«Саундтрек к моей жизни»: интервью с вокалистом Романом Шмидером


Как музыка влияет на человека? И под какие песни лучше делать Адвент-календарь и пить какао? Шутя и в непринужденной атмосфере, мы поговорили о музыке и многом другом с молодым российским немцем Романом Шмидером.

Рома – певец, преподаватель вокала, звукорежиссер и меломан, который слушает музыку почти 24 часа в сутки: и на работе, и в машине, и на диване.

Свой музыкальный путь он начал в детстве с игры на ложках, а сегодня исполняет песни немецкой эстрады и может похвастаться выступлениями на разогреве больших концертов Елены Темниковой и Тимы Белорусских.

Роман родом из Омской области, а несколько лет назад он переехал в Краснодар, где создал немецкую молодежную организацию «ZEITGEIST» («Дух времени») и активно участвует в общественной жизни российских немцев.

В интервью Роман рассказал о себе и поделился полезными советами для начинающих музыкантов, а также для молодых российских немцев, которые хотят больше узнать о своих корнях. Как вокалисту придумать яркий номер-шоу? Как узнать историю своих немецких предков через «Одноклассники»? Читайте в этом интервью.

Певец, преподаватель вокала, звукорежиссер, артист. Кажется, все перечислила!

Да, да, это все я (Роман смеется). У меня в дипломе так и написано – «Артист».

Рома, расскажи о своем музыкальном пути. Как и когда ты пришел в музыку?

Это был второй или третий класс школы. В кабинет зашла женщина и спросила: «Ребята, кто хочет петь?». Я захотел и пошел. Это был ансамбль русской народной песни. У меня даже сохранилась фотографии, где я стою в народном костюме с деревянными ложками.

И до девятого класса занимался в ансамбле. Это был самодеятельный коллектив, не профессиональный. Но тем не менее после школы я свернул в музыкальную сторону и поступил в Омский областной колледж культуры и искусства на направление «Эстрадный вокал». Пока учился, участвовал в разных вокальных конкурсах. Например, в Казахстане в международном фестивале «Volksfest».

Именно тогда я и начал знакомство со своими немецкими корнями.

Я увидел в колледже стенд с надписью «Центр изучения истории и культуры российских немцев» и сказал себе: «Вот туда мне надо!»

И начал общественную деятельность.

А после учебы и армии переехал в Краснодар, в тепло. Работал преподавателем в школе искусств и выступал в шоу-группе «Музыкальный квартал». Это было классное время! Но, к сожалению, из-за пандемии коронавируса группа распалась. Можно сказать, что я открыт предложениям.

Расскажи, чем ты сейчас занимаешься в музыкальном творчестве?

Работаю звукорежиссером в Центре культурного развития «Карасунский» в Краснодаре. Мне это безумно нравится, когда ты работаешь с профессиональным коллективом и добавляешь артистам красоты. Можешь своими действиями с помощью оборудования сделать их выступление еще лучше.

Ты ведь делился своим музыкальным опытом в рамках проектов российских немцев. Расскажи, где участвовал как спикер.

Я впервые выступил референтом в прошлом году на Творческих мастерских для немецкой молодежи. Меня пригласили после моей победы в конкурсе имени Эдвина Фрицлера в Энгельсе.

Я давал мастер-класс о том, как поставить концертный номер. Ведь номер – это не просто когда ты встал посреди сцены и поешь. Нужно придумать что-то интересное для зрителя.

Расскажу на примере своего выступления. В песне идет речь о мужчине, который весь из себя хороший: и поет, и танцует, и везде активный. Но когда приходит домой, жена ему говорит: «Снимай ботинки, корми ребенка. И вообще не возвращайся позже часа ночи».

Я придумал перед песней сценку, когда мужчина приходит домой, а жена ему: «Опять ты вернулся поздно!» Я отвечаю: «Ну всего лишь пять минут четвертого ночи». Она: «Собирай вещи и уходи!» В этот момент из-за кулис вылетают сумка и шляпа.

Вот пример того, как можно по тексту песни дополнить ее чем-то своим и сделать шоу.

Этому я и хотел научить ребят на мастер-классе.

Получается целый спектакль! Ты не только спел, но и срежиссировал и сыграл.

Да, еще и в течение номера отыгрываешь контекст. Забрать шляпу, обыграть сумку, в середине номере небольшой танец.

Сейчас в музыкальной индустрии неинтересно смотреть на вокалиста, который просто стоит и поет или делает два притопа, три прихлопа.

Ой, интересную тему затронул. Как считаешь, можно ли назвать это современным трендом, когда артисты стремятся сделать шоу?

Да, именно так. Ведь сейчас просто классным от природы голосом никого не удивишь.

На арене такое разнообразие голосов, от звучания которых мурашки бегут по коже. Поэтому нужно привносить что-то особенное, что заденет и заинтересует зрителя.

