В октябре 1991-го года закрылась возможность для восстановления Республики немцев Поволжья. Кто виноват и что надо было делать? Эти классические вопросы задали свидетелю тех событий, историку, лауреату Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России – 2021» Владимиру Ауману.
В зале кинотеатра «Октябрь», в котором проходил отложенный с марта I Съезд немцев СССР, было жарко. Делегаты ждали, что высшее руководство страны вот-вот приедет к ним и объявит о восстановлении республики немцев в Поволжье, решит вопрос с материальной компенсацией тем, кто полвека назад был депортирован в Сибирь и Казахстан. Открытие съезда приурочили к годовщине принятия решения о создании немецкой автономии: декрет Совнаркома РСФСР «О создании области немцев Поволжья» был утвержден 19 октября 1918-го.
Параллельно с I съездом недавно образовавшийся Международный союз немецкой культуры проводил I всесоюзный фестиваль культуры советских немцев, на который собралась почти тысяча человек со всей еще общей страны. В рамках фестиваля на престижной площадке столицы, в Центральном доме художника, прошла организованная МСНК выставка «Искусство российских немцев».
«1991-й был годом невиданного подъема национальной активности советских немцев, такого мощного и, казалось, результативного, что большинство из них начали верить в возможность полной реабилитации народа.
Эту надежду укрепили президент СССР Михаил Горбачев во время встречи с делегацией советских немцев и готовящийся съезд. Веру в торжество справедливости вселяли и некоторые решения властных структур.
Справедливости ради напомню, что велика была и доля тех, кто потерял всякую надежду и ждал только переезда в ФРГ. В 1991 году туда выехало 147 920 немцев и членов их семей», – так вспоминает об этом периоде кандидат исторических наук Владимир Ауман.
По мнению историка, с развалом СССР советским немцам был нанесен существенный удар.
«Они перестали быть единым народом и не только потому, что большая его часть переехала на ПМЖ в Германию. Он распался на немцев России, немцев Казахстана, немцев Украины и т.д.
С потерей единой Родины немцы утратили и те мелкие достижения, которых удалось добиться многолетними усилиями.
Исчезли немецкие факультеты в вузах, не стало школ, детских садов, дававших хотя бы минимальную возможность изучать язык, историю и традиции народа», – полагает Ауман.