Театральная группа «Deutsches Theater» молодежного клуба «Perlenkette» при Немецком Доме Республики Татарстан 30 мая реализовала в Казани проект театр-форума. Он получил статус российской кампании «Все различны – все равны». Об особой театральной методике, в рамках которой актеры могут прерывать представление и обращаются к зрителям от лица своих героев, приглашая их подсказать, что им делать дальше, что можно сделать по-другому и т.д., о том, как эта методика была применена молодыми немцами в Казани, рассказывают сами участники проекта.
Свежий воздух и чудесный вид на реку Казанку –
секрет успешного театра-форума
Театральная группа «Deutsches Theater» молодежного клуба «Perlenkette» при Немецком Доме РТ в городе Казань работает начиная с 2003 года. За шесть лет не раз менялся руководитель группы, вспомним их имена – Уте Вальтер, Марта Галицкая, Лия Луценко, Ольга Кочубей, Гузель Бурганова (нынешний руководитель). Режиссер театральной группы – Аркадий Иванович Шмелев. Театральная группа «Deutsches Theater» выступает на казанских сценах, ездит на гастроли, актеры принимают участие в различные театральных тренингах. Так, после участия в очередном тренинге – театр-форуме в г. Пермь, где Лена Вахрамеева и Айгуль Назина показывали данную методику, родилась идея провести подобный мастер-класс и в Казани. Автор данной идеи – Андрей Васильев, В Казани была сформирована орггруппа для реализации данного проекта, в которую вошли Андрей Васильев, Александр Ахмадеев, Марина Секачева, Ольга Кочубей, Виктория Коршнякова, Марта Галицкая, Яна Моряшова, Арина Семина, Гузель Бурганова, Любовь Петухова. Проект получил статус российской кампании «Все различны – все равны» и был реализован 30 мая 2009 г.
Суббота. И каждый сам выбирает, как провести выходной день, с пользой для души или тела. Наш выбор был очевиден. Солнечные лучи падали на улицу, дома и наши лица. С отличным настроением орг.группа театр-форума и участники тренинга вышли из Немецкого дома РТ, который послужил точкой сбора и направились в сквер имени Карла Фукса на берегу Казанки. Очень уютное, зелёное и самое главное – спокойное место, идеальное для проведения театра-форума.
Все участники мероприятия были очень заинтересованы методикой театр-форума и с нетерпением ожидали, что будет происходить, т.к. участвовать в подобных проектах им раньше не приходилось. В проекте участвовало 50 человек: 20 из которых –непосредственные участники, а 30 – зрители. Большинство из тех, кто пришёл на это мероприятие не знали, что их ожидает, участвовать в театре-форуме им раньше не приходилось.
Театр-форум - это особая театральная методика, в рамках которой актеры могут прерывать представление и обращаются к зрителям от лица своих героев, приглашая их подсказать, что им делать дальше, что можно сделать по-другому и т.д. Это дает возможность поднять и обсудить вопросы, найти решения.
Основоположником данной методики работы явился Августо Боаль, родившийся в 1931 г. Его лозунг «хватит заниматься интерпретацией реальности, самое время ее изменить» дал направление работы молодежных проектов этого направления.
Форум-театр – театр непрофессиональных актеров. Зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего. Театр занимается проблемами не только прошлого, но и настоящего и будущего. Как правило, театр-форум включает в себя:
- тренинг с группой и подготовка будущих инсценировок,
- представление инсценировок публике,
- проигрывание решение представленной проблемы,
- сцена проигрывается еще раз с начала. Один из зрителей может в любой момент может остановить действие, просто произнеся слово «стоп» и заменить одного из персонажей, если он видит иное решение проблемы,
- сцена может быть проиграна столько раз, сколько решений предлагается из зрительного зала.
Мероприятие состояло из трёх блоков. Началось все со знакомства участников. Для этого молодые люди представлялись, называли место своего обучения, а также высказывали свои ожидания от проведения проекта. После того, как у все участники получили бейджи с именами, началась активная работа.
