«Именно сердце поможет раскрыть голос»: о дуэте юных вокалистов Алексея Молчанова и Николь Уфельман

Когда начинается путь артиста? Алексей Молчанов и Николь Уфельман начали его в пять лет, когда впервые спели детские песенки для жителей села Азово. В детстве же сложился их трогательный дуэт, который исполнял народные песни российских немцев, произведения немецких и русских композиторов.

Вместе Алексей и Николь выиграли множество областных, всероссийских и международных конкурсов. В 2017 году они стали победителями Всесибирского фестиваля-конкурса искусств им. М.М. Вернера. В составе дуэта и ансамблей юные вокалисты выступали в Омске, Томске, Новосибирске, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, побывали в Казахстане и дважды на «Музыкальной неделе» в Германии. Сегодня они учатся в Омском музыкальном училище им. В.Я. Шебалина: Алексей на отделении «Хоровое дирижирование», а Николь – на «Академическом вокале». Артисты регулярно выступают на концертах в честь Рождества, Пасхи, Erntedankfest и других праздников в Омске и Азовском немецком национальном районе.

Сейчас они уже не поют дуэтом, но сохраняют совместное творчество в народном вокальном ансамбле «Rosine».

Погруженные в учебу и музыку, ребята видятся редко. Но вот поздним вечером, благодаря этому интервью, мы втроем встретились в окошечках видеоконференции. И наполнили вечер теплыми эмоциями, детскими воспоминаниями и вдохновением. Это интервью можно было записать как подкаст, чтобы передать живые интонации, смех и спонтанные, задорные песни от ребят. Всю эту атмосферу мы постарались воссоздать и в тексте.

Ребята, расскажите, с чего начался ваш творческий путь. Помните ли свое первое выступление, что это было и в каком возрасте?

Алексей: Я запутался в цифрах. Наверное, это было лет в 5-6 в Доме культуры. Точно помню, что в моем репертуаре была песенка «Шел по лесу музыкант». Там поется о дирижере, который руководит всеми стихиями природы. Ну знаете, вроде «Динь-динь-дон, шабада-бада вода». Забавно сейчас это вспоминать.

Николь: У меня, наверное, первое выступление было в составе детского вокального ансамбля «Лучики». Затем мне захотелось выступать сольно. Кажется, это была какая-то вещь на немецком языке.

Получается, вы уже больше десяти лет в музыке!

(На этих словах Леша удивленно мотает головой и закрывает лицо ладонью).

Что считаете самым большим достижением за этот творческий путь? Было много гастролей, конкурсов. Но что самое значимое для каждого из вас?

Алексей: Я бы назвал самым важным достижением – наше единство.

Николь: Да…

Алексей: Далеко не каждому дано найти человека, с которым можно создать такое творчество. И, Ника, я тебе очень благодарен!

Николь: Взаимно.

Алексей: Это бесценный опыт, который я навсегда оставлю себе в памяти. И всякие там награды, поездки – ничто из этого не сравнится с тем, что мы сделали вместе. Это нечто единое.

Николь: То, какую мы несли энергию, какую гармонию. И это же всегда чувствуется, когда на сцене эмоции настоящие, когда все идет от сердца. У нас все было так искренне, честно и чисто, что было приятно работать. И заниматься в таком состоянии – это самое крутое, что может быть!

А кто вас друг с другом склеил в этот дуэт?

Алексей и Николь хором: Ирина Владимировна Молчанова!

Алексей: Моя мама.

(Смеемся)

А были ли моменты, что настигала усталость или мысли «Все надоело, хватит!»?

Алексей: Думаю, это случается у любого артиста. Плотная деятельность утомляет: сначала едешь туда, потом сюда. Тем более, когда это выезды за границу, перелеты. Особенно это сложно в детском и подростковом возрасте, когда есть еще разные психологические моменты, вопросы взаимодействия.

Главное – перешагнуть этот этап, отдохнуть. Допустим, летом поездили с концертами, немножко отдохнули и уже со свежими силами дальше работать. Идти только на позитиве, только вперед!

Николь: Да, Леша правильно сказал: такие моменты усталости бывают у всех. Не скажу, что это было сильно тяжело. Но случалось, что нужно было взять небольшую паузу и подготовить себя: «Вот сейчас я расслабилась, а потом опять в работу, и все будет отлично».

Когда я выхожу на сцену, то понимаю: все окружающее остается за сценой, сейчас все здесь, и здесь я такая. И полностью отдаюсь моменту.

Есть ли у вас какой-то любимый номер? Особое выступление дуэта, которое сохранилось глубоко в памяти и сердце.

Алексей: Мне нравятся все наши номера. А сейчас в моменте вспомнил номер с птичкой. Помнишь, Ника?

Николь: Да!

Алексей: У нас есть птичка из керамики. В нее наливаешь водичку и свистишь, и она за счет всей этой механики и конструкции издает настоящие птичьи звуки: «Тью, тью, тью, тью!» (Леша изображает пение птицы).

