«Я буду призывать к единству»

Кристоф Бергнер об общественном движении российских немцев   Уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристоф Бергнер в интервью MDZ/МНГ и порталу RusDeutsch обращается к российским немцам, дает оценку происходящим сегодня переменам в структуре самоорганизации российских немцев и говорит о планируемых изменениях в концепции распределения средств помощи германского правительства для немецкого меньшинства.

«Я буду призывать к единству»
Кристоф Бергнер об общественном движении российских немцев

Уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристоф Бергнер в интервью MDZ/МНГ и порталу RusDeutsch обращается к российским немцам, дает оценку происходящим сегодня переменам в структуре самоорганизации российских немцев и говорит о планируемых изменениях в концепции распределения средств помощи германского правительства для немецкого меньшинства.

20 лет общественного движения российских немцев были отмечены борьбой его лидеров за власть и отсутствием единства. Какое впечатление о нем сложилось у Вас и как Вы оцениваете те изменения в движении, которые происходят сегодня?
Я не могу дать объективную оценку двадцатилетнему движению российских немцев. О многом я узнал из документов и материалов, опубликованных в 1990-х-начале 2000-х годов. Но я могу оценить последние три-четыре года. Я, должен признаться, всегда считал раскол среди организаций российских немцев на федеральном уровне огромной проблемой. Неприятно удивляло то, что мы имели дело с непримиримой конфронтацией. Я, например, и сам однажды был вынужден демонстративно вести себя на совместном мероприятии Фонда Конрада Аденауэра в 2008 году, когда президент ФНКА не давал слово председателю МСНК. Мне это было очень неприятно. И для посреднической организации GTZ, которая по нашему поручению поддерживает российских немцев и их развитие, все это было тоже обременительно.
Означает ли это, что теперь посреднической организации будет легче работать?
Я говорю с позиции уполномоченного федерального правительства: теперь, после того, как смена руководства ФНКА подтверждена правительственными структурами, она, конечно, вселяет надежду. Во-первых, надежду на то, что прекратятся конфликты по поводу права представлять интересы российских немцев, и станет ясно, что у нас теперь есть структуры, ориентированные на формирование единого волеизъявления. Есть у меня и другая надежда. В последнее время наблюдался процесс, в ходе которого группа членов организации большинством голосов, в конце концов, провела свое решение. После такого исхода, особенно, если все прошло на демократической основе, необходимо обратиться к побежденным и постараться вовлечь их в работу. Для меня немаловажно, чтобы этот процесс урегулирования внутри головной организации, начавшийся с избрания Генриха Мартенса президентом ФНКА, не превратился в процесс исключения определенного круга людей из движения российских немцев. Важно, чтобы были сделаны попытки привлечь всех к работе над достижением общей цели.
С того момента, как Мартенс был избран президентом ФНКА, прошло больше месяца, но те, кто не принял участие в съезде, по-прежнему не торопятся начать совместную работу, чтобы добиваться общих целей. Как можно вовлечь в нее людей?
Сложно давать советы, находясь в Берлине. Я постараюсь сам сохранить контакты с такими людьми и, обращаясь к ним, буду призывать их к общности и единству. Но я также надеюсь, что новый президент даст возможность оставшимся в меньшинстве продолжить работу на общее благо. Я считаю, что очень важно решить этот вопрос не путем изоляции, а путем интеграции. Что же касается разногласий по поводу отдельных вопросов, как-то каким должен быть верный путь к реабилитации, какие приоритеты работы являются самыми важными для движения российских немцев, то здесь в каждом вопросе должна быть готовность к плюрализму, к наличию различных мнений, но также и к тому, что решения принимаются большинством. То есть очень большое значение теперь обретает демократия внутри ФНКА. Ситуация потому была так сложна, что раньше мы не были уверены в том, что всегда соблюдались все правила демократии. Я считаю, что демократия в общественном объединении – это очень важный аспект ее деятельности. Гордость не должна позволять российским немцам участвовать в авторитарных структурах, ведь они являются носителями культуры, для которой такие структуры, где мнения не формируются демократическим путем, неприемлемы. Эти гордость и честолюбие должны проявляться и в своем собственном объединении.
Общественное движение российских немцев характеризуется не только тем, что здесь сосуществуют противоположные мнения внутри одного объединения. Помимо этого время от времени образуются все новые объединения, претендующие на особый – региональный – статус. Например, Ассоциация немцев Сибири или Землячество немцев Поволжья. Что Вы думаете по этому поводу?
