«Неизвестный» Гиппенрейтер


В Галерее классической фотографии открылась выставка «Начало. Неизвестный Гиппенрейтер», приуроченная к 100-летию со дня рождения легендарного советского фотографа Вадима Гиппенрейтера.

Пейзажная фотография стала делом жизни Вадима Гиппенрейтера. «Вадим Евгеньевич создал плеяду последователей, сделал пейзажную фотографию новым явлением. Без него невозможно представить отечественную фотографию!», – сказал на открытии выставки арт-директор Галереи классической фотографии Ярослав Амелин.

Фотограф родился 22 апреля 1917 года в Москве в семье офицера австрийского происхождения. Гиппенрейтеры приехали в Россию при Петре I и за отличную службу получили дворянский титул. История семьи тесно сплелась с историей Российской империи, к началу двадцатого столетия Гиппенрейтеры сохранили дворянский титул, но утратили немецкий язык. Отец Вадима Евгеньевича был белым офицером.

Снимать на камеру Гиппенрейтер начал еще в детстве. Домашней реликвией была деревянная камера, которая и стала его «спутницей» на всю жизнь. «У камеры был деревянный корпус, созданный еще царскими мастерами в 1895 году. Отец начинял ее современной оптикой. Конечно, у него были и обычные, современные пленочные камеры, но эту он всегда носил с собой», – вспоминает дочь фотографа Мария Гиппенрейтер.

Из-за дворянского происхождения Вадим Евгеньевич был отчислен с факультета биологии МГУ. Занялся лыжным спортом и добился великолепных результатов: стал первым мастером спорта СССР по горным лыжам, первым чемпионом СССР по слалому, первым съехал с вершины Эльбруса. Как успешного спортсмена его зачислили в медицинский университет им. Н.И.Пирогова, но он сам его бросил – понял, что не сможет заниматься только медициной. В 1948 году окончил Суриковскую художественную академию, страстно увлекся фотографией.

За долгие годы в архиве мастера собралось более 30 альбомов по истории архитектуры и природным заповедникам России, изданных в СССР, Великобритании, США, Франции, а также архив, насчитывающий более 50000 слайдов. «Я собираю "свою" заповедную Россию», – говорил он. Он любил работать в одиночестве, забирался в самые труднодоступные места и мог несколько дней при любой погоде ждать нужного кадра.

«Пейзаж — это мое отношение к тому, что мне нравится. Я не люблю пустых солнечных пейзажей, когда все одинаково освещено, пестрое, яркое, красивое — и все одинаковое. А в плохой погоде всегда есть какое-то настроение, какие-то нюансы»,– говорил Гиппенрейтер в одном из интервью.

Руководитель российского фотоагентства «ГеоФото» Вадим Штрик на открытии выставки сравнил Гиппенрейтера с Хемингуэем. «Они похожи по стилю жизни, по способу жизни. Вадим Евгеньевич был очень мужественным, храбрым человеком, настоящим мужчиной. Если бы за искусство фотографии присуждали Нобелевскую премию, то Гиппенрейтер мог бы получить ее как минимум дважды».

Выставка «Начало» – попытка понять истоки творчества фотографа. В Галерее представлены рисунки, сделанные в 40-е годы во время учебы в Суриковском училище, черно-белые и цветные фотографии 50-60-х годов, часть которых входила в знаменитую экспозицию «Окна» газеты «Известия». Организаторы выставки «открыли» неизвестного Гиппенрейтера: прекрасного портретиста и мастера репортажной фотографии.

Выставка продлится до 21 мая.

Время работы галереи с 12:00 до 21:00.

Адрес: Саввинская набережная, д. 23 стр.1, Галерея классической фотографии.

Рубрики: Мероприятия