн.

Творческий тандем с Дианой Рубинштейн

«Практически нам удавалось осуществлять всё, задуманное Валентином. 25 лет семейной жизни пролетели как одно мгновение.

Валенька был необыкновенно красивым, умным человеком, с лучистыми прекрасными серыми глазами, всегда праздничный, всегда улыбающийся, никогда не унывающий. Он был чрезвычайно добрым и щедрым. Рядом с ним люди становились также добрее и прекраснее.

Их лица начинали светиться. Удивительные руки Валентина летали над клавиатурой. Как он достигал такого полета, такой темповой фееричности, такой легкости и такой глубины, остается загадкой. Он ученик Генриха Нейгауза и Владимира Белова, дитя «серебряного века». Невероятный музыкант. Валентин Сергеевич не любил, когда его называли пианистом, потому что он был больше, чем пианист. Мыслитель, философ, поэт, драматург, режиссер, пианист, художник, исследователь. В одном человеке – целая эпоха. Микеланджело XXI века. Ушел один из самых последних могикан», – говорит Диана Рубинштейн.

Театр «Эльмовы огни»

В 1998 году вместе с Дианой Рубинштейн Валентин Матвеев-Вентцель создал Музыкальный полифонический театр «Эльмовы Огни». Изначально это был театр двух актеров: Валентин Сергеевич исполнял музыкальные произведения, а Диана Рубинштейн читала со сцены свой литературный сценарий. Это были проза и стихи. Диана начала писать сценарии сразу с момента создания театра. Впервые они выступили в Рахманиновском зале, где Валентин играл музыку Станчинского, а Диана читала оду Гавриила Державина «Бог». После этого замечательного концерта Дианой был написан сценарий по роману Ромена Роллана «Жизнь Бетховена – „Письмо к далёкой возлюбленной“». Здесь Бетховен был представлен как литературный автор. Следующий премьерный спектакль прошел в Российско-немецком доме в Москве.

«В новом спектакле Валентин целиком исполнил „Аппассионату“ Бетховена. Играл сонату так, как никто не играет в мире. Скопировать игру Валентина невозможно. Это абсолютно другое мышление, другой темперамент, другая культура, другой стиль. Валентин Сергеевич играл много немецкой и современной музыки», – рассказывает Диана Рубинштейн.

Постепенно в театр влилась целая группа молодых музыкантов из Московской консерватории: виолончелисты, скрипачи, фаготисты, вокалисты, танцовщица Софико Начкебия из Русского камерного балета «Москва», а также студенты Института иностранных языков. Валентин вместе с Дианой вели постановочную и режиссерскую работу. Потом поставили еще несколько спектаклей, объединяя разные жанры музыки и литературы, классики и фольклора, вокала и инструментальной музыки. Жемчужиной репертуара стали спектакли по произведениям немецких писателей и поэтов: Иоганнеса Бобровского, Райнера Марии Рильке, Виктора Шнитке.

«Мы выступаем в Российско-немецком доме в Москве с 1998 года, практически с момента его основания. Нас здесь постоянно поддерживали и спрашивали, а что у нас нового в репертуаре. И нам приходилось постоянно придумывать новое!

Мы поставили спектакль „Блаженство язычников“ по произведению немецкого писателя Иоганнеса Бобровского, который во время войны попал в плен к русским под Новгородом и потом другими глазами сумел увидеть Россию. В спектаклях „Эльмовых Огней“ в исполнении Валентина звучала музыка Бориса Майзеля, Мечислава Маковского, Георгия Минчева, Николая Каретникова, Сулхана Насидзе, Алексея Мачавариани. Валентин играл феерично! Мы выступали всегда с аншлагами, среди публики было много наших друзей и единомышленников. Сам театр был фееричным. Каждый наш спектакль был явлением. Ни один из наших спектаклей не повторялся дважды, и в этом их уникальность. Каждый раз нам удавалось старому спектаклю дать новое музыкальное наполнение», – делится Диана Рубинштейн.

Валентин Сергеевич говорил, что «Эльмовы огни» – театр философский, где поэты, писатели и композиторы разных эпох оживают на сцене, а их творчество раскрывается по-новому. Сам пианист любил авторов, чье творчество имеет философско-эстетическую основу: Аполлинер, Державин, Ахматова, Бобровский, а из композиторов — особенно много играл Бетховена, Листа, Шопена.

«В наших спектаклях каждый исполнитель уникален и автономен. В театре было много талантливой молодежи. К примеру, виолончелист огромного дарования Сергей Антонов играл в наших спектаклях все пять лет учебы в консерватории. Позже он стал лауреатом Международного конкурса им. Чайковского, получив на конкурсе первую премию. Уникальная балерина Софико Начкебия, артистка Русского камерного балета „Москва“, которым тогда руководил Николай Басин, также много лет танцевала в „Эльмовых Огнях“, вызывая бурный восторг зрителей. В Русском музыкальном театре балета „Москва“ она блистательно станцевала партию Жизели в одноименном балете Адольфа Адана. Наш театр все годы активно поддерживал ректорат Московской консерватории, а из профессоров консерватории – Александр Зиновьевич Бондурянский, Наталья Николаевна Деева и Зураб Лаврентьевич Соткилава. Студенты этих профессоров, друзей нашего театра, являлись украшением „Эльмовых Огней“», – вспоминает Диана Рубинштейн.

Но театр Валентина и Дианы не умер. Он будет жить, потому что есть последователи великого артиста и мыслителя – его ученики и друзья. Не погасла свеча Валентина. Выдающийся пианист, доцент Московской консерватории Александр Малкус и его супруга, замечательная вокалистка и поэт Марлена Мош готовы дать театру, который будет носить имя Валентина Матвеева-Вентцеля, новую жизнь. В театре прозвучат оды Державина, а также возобновится репертуар театра. Также будет написан литературный сценарий о Станчинском. В исполнении Александра Малкуса и его супруги Марлены Мош прозвучат инструментальные и вокальные произведения русских и западных композиторов, а также будут исполнены инструментальные и вокальные произведения Алексея Станчинского.

Рубрики: ИнтервьюРазное