В беседе с RusDeutsch председатель Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев и член прошлого состава Совета Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Аркадий Герман рассказал о том, какую роль ФНКА играет в поддержке исследователей в области истории и культуры немецкого меньшинства в России.
Аркадий Адольфович, на протяжении скольких лет Вы являлись членом Совета Федеральной национально-культурной автономии российских немцев?
В составе Совета Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (ФНКА РН) я работал около пятнадцати лет и все эти годы представлял Международную ассоциацию исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН) как председатель ее правления.
С августа 1941 года, когда советские немцы были обвинены в измене Родине, а затем депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, и до конца 1980-х гг. информация о них и их жизни в средствах массовой информации, в публичных выступлениях советских руководителей всех рангов фактически отсутствовала. Процесс их реабилитации, начавшийся в период «оттепели», проходил скрытно и непоследовательно. Публично документы о реабилитации не оглашались, их печатали только в специальных изданиях ограниченного пользования.
Весьма ограниченную информацию о жизни немецкого населения СССР и его истории можно было почерпнуть лишь из немногочисленной национальной прессы, появившейся в период «оттепели», издававшейся небольшими тиражами и имевшей узкую немецкоязычную читательскую аудиторию. Первым исследователям истории этноса путь в научные издания был «заказан», равно как и был закрыт доступ к архивным документам.
Дефицит информации о немецком населении СССР, искусственные пробелы в его истории, замалчивание на протяжении многих лет самого факта наличия в СССР такой крупной национальной общности, достигшей в 1960-е годы численности двух миллионов человек, не говоря уже о существовании в 1918-1941 гг. Автономной республики немцев Поволжья, приводили к вполне естественной неосведомленности о вкладе немецкого этноса в развитие нашего государства.
Незнание, наслаивающееся на нестирающуюся память о минувшей войне, о всенародном горе, пережитом миллионами людей по вине фашистских захватчиков, в борьбу с которыми советские немцы внесли свой заметный вклад, порождала враждебные, противоречившие элементарным цивилизованным нормам формы отношений к немецкому населению страны.
С началом периода перестройки и гласности проблема российских немцев и их истории приобрела актуальность, в том числе и среди научно-исторического сообщества. Появились первые научные публикации, авторы получили возможность взаимного общения.
Объем и масштабы задач научного исследования истории и культуры СССР и стран постсоветского пространства обусловили объективную необходимость объединения усилий исследователей. Так, в 1995 г. после нескольких международных научных конференций, где их участники познакомились и начали свое общее сотрудничество, была создана Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев.
Создание ассоциации дало мощный импульс развитию историографии российских немцев.
В лице правления ассоциации появился единый координирующий центр, который анализировал ситуацию в области научных исследований, определял наиболее слабые звенья на текущий момент и вырабатывал рекомендации по тематике очередных конференций, что создавало мобилизующий эффект, в результате которого развитие историографии шло целенаправленно.
«Белые пятна» в истории российских немцев неуклонно сокращались. Сегодня их практически уже не осталось.
Изданы многие десятки научных монографий, сборников материалов научных конференций, число научных статей исчисляется тысячами. Большим творческим успехом ассоциации стало издание учебного пособия «История немцев России». В 2021 году вышло его второе, дополненное издание.
Мы – участники ассоциации – гордимся своей организацией, ибо она на сегодняшний день успешно объединила усилия свыше 120 ученых из двенадцати стран! Площадки для научно-исследовательских конференций предоставляли Россия, Германия, Казахстан и другие государства.
Как бы Вы определили роль ФНКА в развитии Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев?
Определенный период времени Федеральная национально-культурная автономия российских немцев и Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев развивались параллельно и почти не пересекались между собой. Переломный момент связан с избранием президентом ФНКА Генриха Мартенса. Под его руководством самостоятельные и весьма разрозненные организации стали объединяться, что, несомненно, сыграло положительную роль и в развитии МАИИКРН.
Федеральная автономия имела большой вес в правительствах России и Германии, что позволяло расширить горизонты любой деятельности, в том числе и научной.
Наша ассоциация стала получать поддержку, которая позволила не только заниматься исследовательской работой, но и успешно решать задачи практического применения полученных результатов. В частности за годы существования ассоциации была налажена устойчивая система ежегодных научных конференций, в рамках которых можно было регулировать научные интересы ученых и получать необходимые результаты. Важным направлением деятельности нашей ассоциации стало проведение многочисленных историко-этнографических экспедиций по населенным пунктам разных регионов страны, где до депортации проживало немецкое население. В ходе таких экспедиций мы собирали воспоминания жителей, артефакты, уникальные экспонаты для наших музейных коллекций.
Еще отмечу, что с избранием Генриха Мартенса деятельность ФНКА стала прозрачной, о чем свидетельствует тот факт, что члены совета становились полноправными участниками заседаний Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев.
Можете ли Вы вспомнить наиболее яркие моменты работы Межправкомиссии?
Для меня, как ученого-историка, запомнились заседания в Цербсте и в Санкт-Петербурге в 2012 году, где я выступал в роли эксперта. Там обсуждались вопросы предстоящего юбилея – 250-летия манифестов Екатерины II, которые и положили начало массовому переселению немцев в Россию. Конечно же, мы коррелировали свою деятельность с учетом общих праздничных мероприятий, которые проходили в России. Так, на научных конференциях, которые состоялись в это время, была проделана серьезная работа по формированию современных взглядов на происходившие процессы переселения, образования немецких колоний в различных частях Российской империи, адаптации немцев к новым условиям жизни. Кроме того, на конференции в Кисловодске (2013 год) в центре внимания исследователей оказались наиболее сложные и дискуссионные вопросы истории и историографии. Основным содержанием конференции в Марксе (2015 год) стало обращение к истории и судьбе немецких поселений в России.
Таким образом, тесные взаимосвязи двух общественных организаций – ФНКА и МАИИКРН – способствуют сохранению истории и культуры немецкого этноса?
Безусловно.
ФНКА имеет достаточно богатый опыт представления интересов российских немцев в правительственных структурах. Министерства и ведомства нередко оказывали и продолжают оказывать поддержку этнокультурных проектов.
Так, по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области состоялась этнографическая экспедиция в бывшие немецкие колонии Поволжья. Подобные экспедиции проводились также в Омской области, Алтайском крае, других регионах. Экспедиция в Марксовском районе собирала материалы для подготовки Реестра сохранившихся объектов материального культурного наследия поволжских немцев, выявляла их состояние иразрабатывала рекомендации по восстановлению и реставрации. Участники, среди которых были опытные ученые-историки, аспиранты и студенты обследовали сам город Маркс и тридцать одно село Марксовского района. Исследователи обнаружили тогда и описали объекты, представляющие историческое и культурное наследие, в двадцати шести населенных пунктах. По завершению экспедиции был проведена встреча за круглым столом, на которой были разработаны конкретные меры по сохранению объектов культурного наследия. Документ позже был направлен в Министерство регионального развития области и в муниципалитет Марксовского района.
Безусловно, Федеральная национально-культурная автономия российских немцев создает нам, ученым, исследователям, благоприятные условия для эффективной работы.
И такое тесное и продуктивное сотрудничество в области сохранения и популяризации нашего уникального историко-культурного наследия мы хотели бы продолжать и развивать в будущем.