Любовь и долг. Любовь и смерть: беседуем с актрисой Настасьей Кербенген

В прокат вышел фильм Игоря Угольникова «Учености плоды» о любви немки – профессора литературы Марии Шиллер и русского крестьянина, «левши» Сергея Трофимова в оккупированном немцами Михайловском. Главные роли исполнили Настасья Кербенген и Сергей Безруков. Настасья, у которой есть немецкие корни, рассказала, как проходили съемки.

Рубеж XIX и XX веков. Молодая бельгийская баронесса оказывается в России, влюбляется в статного офицера-немца, следует за мужем по местам его службы в императорской армии. В разгаре Первая мировая война, революция… Судьба забрасывает семью в Сибирь. Главу семейства расстреливают в застенках НКВД. Баронесса чудом избегает расправы новой власти, продолжает говорить на немецком языке, бережно хранит память о своем роде и даже сберегает некоторые дорогие сердцу вещицы из дворянского прошлого. Это история семьи актрисы Настасьи Кербенген. И ей выпала удача сыграть героиню с не менее удивительной и сложной судьбой в фильме «Учености плоды».

«Мария Шиллер – арийка, аристократка, получившая прекрасное образование и воспитание, высокая, статная, умная, славист, увлечена русской литературой, без ума от Пушкина. Я искала в ней близкие мне черты. На этом этапе все было для меня более-менее легко и органично, а вот дальше – Мария Шиллер – член партии НСДАП, военнослужащая – сложнее», - так рассказывает исполнительница главной роли о своей героине – директоре музея Пушкина Марии Шиллер, служившей в министерстве оккупированных восточных территорий.

«Я много читала. Очень советую «Молчание моря» Веркора – символ французского Сопротивления.

По сюжету во время оккупации немецкий офицер квартирует в доме французов и каждый вечер ведет разговоры с обитателями дома. Правда, те встречают монологи оккупанта протестным молчанием. Вот как раз в этих монологах раскрывается отношение немецкого дворянства к идеологии национал-социалистов, во что они верили и что считали правильным.

Или «Берлинский дневник» Марии Васильчиковой – история русских аристократов, иммигрировавших после революции в Европу. Они считали, что Россия захвачена большевиками. Поэтому, когда началась война, они надеялись, что Гитлер освободит Россию и вернет им их разрушенный мир. Но есть важный вопрос, на который я так и не получила ответа: эти люди (немцы, русские) не знали или не хотели знать о зверствах, которые совершались буквально у них под носом?».

С особой теплотой Настасья Кербенген вспоминает о своей работе с Сергеем Безруковым:

«Сергей Витальевич – уникальный артист и партнер. С ним рядом ты просто живешь историей, он дает много энергии партнеру.

У него колоссальная занятость, но я ни разу не видела его с текстом в руках на площадке, он всегда готов. Успевает все, трудоспособность невероятная. Так как большей частью наши сцены снимали последовательно, герои очень органично трансформировались. Мы обсуждали, спорили, импровизировали.

В итоге пришли к тому, что Трофимов действительно полюбил фрау Шиллер. Не просто «зацепила». Он же для нее воплощение русского гения, отчасти самого Пушкина в своей самобытности. Как можно, не умея читать, запомнить на слух всего «Евгения Онегина»? Как можно без камертона настроить пианино?!».

Фильм упрекают за то, что в истории о войне самой войны не так много. Актриса с этим мнением абсолютно не согласна:

«Я не могу согласиться, что фильм именно о войне. Война – это экстремальная ситуация, в условиях которой находятся герои.

Война запускает цепь событий, а также сильнейшим образом обостряет условия для выбора и действий людей.

Дальше происходит своеобразное препарирование характеров, поступков, отношений. Мы видим, как в таких чудовищных обстоятельствах проявляются человеческие качества».

Рубрики: Новости партнеров