Литераторы и художники встретились в Переделкино

  Тандем искусств,  работающих в плоскостях визуального и вербального творчества, имеет давнюю и неразрывную традицию. Эта связь сложилась исторически, поэтому органичным явлением стал опыт совместного проведения рабочего семинара представителей немецкого творческого авангарда позиционирующего себя в области литературы и визуальных видов искусств (художники-станковисты, прикладники, декораторы), проходившим на территории знаменитой дачи литераторов в подмосковном Переделкино с 25 по 30 июня.

Тандем искусств, работающих в плоскостях визуального и вербального творчества, имеет давнюю и неразрывную традицию. Эта связь сложилась исторически, поэтому органичным явлением стал опыт совместного проведения рабочего семинара представителей немецкого творческого авангарда позиционирующего себя в области литературы и визуальных видов искусств (художники-станковисты, прикладники, декораторы), проходившим на территории знаменитой дачи литераторов в подмосковном Переделкино с 25 по 30 июня.

Главной установкой учредителей семинара в Переделкино явилось желание не просто объединить два вида искусств, а помочь им обрести в лице друг друга компаньонов, которые в дальнейшем будут работать синхронно в одном направлении.

В среде художников – российских немцев в новом XXI веке появился молодой творческий авангард, который желает реализовать свой художественный потенциал в области полиграфического искусства.

Семинар, на мой взгляд, явился очень хорошей экспериментальной площадкой, где и для зрелых состоявшихся художников и для вступающей на творческий путь молодежи нашелся шанс для самореализации.

Несмотря на достаточно короткие сжатые сроки и большой разброс географического бытования художников – российских немцев, время семинара прошло на редкость продуктивно. На мой взгляд, львиная доля заслуги принадлежит его главному устроителю и координатору Елене Зейферт (об этом я могу судить и как рядовой его участник). Ни на минуту участники не скучали, они не прибывали в инертном (статичном) состоянии.

Отдельно отмечу семинарские занятия со специалистами.

Гриков Геннадий, художник – фотограф, дал массу ценных полезных советов в области современной фотографии, он раскрыл ее новые грани для художников. С этого момента стали очевидными для наших специалистов неоспоримые преимущества фотоискусства в области публицистики. Не секрет, что визуальные виды творчества особенно активно диффундируют между собой с развитием информационных и цифровых технологий, расширяя рабочие горизонты художника-иллюстратора.

Семинарское занятие под руководством Корытова Олега, доцента Московского государственного института печати им. Ивана Федорова, по проблемам иллюстрирования книжной продукции стало откровением для маститых художников, тем более данная информация стала полезной для молодых и начинающих художников-графиков. Он на богатом иллюстративном материале убедил художников, что полиграфическое искусство – это не только красивая самодостаточная выставочная графика, это новое прочтение литературного произведения, в котором автор и художник-иллюстратор выступают в тандеме. Только в этом случае на свет рождается произведение искусства. То есть художник должен, нет, обязан, нести не меньшую ответственность за выход конечного творческого продукта – книги. Именно в этом случае она становится частью духовной культуры народа, этноса, носителем бесценной информации о нем, и не будет пылится бездарно на книжной полке.

Настоящая книга – это магический кристалл, она воспитывает, прививает хорошие манеры, эстетизирует мир читателя, она вне времени, не подлежит законам капризной моды. Хорошо проиллюстрированное издание, будь то книга сказок, фольклорный сборник, или современная публицистика будет восприниматься читателем органично, если ее «одежда» - оформление будет соответствовать ее внутреннему строю и содержанию.

Относительно того, что в среде художников-иллюстраторов нашлось место и живописцам, и прикладникам, и графикам вовсе не умаляет тематику семинара, напротив, именно их присутствие гарантирует и иллюстрирует то, что книга перестает быть только книгой, она часть мира детства, интимной жизни человека. С книгой, как и предметным миром, происходит становление личности человека, она сопровождает его на протяжении всего жизненного пути, являясь знаковой исторической вехой.

Ирина Вейс, искусствовед

Рубрики: Авангард