Ты в музыке уже со второго класса, получается это почти 20 лет музыкальной жизни! Что считаешь своим самым большим достижением в творчестве?

Для меня самым пиком было, когда мы с группой работали часовую или получасовую программу перед известными артистами. То есть на разогреве звезды. Например, мы выступали на разогреве Елены Темниковой, Тимы Белорусских, группы «Непара». Это классное чувство.

Интересная история, когда мы выступали перед Еленой Темниковой: я спускаюсь со сцены, а она поднимается на выступление – такая радостная, счастливая. Ребята-организаторы концерта говорят: «Она так танцевала под вас, так кайфовала!» И вот это, конечно, заряжает. Ой, как классно.

Ты много лет живешь музыкой: преподавал вокал, поешь, сейчас работаешь с артистами, помогая им красиво звучать. По твоим ощущениям, как музыка влияет на человека?

Это всегда положительное влияние. Расскажу небольшую историю. У нас в Центр культуры приходят разные люди, в том числе пожилого возраста. Мы готовились к концерту в честь 9 мая, репетиция отменилась. Одна из женщин так расстроилась и подошла к нам: «А у нас еще будет репетиция? Мне так это нужно!» Ее это вдохновляет, дает свежий глоток жизни.

Я вообще без музыки жить не могу. Это как саундтрек к моей жизни.

Везде. Везде со мной должна быть музыка. Если еду в машине, слушаю музыку. Иду по улице, я в наушниках слушаю музыку. На работе слушаю и настраиваю звук.

Музыка помогает пережить трудности. Бывает настроение, когда хочется просто лечь на диван и послушать спокойную музыку. Или когда болею, например, болит голова, то начинаю петь, и боль реально проходит.

Что поешь, чтобы головная боль прошла?

Да все что знаю. Открываю папку «Минуса», и понеслось!

Ты обмолвился, что сейчас очень много талантливых вокалистов. Как считаешь, а любой ли человек способен петь или это дар свыше?

Мое мнение, что это доступно каждому! Когда я работал педагогом, то видел результаты людей, которые приходят нулевые, а через какое-то время начинают петь.

Дело, наверное, больше в психологии, когда человек стесняется. Знаю это и по себе. Не могу сказать, что когда я пришел в колледж, то был вот такой (экспрессивно машет руками) артист, АРТИСТ!

Артистом меня сделала шоу-группа «Музыкальный квартал», в которой я выступал в Краснодаре. До этого максимум, что из меня можно было вытащить: шаг влево, шаг вправо. А у группы всегда были танцы, постановки. Мне сказали: «Вот приходишь на репетицию, поешь и танцуешь». Я прихожу и ничего не могу сделать. Девочка, которая меня учит: «Рома, давай! Ты можешь, давай танцуй, танцуй!» И я расшевелился, вышел из зоны комфорта и поборол свой страх танцевать.

Хочется услышать чарт твоего плейлиста. Топ-3 или топ-5, кого слушаешь.

Недавно я услышал артиста Zoloto. Тащусь от текстов его песен. Из немецкого – Adel Tawil, Roger Cicero, собственно я их песни и пою. Еще (заговорщическим шепотом) ЛСП и рэпер Cro.

Ты начинал с русских народных песен и игры на ложках. Сейчас занимаешься общественной деятельностью, связанной с российскими немцами. А знаком ли ты с песенными традициями российских немцев?

Конечно! Когда я участвовал в конкурсе в Казахстане, то познакомился там с певцом из Германии Якобом Фишером. Он российский немец, переехавший в Германию. Там он занимается записью народных песен. И он скинул нам целый диск с этими композициями. Тогда я впервые и познакомился с народными песнями российских немцев.

Но исполняю я в основном современную эстраду, в том числе на немецком языке.

В рамках своей молодежной деятельности выступаешь?

Да! Нас часто зовут на мероприятия в евангелическо-лютеранской общине. Что я могу показать? Это, конечно же, песни. На проектах Немецкого молодежного объединения или Международного союза немецкой культуры, в которых участвую, всегда получается спеть на немецком языке. Это остается частью моей жизни.

Ты рассказал, что твое участие в жизни немцев России началось со стенда «Центр изучения культуры и истории российских немцев». Поделись опорными моментами, как развивается твой путь в этом сообществе.

Да, все началось в этом Центре в колледже культуры Омской области. Его руководитель Елена Ильинична обычно просматривала списки первокурсников: искала немецкие фамилии и звала к себе. А я пришел сам.

Там и узнал о самоорганизации российских немцев, что она вообще существует и занимается крутой деятельностью. И я начал активно в этом участвовать: выступал на вокальных конкурсах, ездил в этнокультурный языковой лагерь в Германию и участвовал в этнокультурной смене в Омской области «MITEINANDER». Интересно, что сначала я поехал участником, на следующий год – помощником вожатого, а еще через год – уже вожатым.

