В Алтайском крае любят и знают немецкий язык и немецкую культуру


5–6 апреля в Барнауле на базе Лингвистического института Барнаульского государственного педагогического университета завершился ежегодный краевой конкурс для учащихся средней и старшей школы «Люби и знай немецкий язык и немецкую культуру».

Организатором мероприятия выступила Краевая национально-культурная автономия немцев Алтая при участии Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев в соответствии с решением Российско-Германской Межправительственной комиссии по вопросам российских немцев.

Проект включал в себя два состязания: языковой конкурс и конкурс чтецов на немецком языке. В очном этапе приняли участие 34 человека из разных городов и районов Алтайского края. Самая большая делегация прибыла из Немецкого национального района – 11 человек.

Ребята, которых пригласили в Барнаул, показали замечательные результаты в заочном туре, для участия в котором они присылали сочинения на немецком языке и видеоролики, где они декламируют стихи российских немцев. Интересный факт: больше всего ребятам понравились стихи писателя и поэта Э.Э. Каценштейна – именно его стихи прочитали многие участники конкурса.

О чем в своих сочинениях писали конкурсанты, какие темы сейчас интересны современной молодежи? Ребята увлекаются историей и традициями своей семьи, своего населенного пункта, изучают историю российских немцев своего района. Также пишут о писателях и поэтах, ученых из числа российских немцев в Алтайском крае, об их вкладе в развитие региона. Этот год объявлен годом театра, поэтому не обошлось без темы об актерах-российских немцах, об истории театра.

С приветственным словом к участникам конкурса и сопровождающим их учителям немецкого языка выступили председатель Межрегионального координационного совета немцев Западной Сибири Георгий Классен; руководитель проекта, менеджер Краевой национально-культурной автономии немцев Алтая Анастасия Борисова и заместитель директора ЛИИН по учебной работе Ирина Кочешкова.

Анастасия рассказала о более чем 20-летней истории конкурса и о том, что он направлен на развитие у школьников интереса к немецкому языку и немецкой культуре, а также выявляет одаренных ребят. Она поблагодарила участников за активное участие в заочном туре и рассказала ребятам о том, что ждет их в ближайшие два дня.

Георгий Петрович подчеркнул важность изучения немецкого языка как одного из компонентов национальной идентичности российских немцев. Он с удовольствием отметил большое количество молодежи на языковом конкурсе, пожелал всем хорошего настроения и удачи.

Ирина Юрьевна выразила благодарность учителям немецкого языка за их стремление сделать преподавание немецкого языка в школах увлекательным и эффективным, а также похвалила ребят за проявленный интерес к изучению немецкого языка.

Приветственное видео для участников конкурса прислал председатель Немецкого молодежного объединения Евгений Вагнер.

Два дня пролетели для ребят очень интересно и творчески: помимо конкурсных заданий их ждала языковая игротека и викторина по истории российских немцев, в которых они с удовольствием приняли участие. Во второй день для школьников был организован показ фильма «Eins, Zwei, Drei».

Конкурс чтецов проходил полностью на немецком языке, участники декламировали стихи артистично, использовали реквизит, а также видео и презентации.

В языковом конкурсе ребята выполняли письменные задания по аудированию, чтению и письму (лексика и грамматика), истории и культуре российских немцев, страноведению Германии. Во второй день программы у ребят было собеседование по темам, где у них была возможность потренироваться в выражении своих мыслей на немецком языке.

В рамках конкурса также прошла рабочая встреча с учителями немецкого языка, которые сопровождали своих конкурсантов. Многие из них являются ведущими клубов любителей немецкого языка при центрах немецкой культуры края. Провела рабочую встречу мультипликатор по языковой работе Валентина Мельникова. Участники совещания обсудили актуальные вопросы приобщения молодого поколения к овладению немецким языком.

Пока ребята выполняли письменные задания, а учителя немецкого языка были на рабочей встрече, мы задали несколько вопросов заведующей кафедрой немецкого языка ЛИИН Татьяне Москвиной.

– Татьяна Николаевна, какие возможности дает изучение немецкого языка?

