DERUSDEUTSCH

В РНДМ сыграли «Шумана»

В РНДМ сыграли «Шумана»

Сцена из спектакля. Фото: Николай Фролочкин

12 декабря в Российско-Немецком Доме в Москве прошел Рождественский вечер. В рамках мероприятия состоялась премьера музыкально-театральной постановки «Шуман» к 210-летию со дня рождения великого немецкого композитора.

В этом году праздничный вечер проходил в камерном, почти семейном формате с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Гостей праздника – давних друзей и партнеров Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и Международного союза немецкой культуры ждало традиционное угощение: немецкий рождественский штоллен и кружечка горячего глинтвейна.

Поздравительный адрес гостям вечера прислали Президент ФНКА РН, член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Генрих Мартенс и Первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс. В поздравлении говорилось:

«2020-й был для всех нас непростым годом. Год, который в очередной раз проверял нас на прочность. Нам всем пришлось скорректировать свои планы, трансформировать текущую деятельность с учетом реалий, привычные и традиционные проекты переформатировать в новые форматы. И несмотря ни на что мы выстояли, мы стали сильнее и провожаем 2020 без сожаления».

Надеемся, что нам повезет, и в следующем году жизнь вернется в привычное русло. Мы сможем без страха и вынужденных ограничений встречаться в офлайне, обниматься, проводить крутые проекты, ходить в театры и рестораны, пересекать границы.

Новый год – это праздник обновления и надежд, праздник, устремленный в будущее. Пусть он пройдет под знаком плодотворной созидательной работы в целях укрепления мира и межнационального согласия на благо нашей великой многонациональной России.

2020 год ознаменован юбилеями крупнейших немецких композиторов. В декабре мы отмечаем 250-летие Людвига ван Бетховена. А в июне исполнилось 210 лет со дня рождения Роберта Шумана.

Этому выдающемуся музыканту, являвшемуся воплощением духа романтической эпохи, была посвящена музыкально-театральная постановка «Шуман», премьера которой состоялась на сцене Российско-Немецкого Дома в Москве и стала украшением рождественского вечера.

История рассказывает о непростых отношениях Роберта Шумана, Клары Шуман и Иоганнеса Брамса через призму их творческой деятельности. Постановка, режиссером и автором инсценировки которой является российская немка Анна Багмет, основана на дневниках, письмах и воспоминаниях Клары Вик-Шуман и Роберта Шумана, а также их современников.

Образы трех великих музыкантов воплотили заслуженный артист России Максим Дахненко (Роберт Шуман), актриса театра и кино Ирина Линдт (Клара Шуман), актер театра «Сатирикон» Илья Денискин (Иоганнес Брамс).

Особую атмосферу постановки создавали яркие декорации, костюмы и хореографические номера. Все это было воплощено благодаря мастерству команды профессионалов своего дела: художника-постановщика – Юлианы Лайковой, художника по костюмам – Хетага Цаболова, хореографа – Артура Ощепкова, исполнительного продюсера – Валентины Айшпор.

Музыкально-театральная постановка «Шуман» с участием актеров российских немцев стала завершающим мероприятием Смотра-конкурса творческих коллективов российских немцев «Мы часть твоей истории, Россия...».

О своей работе над постановкой участники театрального проекта рассказали порталу RusDeutsch.

«Клара Шуман – это великая женщина, большая и заметная личность в истории немецкой культуры. Ее изображение было даже на денежных купюрах. Работая над ролью, мне очень много довелось прочитать о ней. Это человек удивительной судьбы, очень волевой.

В дуэте Клары и Роберта наиболее сильной фигурой была Клара. До конца жизни она была настоящей звездой. Именно она зарабатывала деньги и практически содержала семью. Она была первым исполнителем произведений Брамса. И многие произведения Шумана прозвучали именно в ее исполнении.

Она всегда поддерживала Роберта. И то, что они вместе дирижировали оркестром – это реальный исторический факт. Это совершено уникальная история, и сыграть такую героиню всегда очень интересно, сложно и ответственно. В то же время это доставляет колоссальное удовольствие.

Истории про любовь играть всегда интересно. А эта история очень неординарная. Два великих композитора – Шуман и Брамс, которых связывала фигура известной пианистки – это редкий исторический факт. Поэтому эта история и притягивает.

Ирина Линдт в роли Клары Шуман. Фото: Николай Фролочкин

Ирина Линдт в роли Клары Шуман. Фото: Николай Фролочкин

Если послушать музыку Шумана и почитать его биографию, то иногда кажется, что это разные люди. В реальной жизни он был как ребенок. И хотя пытался в семье руководить Кларой, все равно, доминировала она. Об этом говорили и свидетели их отношений.

И, конечно, показателен в этом смысле роман с Брамсом, который продолжительное время жил в их доме. Однако отношения у них начались уже после того, как Шуман оказался в сумасшедшем доме.

Они продлились не очень долго. Но, тем не менее, Брамс так и не женился до конца своей жизни. Клара прожила достаточно долго, она была великолепной пианисткой, и ее везде принимали на высоком уровне. Поэтому эта история уникальная, и в одноактном спектакле ее не передать. Мы, конечно, попытались сделать максимальный монтаж, чтобы пройти эти события, но за отведенные два часа времени всего успеть невозможно. И хотелось бы сделать более расширенную версию. Это неисчерпаемый источник информации и интересных фактов. Хочется снова и снова что-то узнавать на эту тему».