В 2017 году я стал членом Совета Методического центра немцев Омской области. В колледже создал молодежный клуб российских немцев. Вот, на одном дыхании все рассказал!

Когда переехал в Краснодар, то хотел продолжать общественную деятельность здесь. Позвонил знакомому с одного проекта: "А у вас немцы-то где, куда мне идти? Мне же надо, я не могу без немцев".

Тогда узнал, что здесь есть городская автономия российских немцев, но молодежного клуба нет.

И я решил собрать всех ребят с немецкими корнями в Краснодаре, как-то это назвать и начать что-то с ними делать. И в 2018 году появилась наша молодежная организация «ZEITGEIST». Мы проводим разные праздники, участвуем в мероприятиях городской автономии и евангелическо-лютеранской церкви – мы все тесно связаны.

Получается, ты с нуля создал организацию?

Ну не с нуля. Здесь были активные ребята, но не было человека, который мог бы их собрать. На мероприятия автономии приходят семьи и пожилые люди, у которых есть дети и внуки, но им интересно свое. И мы предлагаем новые проекты и активности: да просто поиграть компашкой в настольные игры на немецком языке или в настолки российских немцев.

Ты озвучил интересную мысль, что молодежи интересно свое. И я это вижу по немецкому клубу в своем городе: ребятам 17-18 лет не всегда интересно петь народные песни или говорить о сохранении этнической идентичности. Ты, как руководитель молодежной организации, нашел для себя рецепт, как работать с молодым поколением немцев?

Например, учить язык в более интересной форме: опять же играя в немецкую настолку, например, или влетать в проектную деятельность. Допустим, мы сейчас создаем аудио-гид по Краснодару. Ребята находят места, связанные с российскими немцами, исследуют немецкую историю города. И так они сами познают исторические корни. Еще интересно покопаться в своей родословной.

У меня есть такая история: я создал в «Одноклассниках» страницу со своей фамилией «Большая семья Шмидер». И начали добавляться люди с моей фамилией из разных уголков России и Германии.

Одна женщина написала мне, что в Германии есть местечко с таким же названием, как фамилия «Шмидер». И в 1764 году местный пастор переехал оттуда в Саратовскую область в деревню Галка, где стал первым пастором евангелическо-лютеранской церкви.

Вот так, просто создав страницу в «Одноклассниках», я узнал историю, как моя семья появилась в России.

Тебе удалось еще глубже погрузиться в свое родословное древо и историю?

Первое упоминание нашей фамилии связано вот с этим с пастором, который переселился в Саратовскую область. Дальше я знаю историю только с поколения деда или даже прадеда, они жили там же в деревне Галка. Оттуда их отправили в Тюменскую область в трудовую армию. Есть справка о реабилитации, где указаны все его дети, но мой отец был самым младшим, поэтому в справке его нет.

К сожалению, пока я узнал немного. По папиной линии остались его сестры и братья, которые могут немножко рассказать.

Когда тетя приезжала из Германии, я ее расспрашивал и записывал на диктофон. Например, она рассказывала, как они выживали и питались в годы войны: варили мерзлую картошку.

Рома, мое уважение! Это очень здорово, что ты сохранил такой материл об истории семьи. А получается, в твоем детстве не было немецких традиций?

Да, этого не было. Отца не стало еще до моего рождения, мама русская, и передавать традиции просто было некому. Вообще до колледжа просто знал, что я немец, у меня немецкая фамилия и отчество Карлович – а Карл не особенно русское имя. И я учил немецкий язык.

А сейчас в своей уже самостоятельной жизни какие-то традиции сохраняешь? Празднуешь ли Рождество, Пасху, может быть, делаешь Адвент-календарь?

Конечно! В прошлом году сделал такой «красивущий» календарь! Я его сейчас покажу.

(Рома оставляет веб-камеру и спустя пару минут возвращается с домиком-календарем с яркими разноцветными цифрами, а по периметру календаря мигают огоньки гирлянды)

Какая прелесть!

Я на все руки от скуки (смеется).

Да, включить рэп и сделать под музыку Адвент-календарь.

Нет, на самом деле в такое время я могу включить какие-то милые рождественские песни, посидеть посмотреть на елку с чашкой кофе или какао.

Если еще рассказывать про традиции, то перед Рождеством я ставлю веночек с четырьмя красными свечами и каждое воскресенье Адвента зажигаю новую свечу. На Пасху и Рождество обязательно хожу в нашу евангелическую церковь. В общем, соблюдаю известные мне традиции.

В будущем как видишь создание своей семьи и воспитание детей? Будешь ли рассказывать им о немецких корнях?

Да, для меня это важно.

Думаю, что в семье немецкие традиции будут, тем более этого не было в моем детстве.

Адвент-календарь – это же вообще прикольная тема! Получаешь подарки каждый день. Или делать рождественский штоллен, или искать пасхальные яйца – это просто интересно. И это часть истории.

Рубрики: ИнтервьюМы - российские немцы!