В ходе моего последнего визита в Томск я однозначно заявил, что мы отрицательно относимся к созданию сепаратных региональных объединений и не будем их поддерживать. Я понимаю, что в такой огромной стране нужен региональный подход. Я допускаю, что при финансировании регионов необходимо учитывать число реально проживающих в них российских немцев. К слову, мы намерены в будущем в большей степени учитывать эту ситуацию в концепциях поддержки, и мы уже обсудили с GTZ этот вопрос. Но какие-то сепаратные мероприятия нам не нужны. Федеративная Республика Германия поддерживает немецкое меньшинство в Российской Федерации, но никак не немецкое меньшинство Сибири в отдельности. Для нее важна общероссийская концепция. Среди прочего и для процесса сотрудничества с российским правительством. Поэтому я очень надеюсь, что тенденции к образованию региональных объединений не получат своего развития и что люди в регионах будут стараться со своими интересами интегрироваться в работу единого объединения.
Что Вы имеете в виду под региональной концепцией поддержки?
Мы говорили о том, что, обсуждая распределение средств по регионам, мы должны учитывать число российских немцев, проживающих в том или ином регионе. Ранее, да и сейчас при распределении средств это должным образом не принималось во внимание. При этом нужно учитывать разные аспекты. Например, в регионе компетенции Санкт-Петербурга проживает незначительное число российских немцев, однако сумма выделяемых этому региону средств большая. Правда, Санкт-Петербург имеет особый статус. Но необходимо, чтобы в будущем численность российских немцев еще больше учитывалась при структурировании наших средств.
Означает ли это, что выделяться примерно одинаковые суммы в среднем на человека? На последнем заседании Межправительственной комиссии господин Гриненвальд утверждал, что на поддержку российских немцев на Урале и в Центральной России выделяется в среднем на человека примерно 4 евро, тогда как в других регионах эта цифра вдвое, а иногда и в десять раз выше. Так ли это?
Я сейчас вообще не могу привести никаких цифр. Но если я правильно оцениваю ситуацию, то наблюдается следующая тенденция: в регионах с небольшим числом российских немцев на человека тратятся сравнительно высокие суммы. Это нам нужно попытаться в будущем подкорректировать. Но это не должно быть поводом для создания региональных объединений.
К 30 апреля должна была быть готова оценка пилотного проекта. Вы уже ознакомились с ней?
Я еще ее не получил. Мне представляется важным, чтобы мы вместе с GTZ шаг за шагом находили подходящие инструменты для укрепления самоорганизации. Сейчас мы ведем очень конструктивные переговоры с GTZ о том, как нам упорядочить правовые предпосылки предоставления средств здесь, в Германии, чтобы обеспечить самостоятельность структур самоорганизации. Но есть еще следующий аспект, который должны понимать и сами российские немцы: чем больше мы будем укреплять самоуправление, тем важнее, чтобы внутри объединений российских немцев наблюдалась прозрачность. Это очень важное требование. Я знаю, что в том гражданском обществе, где осуществляется работа объединений, возможно, условия не всегда благоприятны для достижения прозрачности, но нам нужна именно высокая степень прозрачности, если мы хотим усилить самоуправление в рамках нашей политики поддержки. Не знаю, что об этом говорится в оценке пилотного проекта, но для меня это важный момент.
Оценка производилась экспертами GTZ и МСНК в феврале-марте. Сейчас конец мая, но результаты до сих пор не обнародованы. С чем это связано?
Вокруг этого анализа наблюдались определенные разногласия, о которых я не могу пока судить. Мы сказали, что, во-первых, мы хотим дать возможность МСНК произвести анализ, а во-вторых, нам нужно совместное заключение. Тем самым мы, конечно, вынудили посредническую организацию и МСНК решить этот вопрос совместно и дать общую оценку. Надеюсь, что это действительно было сделано и что новых разногласий впоследствии не будет. Скажу еще раз: с одной стороны, я всегда требовал от GTZ, чтобы она предоставляла больше возможностей для самоуправления и для реализации проектов в сфере самоуправления. С другой стороны, конечно, необходимо, чтобы и организации российских немцев доказывали, что они заслуживают этой высокой ответственности, добиваясь содержательной, организаторской и финансовой реализации проектов на том же уровне, на котором ранее их реализовало GTZ. Кроме того, важно, чтобы в процессе самоорганизации участвовали все заинтересованные в этом лица, чтобы была гарантия их максимального участия, сбалансированного и демократического волеизъявления.
Уже на нескольких заседаниях – будь то заседание Межправительственной комиссии, форум центров встреч российских немцев или заседания Межрегиональных координационных советов – пилотный проект получал положительную оценку. Утверждалось, что цели достигнуты, передача компетенций от GTZ к МСНК состоялась, впервые есть прозрачность, значит, можно делать следующий шаг и расширить пилотный проект. В следующем году еще один шаг и еще один регион включать в пилотный проект. Что Вы думаете по этому поводу?
