DERUSDEUTSCH

Гала-концерт Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки им. Николая Струве

Гала-концерт Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки им. Николая Струве

Наталья Шмидт, лауреат фестиваля-конкурса

Видеоверсией гала-концерта лауреатов завершился Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве. В этом году мероприятие прошло в дистанционном формате на онлайн-платформе 1-го Московского областного музыкального колледжа в Коломне.

«Идея этого конкурса возникла лет семь тому назад, – говорит инициатор и член жюри фестиваля-конкурса, первый современный исполнитель произведений Николая Струве в России, потомок рода Крюденер-Струве, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, Людмила Трушталевская. – Главной своей задачей мы считаем популяризацию творчества российско-немецкого композитора. И вот уже три года его произведения исполняют молодые и талантливые вокалисты. Отрадно то, что, единожды исполнив один из опусов Струве на нашем конкурсе, певцы берут эти произведения в свой постоянный репертуар. А это – один из важных шагов по внедрению наследия композитора в российскую академическую музыкальную культуру. За три года опусы исполнили студенты ведущих музыкальных вузов России. По итогам нынешнего конкурса мы понимаем, что произведения Струве теперь будут звучать еще и в Германии».

«Три года существует Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве, – продолжает разговор председатель оргкомитета фестиваля, директор 1-го Московского областного музыкального колледжа Наталья Маркелова. – В нынешнем сезоне мы столкнулись с необходимостью перевести фестиваль в дистанционный формат. Не скрою, у оргкомитета было много волнений, как провести круглый стол, как организовать онлайн-прослушивание конкурсантов, будут ли поданы заявки и присланы видеозаписи выступлений, насколько технически корректны будут видеоролики. Но сегодня все волнения позади. И мы можем говорить о том, что наш фестиваль расширил географию в России, ведь заявки поступили не только от вокалистов Центрального региона, но и из Республики Коми, Алтая, Сибири. Более того, именно в этом сезоне конкурс вышел на международный уровень! Среди участников был вокалист Гамбургского оперного театра. По традиции каждый наш фестиваль заканчивался гала-концертом лауреатов. И каждый раз это был прекрасный вечер классической музыки. В этом году оргкомитет решил подвести итог трехлетней работы и дать видеоверсию лучших выступлений».

В гала-концерте звучат романсы Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Михаила Ипполитова-Иванова и, конечно же, Николая Струве. Надо отметить, что опусы Николая Густавовича поют только те вокалисты, которые участвуют категории профессионалов. В гала-концерте прозвучат «Heilige Nacht», «Sprush», «Wiegenlied» и «Vergissmeinnicht», причем два последних зрители услышат в нескольких вариациях, ибо именно эти опусы чаще всего выбирают участники для конкурсного исполнения.
Ежегодно, помимо дипломов лауреата, на фестивале вручаются дипломы за лучшее исполнение произведений Николая Струве. В разные годы обладателем этой высокой награды были удостоены Наталья Шмидт из Санкт-Петербурга и Лидия Кулик из Москвы. В нынешнем сезоне этого звания впервые удостоен не вокалист, а концертмейстер Константин Зелигер.

«Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыке начала XX века имени Николая Струве представляет культурную ценность прежде всего для современных исполнителей, – делится впечатлениями лауреат фестиваля Анна Бигус (г. Норильск). – Для меня вокальные произведения Николая Струве явились открытием, что вдохновило на участие в конкурсе. Это сложная и для вокалиста, и для концертмейстера музыка. Миниатюрность и лаконичность формы тому подтверждение. От певца требуется абсолютная свобода, безупречное владение вокальным аппаратом, точное интонирование, техника дыхания. А пианист должен обладать концертмейстерским мастерством. Легкость, ненавязчивость, красота гармоний, прозрачность фактуры в фортепианной и вокальной партиях достигается композитором простыми средствами. Он точно передает художественный смысл, пользуясь почти всеми регистрами клавиатуры: разложенными аккордами, октавными, аккордовыми ходами и переборами, тремоло, а caрpella и др. Сегодня я работаю над очередной сольной программой, которая посвящена колыбельным. И я с радостью исполню «Wiegenlied» Николая Струве. Это будет уже второе его произведение в моем репертуаре».

«Я впервые познакомился с творчеством Николая Струве, – говорит лауреат фестиваля, вокалист Гамбургского оперного театра «Opernloft» Степан Карелин. – Ни на одном из многочисленных конкурсов в Германии и Австрии я ни разу не слышал его произведений. А меж тем, творчество Николай Струве необычайно интересно и самобытно. Его музыка, с одной стороны, чрезвычайно романтична, с другой - очень логична. Его миниатюры наполнены глубоким смыслом. В «Vergissmeinnicht» для меня было очень важно подобрать единственно правильную краску, такую, которая не позволила бы уйти в оперный вокал и остаться собой, со своим голосом. Также я понимал, что мне надо так исполнить это очень краткое произведение, чтобы те слушатели, которые не знают немецкого языка, поняли, о чем это произведение и прониклись историей маленькой незабудки, о которой идет речь в опусе. Сейчас я хочу более глубоко познакомиться с биографией и творчеством этого композитора, ведь для меня важно не просто исполнять вокальную партию. Я должен знать, когда и почему было написано то или иное произведение, какие чувства и эмоции вкладывал автор. Это необходимо для того, чтобы максимально точно передать слушателю смысл, заложенный композитором. Безусловно, я пополню свой репертуар опусами Николая Струве. Его вокальные произведения я намерен спеть на конкурсах в Германии и Австрии. И, конечно же, я исполню его опусы на сцене оперного театра «Opernloft» в Гамбурге».

III Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве провела Местная немецкая национально-культурная города Коломны в социальном партнерстве с 1-м Московским областным музыкальным колледжем, Музыкальным обществом Московской области и Рахманиновским обществом.

Проект состоялся при содействии Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев.

Рубрики: Мероприятия

НОВОСТИ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