Автор фильма «Leben?!»: «Это дань памяти моему роду и народу»

Двухсерийный документальный фильм «Leben?!» снят в 2020 году Кемеровской региональной ассоциацией общественных объединений «Координационный совет немцев». Создатели фильма записали десятки интервью со свидетелями переселения из Поволжья в Сибирь и с трудармейцами. Мы поговорили с автором фильма Софьей Симаковой о создании документальной истории, о героях и о том, почему сегодня неискаженная история особенно важна.

«Немцы – третьи по численности населения в Кузбассе, более 23 тысяч. Далеко не все местные жители знают, что в годы Великой Отечественной войны советские немцы помогли решить проблему с кадрами в угольной промышленности Кузбасса. Советским немцам нельзя было воевать на фронте, но 40 тысяч мужчин и женщин работали на лесоповалах и в шахтах.

Кузбасс стал угольной житницей огромной страны во время войны и единственным поставщиком пригодного угля для коксования, а работали здесь депортированные немцы. Сегодня мало кто об этом вспоминает. К сожалению.

В этом году мы празднуем 300-летие Кузнецкого угольного бассейна, но при чествовании шахтеров Кузбасса о немцах опять никто не вспомнил. В нашем документальном фильме те самые забытые герои рассказывают свою настоящую историю», – говорит автор.

RD: Софья Александровна, вы снимали историю своего народа?

С.С.: Конечно. Я и общественную организацию в регионе создавала в 2006 году в память о дедушке и бабушке. По маминой линии у меня немецкие корни. Моей маме Ирме было 6 месяцев, когда семью депортировали с Волги. Дед мой Фридрих Фридрихович Фрайман был последним председателем горсовета в Марксе с 1938 года до самого выселения. Перед депортацией все равны. Дедушку и бабушку, Софью Фридриховну, с тремя дочерями – старшей было 12 лет, средней 4 года, а мама была самой младшей – как и всех поволжских немцев выгнали с Родины. Переселили в Сибирь. Высадили из поезда на железнодорожной станции Яшкино в Кемеровской области. На перрон приехали председатели из разных сел и МТС, искали нужную рабочую силу. Дед был молотобойцем, а в Пачинскую МТС был нужен кузнец. Так семья оказалась в Яшкинском районе в той самой Паче, где я и живу сегодня.

У меня дома хранится большой сундук, в котором они перевезли свои вещи с Поволжья. Посуду и вещи выменивали на еду. Так и выжили. Фильм «Leben?!» – дань памяти моему роду и народу.

RD: Какие Ваши воспоминания нашли отражение в фильме?

С.С.: Я застала и бабушку, и дедушку при жизни. О выселении с Волги молчали. Помню, когда бабушка начинала мне, еще школьнице, говорить про родное Поволжье, дедушка ее всегда обрывал: «Зачем ты это рассказываешь?». И все прекращалось. В школе в 4 классе я начала учить немецкий. И они страшно радовались моим первым словам на родном языке.

RD: Когда Вы начали работать над фильмом?

С.С.: Основная работа началась в октябре 2020 года. Но в 2018 году мы снимали пять историй депортированных немцев, которые также вошли в документальный фильм. Из пятерых героев сегодня жив только один. Время не щадит никого. До декабря мы снимали на разных территориях Кузбасса, потом приступили к монтажу. 11 декабря вышел трейлер фильма. Первую серию мы пустили в прокат уже в апреле 2021 года в Новокузнецке. Премьера же целого фильма состоялась 17 августа в Таштаголе.

RD: С какой идеей Вы подошли к созданию документальной картины?

С.С.: Мы хотели на примере героев фильма показать достойный пример человеческих и семейных отношений, которые несмотря на жизненные лишения и суровые испытания через всю жизнь пронесли любовь к жизни, детям, семье, новой Родине – Сибири, вырастили замечательных детей, которые живут и работают в Кузбассе.

Фильм состоит из четырех частей. «Поволжье» – об участниках депортации, откуда они родом. «Кузбасс» – о трудармейцах Кузбасса. «Наша Родина – Кузбасс» – о немцах, родившихся в Кузбассе, и об их отношении к истории. Последняя часть «Общественное движение немцев Кузбасса» – о деятельность самоорганизации на территории региона и ценности работы Центров встреч.

Планировали один фильм. Однако уже в начале работы мы поменяли концепцию. Истории героев очень похожи, но вместе с тем в каждой судьбе есть свои скрытые надломы и трещинки, которые отличают их друг от друга. Именно поэтому у нас в фильме много героев. Мы сняли 28 интервью. Постепенно у нас появился уже двухсерийный фильм. О каждом герое нашего фильма можно снять отдельный фильм. Мы планируем это сделать. Уже готовы три серии. Получится короткометражный документальный сериал. Герои делятся личными пережитыми историями, это очень ценно. Наша задача – передать эти истории дальше. Ко Дню народного единства мы хотим, чтобы фильм показали в школах и вузах нашего региона.

RD: А как Вы искали героев для фильма?