Я разделяю цель МСНК, шаг за шагом расширять самоуправление. Мы не сможем поддерживать и сохранять движение российских немцев как значимое движение, если не дадим ему полномочий для обращения с предоставляемыми нами средствами. Для меня это очень важная задача. Сомнений здесь быть не может. Трудности, с которыми мы имеем дело, заключаются в том, что пока в Российской Федерации мы в вопросе, кто выражает мнение народа, не имеем структур, сопоставимых с теми, которые есть, скажем, в Венгрии. В Венгрии самоуправление меньшинств четко институционализировано, и на любых выборах у людей есть возможность внести свое имя в список избирателей национального меньшинства и выбрать собственного представителя. В Российской Федерации такой системы нет, как и нет в других странах, и поэтому волеобразование происходит через общественные объединения. Структуры этих объединений должны быть устроены таким образом, чтобы они достигали и вовлекали в свою работу как можно большее число представителей национального меньшинства, в нашем случае – российских немцев. В принципе, это и есть то требование, с которым сталкиваешься, решив расширить самоуправление. К счастью, в последнее время удалось добиться прогресса в преодолении раскола в движении на федеральном уровне. В любом случае, предпосылки для достижения упорядоченной структуры не ухудшились, а улучшились.
Какой Вы видите эту упорядоченную структуру?
Первым шагом сейчас должно стать укрепление центров встреч как инфраструктурной предпосылки. И на будущее нужно будет подумать о том – для этого мне нужно будет плотнее заняться законом «О национально-культурных автономиях», – как на основе российского законодательства можно попытаться гарантировать участие всех тех, кто причисляет себя к российским немцам. Этого, вероятно, можно достичь на основе закона о культурных автономиях. Многоступенчатое делегирование полномочий для представления интересов народа я считаю важной задачей, к решению которой можно обратиться теперь, когда нет двух враждебных головных организаций.
Вы упомянули укрепление центров встреч как инфраструктурную предпосылку. Во время поездки по Поволжью в июне прошлого года господин Вилленберг говорил, что к концу месяца будут выработаны критерии базовой поддержки центров встреч. С тех пор прошел почти год, а у центров встреч по-прежнему нет базовой поддержки.
Мы не обещали всеобщей базовой поддержки, мы обещали концепцию поддержки центров встреч, находящихся под угрозой исчезновения. Теперь мы договорились о переходном решении. Окончательную концепцию мы сможем выработать только после того, как совместно с нашими партнерами в российском правительстве предпримем шаги по систематизации центров встреч. Сложность заключается не столько в том, что центры встреч разбросаны по огромной территории, сколько в том, что у них разные юридические формы и разное финансирование. Поэтому так сложно выработать программу срочных действий. Есть еще один пункт, который я не хочу переоценивать, но который в этом году по другим причинам усложнил для нас принятие некоторых решений. В настоящий момент мы вынуждены работать в условиях сокращений и ограничений всего бюджета Федеративной Республики Германия. С этим связаны и ограничения в сфере помощи, сужающие возможности для финансирования тех или иных мер. В настоящее время это тоже не облегчает работу. Но хочу подчеркнуть еще раз: мы обязательно должны добиться прогресса в запланированной совместно с российским правительством систематизации центров встреч, чтобы у нас была база для принятия решений по сохранению этой инфраструктуры.
В коммюнике последнего заседания Межправительственной комиссии говорится, что российская и германская стороны считают необходимым продолжение работы по систематизации центров встреч. Как долго она еще будет продолжаться?
Мы должны продвинуться вперед. Я недоволен тем, что было достигнуто до сих пор. Но такими вещами трудно управлять из Берлина.
Если мы хотим продвинуться вперед, то и объединениям российских немцев нужно будет критически взглянуть на свою собственную ситуацию. Начало прогресса – это всегда и способность к самокритике, и здесь я должен сказать в адрес движения российских немцев, что вирус сепаратизма, вирус единоличничества возникает снова и снова. Его необходимо побеждать и в собственных рядах. Имеющиеся соперничества должны быть сведены на нет, но не при помощи денег и тому подобного, а путем убеждения и демократического волеизъявления. Это важные предпосылки, и я надеюсь, что с новым порядком и руководством ФНКА российские немцы добьются успеха.
Чего Вы ожидаете от единого голоса российских немцев?
Ясно, что теперь, когда есть один представитель и один голос, нам уже будет легче вести переговоры. И на следующем совместном заседании Межправкомиссии мы увидим, какими будут результаты. Я пока с оптимизмом смотрю в будущее и поздравляю Генриха Мартенса с новой должностью.
Благодарим Вас за интервью, господин Бергнер.

Вопросы задавала Ольга Силантьева

Рубрики: Разное