Первый блок, разминка, включал в себя игры и упражнения на тренировку голоса, выражения и воплощение передаваемых эмоций послужили хорошим началом и помогли всем участникам включиться в творческий процесс. Игры «Поводырь» и «Марионетка» способствовали развитию и пониманию чувства партнера, которое необходимо для игры на сцене. В рамках упражнений участники передавали друг другу звуки, хлопки, эмоции, жесты. На воображаемой сцене, границы которой были определены заранее, участвовали в упражнении «Молекулы», где почувствовали всю сложность сцены. Кроме того, много хохотали и улыбались во время упражнений первого блока, тренировка мимики и хорошее настроения содействовали переходу ко второму блоку.
Вторым блоком, театр статуй, удивил своими необычными «картинами». Три группы получили индивидуальные задание – показать через определенную социальную проблему. Здесь пригодились навыки проведенной в предыдущем блоке игры «Марионетки». Участники комментировали свои действия, показывая все новые и новые возможные пути решения проблем. Главными проблемами, которым участники уделили свое внимание, стали проблема бездомных животных, безразличие окружающих людей, проблемы в семье и в среде подростков.
Логичным продолжение стал третий блок, кульминация, сам театр-форум. Было сформировано две рабочие группы. Каждая готовила сценку, сюжет которой должен был дойти до самого пика. Зрителям предлагалось найти решения проблемных ситуаций, которые показывались в сценках. Отлично подготовленные, посредством предыдущих блоков, ребята показывали интересные постановки и предлагали необыкновенные развязки постановок. Первая группа, представившая свою сценку на суд зрителей, коснулась проблемы личных взаимоотношений возлюбленной пары. А как бы вы отреагировали, решив сделать своему парню сюрприз на годовщину и застав его с другим? Этот вопрос вызвал немало споров среди зрителей, которые предлагали различные варианты решения ситуации. Например, это оказалось одним из вариантов, разыгранным двумя друзьями, как отделаться от своей девушки без лишних объяснений. Вопрос действительно не из легких, особенно если его решение вызывает новые вопросы, требующие решения. Более удачно разрешилась проблема, поставленная другой группой. В сценке поднимался не один, а сразу несколько острых социальных конфликтов, актуальных для современного общества, показанных на примере поездки в общественном транспорте, где молодежь не уступает место пожилым людям, пассажиры в нетрезвом виде мешают всем остальным и также порой встречаются случаи ненависти к представителям других национальностей.
Успешно разрешив все конфликты и немного устав после интересного и насыщенного дня, участники завершили этот день в Немецком Доме в приятной беседе за чашкой чая, где участники делились своими впечатлениями. Программа никого не оставила равнодушным, каждый получил что-то для себя: для кого-то это мероприятие послужила своего рода тренингом на развитие творческих способностей, некоторым понравилась необычная форма работы. В заключении участники написали на своих бейджах пожелания, которые раздарили остальным участникам. А сувениры от МК «Perlenkette» еще долго будут напоминать о проекте театр-форум.
А. Ахмадеев, А. Васильев, М. Галицкая, О. Кочубей
Другие материалы по теме:
22.05.2009
Дни Германии в Казани (глазами актива молодежного клуба «Perlenkette»)
С 20 по 26 апреля 2009 г. при поддержке посольства Германии в Москве, Института имени Гете, немецкого центра образования, науки и культуры КГУ, Института языка и центра непрерывного образования КГУ, Немецкого Дома РТ, молодежного клуба «Perlenkette», немецкой службой академических обменов ДААД, фонда имени Роберта Боша, ОБИ, мэрии города Казани и других партнеров прошла Неделя Германии в Казани. Девиз празднования – «Совместное будущее». В рамках данного проекта было организовано и проведено множество образовательных и культурных мероприятий: семинары, встречи, мастер-классы, конференции, конкурсы, концерты, спектакли, литературные чтения и многое другое. Принять участие могли все желающие.
|
|
Раздел: Новости регионов | Подробнее... |