С.С.: Я уже много лет занимаюсь социальной работой, многих людей знаю лично. Они и стали героями первых частей фильма. Конечно, и молодое поколение, участники общественных организаций региона. Некоторых героев мне посоветовали руководители Центров встреч.

RD: Какие моменты в фильме Вас особенно тронули?

С.С.: История Романа Гафнера. Он не помнил свою маму, которую забрали в трудармию, когда ему было 6 лет. И вот спустя 12 лет перед ним стоит женщина и говорит, что она его мама. Ему трудно это представить. Это самый страшный момент в фильме для меня. Посмотрела уже много раз, и все равно слезы наворачиваются на глаза.

История Василия Емельяновича из города Таштагола. Он прошел трудовую армию, остался в Кузбассе, работал на экскаваторе, потом с семьей переехал в Германию, а четыре года назад вернулся в Россию. Ему сейчас 96 лет, живет с дочерью в Таштаголе. Говорит: «Здесь я дома. Меня здесь все любят и уважают». Поражает память человека! Мы снимали интервью с ним три часа, Василий Емельянович называет имена всех руководителей хозяйств в Поволжье, перечисляет всех одноклассников и соседей, рассказывает рецепт арбузного меда, помнит песни и стихи на родном немецком.

Еще один ценный для меня момент в фильме – история Владимира Келлера. Он рассказывает о том, как его бабушка украла ведро картошки, чтобы покормить семь голодных детей, а ее жестоко избили. На утро возле землянки стояло полное ведро картошки, которое принесли односельчане.

RD: Софья Александровна, а «душа» фильма, на Ваш взгляд, в чем кроется?

С.С.: Душа фильма – в человечности. В любых условиях человек должен оставаться человеком. Российские немцы тому пример.

RD: В названии фильма стоит «?!» Получается, что задается вопрос: «А прожили ли настоящую жизнь герои?», и в то же время «жизнь» утверждается в названии, как бы жизнь вопреки смерти.

С.С.: Название фильма появилось раньше самого фильма. Советские немцы – человечная нация, которая пережила много тягот и страданий, но не озлобилась. Как говорил Солженицын, «немец что верба, куда ни ткни, там и принялся». По неволе советским немцам Кузбасс стал Родиной. Здесь уже четыре поколения выросли. Несмотря на лишения и нечеловеческие условия, выселенные немцы прожили достойную жизнь, воспитали детей. Об этом наш фильм.

RD: Софья Александровна, для кого, в первую очередь, Вы снимали документальный фильм?

С.С.: Фильм для жителей Кузбасса. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что местные жители не знают настоящей истории. Рассказать о появлении третьей по численности национальности региона, о вкладе немцев в развитие угольной промышленности, о немецких династиях шахтеров, о тяжелых временах, лишениях и бедах, о нашей современной жизни. Расскажу трогательную историю с одного из показов фильма.

Председатель азербайджанской общественной организации подошла ко мне после просмотра фильма и со слезами поблагодарила. Один из героев – ее бывший руководитель, директор техникума Роман Гафнер. Когда она пришла на работу в техникум преподавателем русского языка и литературы, он ей сказал: «Мы всю жизнь должны доказывать свое место под солнцем». Только после того, как она услышала его личную трагичную историю с экрана, до конца поняла смысл его слов.

RD: Кто работал над созданием фильма? Расскажите о команде проекта.

С.С.: У нас небольшая команда. Автором идеи и сценаристом была я, режиссером – Алла Бараш. Снимал и монтировал фильм активист нашей общественной организации Кирилл Варнавских. У него уже был опыт в такой работе, но с историей и документалистикой Кирилл работал впервые. Помогали ему Виктория Бубликова и Дана Сандалова. Важно, что в нашей команде есть историки: доктор исторических наук, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Наталья Маркдорф из Новосибирска, доктор исторических наук Рашит Бикметов из Кемерово, профессор политехнического университета, научный сотрудник музея-заповедника «Трехречье» Лидия Неунывахина. Они рассказали о том, какой вклад внесли немцы в развитие региона и угольной промышленности Кузбасса, какую огромную тяжелую работу выполняли в трудармиях. Переводом фильма и созданием субтитров на немецком языке занимались сотрудники нашей организации Ольга Кононенко и Галина Меладзе.

RD: На «Неделе кино российских немцев» десятки тысяч человек посмотрят Ваш фильм. Какая реакция зритель для Вас наиболее ценная?

С.С.: Мне достаточно простого «спасибо». Многие незнакомые люди в последнее время мне пишут в социальных сетях именно это слово. И я понимаю, что это о фильме.


«Неделя кино российских немцев» – федеральный проект Международного союза немецкой культуры, осуществляемый в рамках Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации – проходит с 14 по 30 сентября в регионах России. Информацию о фильмах-участниках и их создателях, расписание кинопоказов в регионах и ссылки на фильмы для просмотров в режиме онлайн можно найти на странице проекта.

Рубрики: 80-я годовщина депортацииНеделя кино российских немцев