Это была короночка номера. Я беру птичку, свищу в нее. И сразу атмосфера весны. И дальше мы поем немецкую песню о весне. Это был класс!

Николь: Мне тоже больше всего запомнился этот номер. Он отличался от всех остальных еще тем, что мы пели а капелла, то есть без аккомпанемента или фонограммы. У нас звучала птичка-соловей, который заливался и заводил в эту атмосферу, а затем мы пели а капелла. Взаимодействовали только наши голоса. Это отличается от пения с фонограммой: здесь опора на то, как ты слышишь партнера и самого себя.

Вообще когда поешь в дуэте или один – это разные вещи. В дуэте ты думаешь, какое взаимодействие происходит между тобой и партнером. Такие тонкости психологии, это очень интересно.

Алексей: О, еще добавлю! Ника, мне нравится наш номер, кажется, в Доме культуры. Мы пели «Иван да Марья». Замечательный, динамичный номер. Там и пение, и актерская игра, и танцы. Я в присядку танцевал, а Ника кружила по сцене.

Звучит как что-то русское народное.

Алексей: Ну да. Не знаю, насколько она народная, но звучит в этой традиции.

(Леша задает ритм щелчками пальцем и поет: «Как Иван да Марья по полю пошли-и-и-и». Ника начинает подпевать: «Как Иван да Марья денежку нашли-и-и-и»).

Это рассказ о влюбленной паре. А нам было-то ну лет 9-10. Не знаю, Ника, как тебе, но мне было очень сложно. Вот девочка, с которой мы дружим, все дела, это непросто девушка мимо шла. А это моя подруга, и как мне ей сказать: «Ты ж моя барыня-сударыня»?

Поэтому уже в этом возрасте у нас воспитывался актерский навык. Нужно входить в роль, и это было сложно. Мы с этим справились, и выступления были потрясающие.

О, уверена.

Николь: Да, образы получились интересные и целостные. И зрителям это нравилось, была реакция.

Алексей: «Ууууууууу!».

Особенно женщины постарше: «Ууу, молодцы!» И платочком слезинки вытирают!

(все втроем смеемся)

Интересно услышать от вас ТОП немецких песен – народных и эстрадных. Такая подборка для читателей RusDeutsch, которые хотят познакомиться с немецким репертуаром.

Алексей: Как ознакомление с песнями российских немцев – «Alle Vögel sind schon da». Мы пели эту песню. Она очень классная и поднимает настроение: песня про весну, что все птицы уже здесь.

Еще в нашем репертуаре было попурри на основе народных песен «Es tönen die Lieder» и «Heut kommt der Hans zu mir». Мы исполняли это без музыкального сопровождения, в формате канона и кводлибет.

Николь: Я бы посоветовала песню «Sing, Nachtigall, sing» («Пой, соловей, пой»). Это была интересная песня в нашем исполнении. Очень лиричная, чистая, она погружает в раздумья и душевную теплоту. Довольно простой мотив, но распевы – сочетание низкого и верхнего голоса – очень красивые.

В вокальном ансамбле «Моника» мы, например, исполняли песню «Heimat» о Родине.

Алексей, напомнишь, какие у нас еще были народные песни в «Монике»?

Алексей: «Silber und Gold». Кстати, есть замечательная аранжировка группы «Pentatonix». Они исполняют эту песню на английском языке. Можно провести такой сравнительный анализ двух версий и прослушать, как менялась музыка.

О, еще «Рябинка» или «Vogelbeerbaum».

А что сами слушаете, товарищи-вокалисты и музыканты? Любопытно, что в вашем плейлисте.

Алексей: Я вообще меломан. Даже слушаю то, что сейчас в чартах. Понимаю, что эта музыка несет как основную цель развлечение, а не что-то глубокое. Поэтому вовремя себя останавливаю: «Так, Леха, если ты сейчас на этом зациклишься, то далеко не уедешь».

Мне сейчас заходит электронная музыка стиля дабстеп, релакс. В этой музыке ты можешь найти свои образы, а не то, что тебе говорят в треке. Люблю классику и неоклассику. Слушаю минимализм, примитивизм, авангардизм 20 века.

Николь: Мой плейлист тоже меломанский. Рядом могут стоять композиции Клода Дебюсси и что-нибудь рокерское 70-80-х годов. Люблю эту эстетику.

Еще инди, релакс. Люблю оперных див, мне импонируют их интонации. Слушаю и какие-то моментики для себя собираю.

Расскажите о своем музыкальном творчестве сегодня. Где, что вы делаете?

Алексей: Я осваиваю квалификацию хорового дирижера, работаю со своим вокальным ансамблем «Rosine» совместно с Ириной Владимировной Молчановой.

В конце октября мы с ребятами из ансамбля записали гимн Института этнокультурного образования – BiZ на стихи Арнольда Райника и музыку Ирины Молчановой и Марии Беккер. Гимн стал музыкальной основой к видеоролику НМО в честь юбилея Института этнокультурного образования.

В прошлом году я стал участником немецкого молодежного клуба «Grenzlos» в РНД города Омска. Как хобби занимаюсь фортепиано, работаю в программах для создания музыки. Сейчас нравится электронная музыка, пробую писать треки.

