Выступление Генриха Мартенса на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям

На прошедшем в Уфе 22 октября заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством президента России Владимира Путина с докладом на тему: «О совершенствовании системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации» выступил президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс. Предлагаем вам ознакомиться с текстом доклада и посмотреть видеозапись прошедшей встречи на сайте президента России (доклад звучит с 47 по 56 минуты).

На прошедшем в Уфе 22 октября заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством президента России Владимира Путина с докладом на тему: «О совершенствовании системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации» выступил президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс. Предлагаем вам ознакомиться с текстом доклада и посмотреть видеозапись прошедшей встречи на сайте президента России (доклад звучит с 47 по 56 минуты).


«О совершенствовании системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации»

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Высокая динамика и взрывоопасность темы межнациональных отношений обуславливают государственную необходимость в постоянном проведении мониторинга и анализа ситуации.

Только основываясь на реальных знаниях о положении дел в сфере межнациональных отношений на местах и своевременном выявлении болевых точек можно оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации, принимать эффективные управленческие решения, направленные на успешную реализацию Стратегии госнацполитики.

Без налаживания единой в масштабах всей страны системы мониторинга мы будем обречены на постоянное следование за ситуацией, за тушением, а не предотвращением межнациональных конфликтов.

На сегодняшний день Минрегионом, ФСО, Минюстом, МВД, Минобороны и рядом других федеральных и региональных органов власти Российской Федерации осуществляется государственный мониторинг по направлениям их основной деятельности, включая и некоторые элементы мониторинга в сфере межнациональных отношений. Силами Распределённого научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем и рядом других научных институтов и Университетов осуществляется научный мониторинг. При этом, большинство научных исследований носят фундаментальный характер.

Фрагментарно мониторингом занимаются некоторые общественные организации.

В целом следует отметить, что, несмотря на наличие целого ряда занимающихся мониторингом структур, результаты их деятельности не имеют серьёзного прикладного значения для государственных органов, никак не сказываются на эффективности усилий по предотвращению конфликтов. Отсутствует единый инструментарий, собирается огромное количество индикаторов, часть из которых носит формальный характер и не имеет практического значения, слабая укомплектованность квалифицированными кадрами, отсутствует чёткое целеполагание.

Как следствие нет общей картины, не прогнозируются сценарии развития ситуации, не предоставляются рекомендации, на которые могли бы опираться в своей практической работе государственные органы. Ситуация напоминает сюжет из известной басни Крылова, когда лебедь, рак и щука усердно тянут телегу, вроде бы все не сидят без дела, а, результат минимальный.

В этой связи, для целей успешной реализации Стратегии госнацполитики остро встаёт вопрос о приведении всех имеющихся ресурсов в систему и создании в масштабах всей страны единой вертикально интегрированной системы мониторинга и анализа межнациональных отношений.

Основу этой деятельности должна составлять система мониторинга на региональном уровне. Для этого требуется осуществить следующие шаги.

Первое. Создание региональных мониторинговых центров при главах Администраций субъектов Федерации, осуществляющих мониторинг состояния межэтнических отношений в целях раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений с персональной ответственностью курирующего заместителя главы региона.

Для того, чтобы работа носила системный характер требуется на федеральном уровне разработать Типовое положение о региональном мониторинговом центре.

Второе. Автоматизация деятельности мониторинговых центров с целью обеспечения оперативности поступления и обработки информации. Для этого требуется создание и внедрение во всех звеньях системы мониторинга единого программного продукта.

Третье. Создание и обеспечение функционирования в структуре мониторинговых центров «горячей линии» для приёма сообщений от граждан, а также создание в составе действующих структур региональных групп оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Отмечу, что в ряде субъектов такие группы оперативного реагирования вроде бы уже созданы. Однако, чувствуется, что нет понимания, как они должны действовать. В этой связи, требуются исходящие из федерального центра общие подходы и предложения по принципам их формирования и алгоритму действия в той или иной ситуации.

Четвёртое. Организация информирования населения о случаях межэтнических конфликтов на территории субъекта Российской Федерации в целях обеспечения открытости и публичности их рассмотрения, непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации.

Пятое. Общественные консультативные советы при главах регионов наконец-то должны заняться реальной работой. На заседаниях должны рассматриваться все случаи межэтнических конфликтов, выявляться виновные, подготавливаться решения по минимизации последствий, члены советов должны нацеливаться на активное участие в разработке среднесрочных и долгосрочных мер по профилактике конфликтов и межэтнической напряженности.

Шестое. Государственные и муниципальные служащие, работающие на местах в сфере межнациональных отношений, должны владеть методиками предотвращения и управления конфликтными ситуациями для того, чтобы в случае их возникновения не прятаться у себя в кабинетах, а умело управлять процессами стабилизации ситуации.

Для этого необходимо организовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Эта задача требует поддержки образовательных и научных центров. Научное сопровождение мониторинга необходимо ориентировать на получение конкретных, прикладных результатов. С этой целью в План фундаментальных исследований РАН должен быть внесён самостоятельный раздел «Комплексные междисциплинарные проблемы общественных и гуманитарных наук».

Необходимо развивать этнологическое образование и просвещение, университеты должны получать государственный заказ на подготовку специалистов в области межнациональных отношений со стороны Министерства образования.

Параллельно с созданием региональной сети мониторинга предлагаю проработать вопрос о создании Федерального центра мониторинга и анализа состояния межнациональных отношений – своеобразного ситуационного центра. Именно в этом Центре должна собираться и анализироваться вся поступающая из регионов и федеральных структур информация. По результатам анализа этой информации, для высшего руководства страны должны формироваться предложения по управленческим решениям.

Поскольку речь в конечном итоге идёт о высшем приоритете – о национальной безопасности России, предлагаю, чтобы такой Центр был создан в качестве подструктуры Администрации Президента Российской Федерации.

Помимо этого, потребуется внесение в перечень критических технологий Российской Федерации пункта «Технологии мониторинга и прогнозирования состояния межэтнических отношений, предотвращения и нейтрализации конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений».

В заключение хотел бы подчеркнуть, что создание единой системы мониторинга и анализа межнациональных отношений отвечает долгосрочным интересам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, и позволит руководству страны принимать основанные на комплексном анализе ситуации оперативные и стратегические решения.

Полагаю, что это задача не завтрашнего дня, а задача, требующая незамедлительного решения.

Благодарю за внимание!


Ранее по теме:

Совет по межнациональным отношениям представил президенту свои предложения по мониторингу конфликтов

23.10.2013

Мониторинг межнациональных конфликтов планируется проводить в том числе с помощью call-центров, которые будут создаваться на базе служб спасения. Об этом заявил глава Минрегиона Игорь Слюняев на заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством президента России Владимира Путина 22 октября в Уфе. В заседании принял участие президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс.

Рубрики: РазноеМСНКДобрососедство