«Мне интересна история тем, что я о ней ничего абсолютно не знал до встречи с этим материалом. Шуман был для меня абсолютным открытием. Но, прежде всего, я отталкивался от материала и от пьесы, потому что такая роль для артиста – безумный подарок. Главное, что это о любви. То, что я безмерно люблю во всех проявлениях этого чувства.

История любви может быть больная, отчаянная, красивая, страстная, сумасшедшая. Но главное, что в центре этой истории мужчина и женщина, которые не могут жить друг без друга. И между которыми была муза под названием – музыка.

Для меня Роберт Шуман – это немецкий Гамлет. У моего персонажа есть одна фраза «Я держусь за тебя со всем отчаянием». Меня она безмерно тронула.

Сцена из спектакля. Фото: Николай Фролочкин

Сцена из спектакля. Фото: Николай Фролочкин

В работе над ролью у меня было сплошное сопротивление. В самом начале я стал слушать музыку Шумана, она на меня произвела удручающее впечатление, мрачное и давящее. Но когда мы начали репетировать, включили романс. Я был поражен, что это тоже произведение Шумана.

«Конечно, я ознакомился с биографией Брамса – без этого не обойтись. С другой стороны, у меня не вызывает никаких сложностей играть этого персонажа, потому что он близок мне по духу. В его музыкальных произведениях есть настроение, которое мне очень близко. Вся его безумная биография и его детство тоже чем-то похоже на мою жизнь.

Ирина Линдт и Илья Денискин. Фото: Николай Фролочкин

Ирина Линдт и Илья Денискин. Фото: Николай Фролочкин

Поэтому в процессе работы надо ролью я попытался соединить свою жизнь с жизнью Брамса. Думаю, что в молодом возрасте наши судьбы были очень похожи. Мне кажется, что юный Брамс был открыт ко всяким авантюрам и мог творить что угодно. И в этом смысле он напоминает меня. Мне думается, что хотя мы и стараемся соблюдаем какую-то историческую точность, все равно, передаем эти события по-своему. Возможно, если бы это увидели Брамс, Роберт и Клара Шуман, то они бы сказали, что все было по-другому, но мы это уже присвоили себе и играем, используя свой жизненный опыт.

До этого я ничего не знал о личной жизни Шумана и Брамса и их любовном треугольнике. Когда я начинал работу над ролью, то открывал для себя невероятные вещи. Мне казалось, что такого не бывает, когда незнакомый человек с улицы попадает в семью, живет с ней и становится ее членом. И я пытался это перенести на наши современные реалии.

Сыграть Брамса – невероятная удача, это вызывает сильные эмоции. Когда ты играешь человека, который создает гениальные произведения, это завораживает. Наша профессия, к счастью, позволяет этим побаловаться. Мне достаточно просто послушать композицию и я уже готов играть спектакль.

Когда я начал слушать произведения Брамса, меня поразила его позитивность и молодая энергия. Брамс, как и я, самостоятельно пробивался в жизни. И эти точки соприкосновения я пытался использовать в роли. Музыка является основополагающей для нашего спектакля. Это тот кирпичик, без которого бы ничего не получилось. И, слушая эти произведения, ты настраиваешься на определенные лад».

Когда я познакомилась с этой историей, она не только меня зацепила по-человечески, но и творчески. Меня поразили драматизм и глубина их треугольника сложного, для многих непонятного , который усугублялся состоянием Шумана. Мне как актрисе и режиссеру было интересно покопаться в этой истории, было интересно, что происходило с Шуманом, что его мучило. Ведь до сих пор не доказано, что он был сумасшедшим. Прежде чем писать инсценировку, я изучила материалы, письма и литературу. Конечно, информация разнится.

В одних источниках говорится одно, в других – другое. Но мне близка та история, которая повествует об их большой любви. Роберт и Клара Шуман – это два абсолютных гения, которые создали вместе невероятную музыку. И они должны были встретиться.

И появления Брамса в их жизни стало в какой-то степени спасением для Клары, и по-человечески и по-женски. Вся драма, которая произошла между этими тремя людьми, и безумие Шумана меня очень вдохновили.

Ирина Линдт (слева) и Анна Багмет. Фото: Николай Фролочкин

Ирина Линдт (слева) и Анна Багмет. Фото: Николай Фролочкин

В нашем спектакле красный цвет представлен точечно. Это цвет страсти, цвет боли, цвет крови. К этому цвету нельзя относиться равнодушно. Его либо любят, либо ненавидят. И поэтому этот контрастный цвет, который объединяет в себе одновременно и страсть и любовь и боль, был выбран неслучайно.

Фото: Николай Фролочкин

Фото: Николай Фролочкин

Мне очень не хватало в спектакле отца героини – Фридриха Вика. Этот человек сыграл важную роль в жизни Клары, благодаря его стараниям она развилась как творческая личность. Я долго ломала голову, как включить в спектакль этого героя. И у меня возникла идея написать для себя сквозной персонаж – Музыку. Это собирательный образ, который объединил и Фридриха Вика, и свидетельницу, и директора оркестра, а также внутренний голос героев и безумие Шумана. Это персонаж, который знает о героях все – от начала и до конца.

Материал очень глубокий, и выпустить постановку в сжатые сроки в условиях пандемии было невероятно сложно. Надеюсь, что у спектакля будет долгая и успешная судьба».


Проект проходит в рамках официальной программы Года Германии в России, а также при поддержке Федерального агентства по делам национальностей и осуществляется из средств Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.

Рубрики: Мероприятия, Российско-Немецкий Дом в Москве

НОВОСТИ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