– Изучение любого иностранного языка расширяет горизонты и кругозор, открывает новый мир и различные культуры. Немецкий язык и немецкоязычные страны (Германия, Австрия, Швейцария) – это многовековые культурные традиции, наука, образование, технологии. Научно-технические связи России и Германии открывают широкий спектр возможностей для образования и работы как в России, так и по всему миру. Германия – одна из самых популярных стран для получения образования. Германская служба академических обменов (DAAD) предлагает большое количество стипендий и стажировок по всем отраслям знаний для студентов и молодых ученых, владеющих немецким языком. Основной девиз: владеешь языком – владеешь миром, границы открыты.

– Как заинтересовать школьников изучать немецкий язык?

– Как заинтересовать? Чтобы заинтересовать школьников, необходимо внедрять инновационные принципы и методики преподавания немецкого языка, привлекать внимание родителей и руководителей в сфере образования к образовательному и культурному потенциалу предметной области «Немецкий язык». А для этого необходимо информировать все стороны о проводимых проектах, акциях, конкурсах, дистанционных образовательных программах для детей и молодежи (детский и молодежный онлайн-университеты Гете-института), о возможностях принимать участие в этнокультурных лагерях, где ребята имеют уникальную возможность через общение и игру изучать немецкий язык. Немецкий язык – это не только урок в школе, это целая жизнь, яркая и интересная. Поэтому в первую очередь надо вовлекать детей и родителей во внеурочную деятельность и информировать общественность о всех проводимых мероприятиях.

– Чем участие в языковых конкурсах может быть полезно для школьников?

– Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах по иностранным языкам дает ребятам возможность общаться и расширять круг знакомств, познавать себя и открывать свои таланты, знакомиться с окружающим миром и выходить за пределы привычного общения и школы. Это попытка сделать шаг к своей профессиональной деятельности, попробовать свои силы в разных проектах. Но, в первую очередь, – это личностное развитие и общение со сверстниками со всего региона.

Всегда приятно видеть этих ребят в числе студентов, а потом и встречаться с некоторыми уже будучи коллегами. Выбор, который ребята делают после участия в разных конкурсах, всегда осознан. Это помогает добиться успеха и выстроить свой путь.

– Что из конкурса Вам понравилось или запомнилось больше всего?

– Больше всего мне запомнилось воодушевление и азарт всех участников мероприятия (школьников, учителей, организаторов), а также потрясающая душевная обстановка. Стихотворения российских немцев, которые так артистично и трогательно исполняли дети, создали особую атмосферу и погрузили слушателей в мир добра, воспоминаний и ценностей. Отличная организация позволила сделать мероприятие настоящим праздником немецкого языка. Возможность коллег пообщаться и обменяться опытом тоже является несомненным достоинством конкурса.

Большое спасибо организаторам и очень надеемся на долговременное сотрудничество!

Ребятам хочется пожелать успехов в учебе, чтобы немецкий язык был не только предметом в школе, но и частью личностной культуры. Коллегам – вдохновения и сил на новые свершения! Будущее немецкого языка в регионе в наших руках и вершится здесь и сейчас.

По итогам конкурса места распределились следующим образом:

Конкурс чтецов

1 место – Кайзер Диана, с. Шумановка;
2 место – Збираник Катрин, г. Славгород;
3 место – Еременко Евгений, с. Гальбштадт.

За искренность прочтения стихотворения награждена Кудашева Олеся, с. Полевое.

Языковой конкурс

В категории учащихся 8-9 классов:

1 место – Голов Алина, г. Барнаул;
2 место – Вольф Карина, с. Полевое;
3 место – Кудашева Валентина, с. Полевое.

В категории учащихся 10-11 классов:

1 место – Збираник Катрин, г. Славгород;
2 место – Кайзер Диана, с. Шумановка;
3 место – Качура Анастасия, г. Барнаул.

Победители конкурса получили дипломы и памятные подарки в виде электронных книг, внешних накопителей, портативных аккумуляторов, а все остальные – сертификаты участников. Учителям немецкого языка были вручены благодарности и почетные грамоты.

Все участники и учителя выражают слова благодарности организаторам и партнерам конкурса, отмечают, что конкурс очень значим для молодежи, так как развивает творческие способности, расширяет границы для изучения немецкого языка и дает возможности для самореализации в будущем.

Поздравляем всех ребят с успешным участием и ждем на краевом конкурсе «Люби и знай немецкий язык и немецкую культуру» в следующем году!

Рубрики: Языковая работа