«Сегодня 13 апреля. А знаете ли вы, что 13 апреля 1902 года великий русский изобретатель Петр Фрезе провел в Санкт-Петербурге первые испытания троллейбуса?», – рассказывает громкоговоритель в московском метро. Те сотрудники Российско-немецкого дома, которые в момент рассказывания поднимались в это утро по эскалатору на станции Фрунзенская, наверняка, получали хороший заряд энергии для начала нового рабочего дня. Великий русский изобретатель Петр Фрезе… Один из конструкторов первого русского автомобиля, грузовика, автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Российские немцы по праву могут гордиться многими представителями своего народа.
Знаете ли вы…
«Сегодня 13 апреля. А знаете ли вы, что 13 апреля 1902 года великий русский изобретатель Петр Фрезе провел в Санкт-Петербурге первые испытания троллейбуса?», – рассказывает громкоговоритель в московском метро. Те сотрудники Российско-немецкого дома, которые в момент рассказывания поднимались в это утро по эскалатору на станции Фрунзенская, получали хороший заряд энергии для начала нового рабочего дня, даже недели. Великий русский изобретатель Петр Фрезе… Один из конструкторов первого русского автомобиля, грузовика, автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Российские немцы по праву гордятся представителями своего народа.
ФРЕЗЕ (Frese) Петр Александрович (1844 Санкт-Петербург - апрель 1918, Тверская губ.), инженер, предприниматель. Окончил Горный институт в С.-Петербурге (1865). В 1873 там же основал каретную мастерскую, которая в 1876 слилась с такой же мастерской К.К. Неллиса в экипажную фирму «Неллис и Фрезе» (с 1893 – «Фрезе и К°»). Отечественные экипажи превосходили зарубежные по многим параметрам, причем импорт иностранных экипажей, несмотря на низкие пошлины, в 1877-80 составлял только 7% от их общего числа. На Всемирной выставке 1893 в Чикаго Ф. получил бронзовую медаль за экипажи. Там он познакомился с Е.А. Яковлевым, получившим бронзовую медаль за двигатели, и у них возникла идея построить легковой автомобиль. Работы начались в 1895, а в 1896 первый отечественный автомобиль был выставлен на Всерос. промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (19 июля Ф. демонстрировал его имп. Николаю Н). В создании этого полностью построенного в России автомобиля участвовали две фирмы: завод Яковлева, изготовивший двигатель, и экипажная фабрика Ф., изготовившая ходовую часть. Марка автомобиля – «Яковлев», модель – «Фаэтон 2 л.с», тип кузова - двухместный фаэтон, габариты - 2450x950x1500 мм (длина, ширина, высота по рулевой колонке); максимальная скорость - 20 верст/ч, запас бензина на 10 часов движения, т. е. около 200 км. В 1899 Ф. организовал «Акционерное общество постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и К°» (Яковлев умер в 1898). Его фирма участвовала в 1899-1900 в создании первых рос. электромобилей И.В. Романова, а с 1900 выпускала в небольшом количестве свои 2- и 4-местные электромобили. В 1901-03 фирма Ф. выпустила не более 100 3- и 4-местных легковых первых в России серийных автомобилей. В 1901 был построен первый отечественный грузовик «Фрезе» собственной конструкции. Тогда же впервые в Рос. империи 4-местные легковые автомобили «Фрезе» стали применяться в Варшаве как такси. В 1902 прошли успешные испытания первого рос. троллейбуса, построенного фирмой «Фрезе» (видимо, на базе электробуса Романова). В том же году был изготовлен первый автобус с двигателем 8 л.с, и фирма Ф. в начале 1903 предложила городским властям С.-Петербурга организовать движение автобусов (предложение было отклонено). В 1902 для военных маневров под Курском были поставлены 4 грузовых и 4 легковых штабных автомобиля. В 1903 по заказу почто-вого ведомства изготовлены почтовые автомобили: десять 2-местных с двигателями 6 л.с. и ящиками на 10 пудов груза и четыре 3*гестных с двигателями 8 л.с. и ящиками на 50 пудов груза. В 1904 построен первый в России пожарный автомобиль для перевозки команды из 10 чел. с двумя пожарными лестницами и 80 саженями рукава. В конце 1904 изготовлен первый в России узкоколейный поезд с электротрансмиссией, состоявший из 6 вагонов-платформ, причем на первом вагоне стояли бензиновый двигатель и генератор, а в каждом вагоне - электромоторы. В 1907 на 1-й Международной выставке автомобилей в С.-Петербурге фирма Ф. получила большую золотую медаль ?за производство автомобильных кузовов и инициативу в распространении автомобильного дела в России?. В 1908 по заказу имения Абрау-Дюрсо был изготовлен первый в России грузопассажирский автомобиль для перевозки 50 пудов (300 кг) вина, четырех пассажиров и денежного сейфа. В конце 1910 Ф. отошел от дел и продал фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу, она стала петербургским кузовным филиалом этого завода. Ф. уехал в свое имение в Тверской губ. Лит.: Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917). М., 1994. А. Нарбутп (Москва).
Из Энциклопедии "Немцы России"