Николь: Раньше я в основном пела в дуэтах и ансамблях, сейчас работаю сольно. В основном это что-то академическое в колледже, также мы разъезжаем по конкурсам – в Томск, Новосибирск, Москву, Петербург.

Занимаюсь у Ирины Борисовны Трусовой, Заслуженной артистки России и ведущей солистки Омского музыкального театра.

Пою в академической манере на разных языках: произведения немецких, итальянских, французских композиторов. Из немецких – это Брамс, Бах.

Ух, ты такой певчий полиглот! Как ты во время подготовки номера осваиваешь фонетические особенности всех этих языков?

У нас есть много преподавателей немецкого, итальянского. Можно подойти и с ними проработать произношение, понять смысл, чтобы лучше влиться в образ.

В чем эмоциональная разница, когда поешь по-русски и на других языках?

Алексей: Разница очевидная. Когда ты поешь на родном русском языке, чувствуешь себя уверенно: «Ого-ого-го! Русь-матушка». Такое чувство патриотизма русского языка.

А когда поешь на других языках, то задумываешься больше. Когда я пою по-немецки, то думаю о Германии, ее истории и культуре. Представляю какие-то образы.

Николь: Когда я пою на немецком языке, вспоминаю дни, проведенные в Германии. Вспоминаю пережитые эмоции, вдохновение, ту атмосферу, природу. Ну и, конечно, во время немецкого произведения думаю об образе, кто эту песню исполняет, например, молодая девушка или нет.

Это очень интересно сопоставлять образ с манерой исполнения. Думать о том, какие акценты делает персонаж, за которого я выступаю, что он чувствует. Если рассмотреть всю эту психологию, тогда получается полноценный образ.

Ощущаю, что такое выступление получается искренним и живым.

Николь: Конечно! Ты переживаешь настоящие эмоции своего персонажа, за кого поешь. Это целостный образ, в котором все продумано. И до зрителя так точнее достучаться, чтобы он тоже все это прочувствовал.

Расскажите о своих учителях, кто вам помогал и помогает на творческом пути – вдохновляет или, может быть, подпинывает. Кого вы поблагодарите?

Алексей: Я бы хотел в первую очередь поблагодарить мою маму Ирину Владимировну Молчанову. Глубокое ей уважение и искреннее «спасибо» и как от сына, и как от ученика. Спасибо, что она есть в моей жизни. Мама, я тебя очень люблю.

Она открыла для меня, что такое музыка, вокал, хоровое пение. Ведь именно родители могут сподвигнуть на какое-то занятие. Повести ребенка на футбол, шахматы или в музыкальную школу.

Очень благодарен Татьяне Леонидовне Кригер, она мне дала хорошую базу по классу фортепиано. Спасибо ей, что терпела мои «неподготовки» из урока в урок, а я не идеальный ученик.

Мир хоровой музыки для меня открыли моя мама и Щетинина Маргарита Сергеевна, Заслуженный работник культуры России.

Сейчас я учусь по специальности «хоровое дирижирование» у Заслуженного работника культуры Омской области Натальи Владиславовны Статкевич, по фортепиано – у Елены Эдуардовны Лавровой.

И благодарю своих родных, друзей за поддержку.

Николь: Да, хочется сказать, что вообще опорой и направителем в начале творческого пути была Ирина Владимировна, мама Алексея. Она смогла создать ту атмосферу, в которой хочется работать. Все конкурсы, наш дуэт – это полностью ее заслуга.

Именно она ввела меня в музыкальный процесс. Я не думала, чем буду заниматься. А этот человек открыл мне такую возможность, и я загорелась вокалом, музыкой. Мы многое узнали от нее и тоже старались. Ощущение было, что это вторая мама, которая помогает и поддерживает.

(Леша в этом момент складывает руки в форме сердечка).

Однажды у нас был очередной конкурс в Азово, в составе жюри участвовала солистка Омского музыкального театра Ирина Борисовна Трусова. Она нас тогда заметила, дальше были ее мастер-классы. Мне понравилась ее манера исполнения и то, какая она в жизни и на сцене. И я захотела у нее заниматься. На тот момент не знала, осуществится ли эта мечта, а теперь я в составе ее класса, это очень круто!

Ребята, мне так тепло вас слушать, благодарю за эти эмоции! Хочется завершить нашу беседу тоже как-то душевно. Что бы вы могли пожелать тем людям, кто в начале своего музыкального пути, кто очень хочет петь, но стесняется?

Алексей: Скажу лаконично: друзья, перед вами весь мир, и он ждет новых, свежих идей, он ждет вас. Не бойтесь ничего.

Николь: Да, не бойтесь открываться. Слушайте свое сердце. Именно оно поможет правильно раскрыть голос, взаимодействовать со сценой.

И вообще важно просто верить в себя, не закрывать себя какими-то рамками и слушать свои чувства.

Алексей: Только сердце подскажет, куда идти. А дальше появятся люди, которые тебя поддержат.

Рубрики: Интервью