У каждого народа есть свои особые даты, напоминающие о страданиях и одновременно становящиеся символом мужества. Армяне каждый год 24 апреля чтут память своих земляков, ставших жертвами убийств и геноцида в Османской империи, так как именно 24 апреля 1915 года в Стамбуле происходили погромы и преследования, в результате которых было вырезано и уничтожено более одного миллиона человек. Для российских немцев таким днем является 28 августа. Но если придерживаться исторической истины, то эту дату следовало бы признать условной, так как гонения на немцев были как до нее, так и после...
Мы помним
У каждого народа есть свои особые даты, напоминающие о страданиях и одновременно становящиеся символом мужества. Армяне каждый год 24 апреля чтут память своих земляков, ставших жертвами убийств и геноцида в Османской империи, так как именно 24 апреля 1915 года в Стамбуле происходили погромы и преследования, в результате которых было вырезано и уничтожено более одного миллиона человек. Для российских немцев таким днем является 28 августа.
В этот день в 1941 году был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Трагедия российских немцев продолжалась гораздо дольше, чем один этот день. Но так уж сложилось, что у каждой трагедии и катастрофы в истории народов есть свои ключевые дни и свои календарные вехи. Если придерживаться исторической истины, то эту дату следовало бы признать условной, так как гонения на немцев были как до нее, так и после.
Достаточно вспомнить, например, депортации немцев в 1914-16 годах, печально знаменитый приказ Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта генерала Н. Иванова, приказавшего главному начальнику Киевского военного округа взять среди немецкого населения в колониях заложников, главным образом из учителей и пасторов и заключить их до конца войны в тюрьмы, реквизировать у колонистов все продукты. За отказ немцев сдать хлеб, фураж или принять беженцев заложники подлежали смертной казни. Это – редчайший в истории пример, когда заложники брались от населения своего же государства. В декабре того же 1915 года Российское правительство подготовило указ, согласно которому все немецкое население Поволжья весной
После февральской и октябрьской революций 1917 года, провозгласивших равенство всех народов России перед законом и одинаковые права граждан всех национальносетей, была краткая передышка, после чего последовали новые гонения – на экономической почве, развернулась борьба с «классовыми врагами» - то есть наиболее предприимчивой и работящей части населения России, а в этой группе немцы были представлены очень широко. Но, из приведенных примеров видно, что преследования на национальной почве в российской империи носили местный и/или временный характер и не затрагивали всего народа в целом, тогда как сталинский указ от 28.08.1941 впервые объявил весь немецкий народ «шпионами и диверсантами».
Десятки тысяч российских немцев, прежде всего – женщины, дети и старики - погибли уже по пути в места депортации, огромны были потери в трудармии, в годы режима спецпоселения. Выжившие подвергались неслыханным издевательствам и унижениям. Сотни тысяч пострадали от дискриминации в послевоенные годы. Последствия трагедии для немецкого народа ощутимы и сегодня – что проявляется в различных фобиях и почти полной потере своей национальной самобытности и идентичности.
Наша Церковь ни в российской империи, ни в СССР не была «немецкой», в ней были прихожане многих национальностей, что, однако, нисколько не умаляет того факта, что немецкий язык доминировал в качестве литургического, да и численно немцев среди лютеран было больше, чем предсавителей других национальностей. Именно поэтому все гонения на немцев так или иначе оказывались гонениями и на нашу Церковь. Из всего сказанного понятно, что на эмоциональном уровне для многих немцев должно было представлять значительную трудность следовать заповеди Божией, когда Он устами пророка говорит «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29,7) или «За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, (Иер. 29, 7.) «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, (Рим. 13, 1. Тит. 3, 1.)» или следовать заповеди, данной Самим Господом Иисусом Христом в Мф.22,15-21. И все же многие из пострадавших не ожесточились, не поддалсь на гнусную пропаганду «Союза безбодников», не отпали от веры, остались верными Христу. Именно про таких говорит Писание «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 9-13). Особенную стойкость являли служители Церкви Христовой, до последнего вздоха подавая остальным пример стойкости в вере, любви к ближнему и милосердия.
Мне кажется, трагические страницы истории весьма поучительны для последующих поколений. Они побуждают нас осознавать смысл страданий – в том числе – наших собственных и благодарить за эти страдания Господа. Они побуждают нас упражняться в христианском делании и трудах милосердия, побуждают нас учиться деятельной христианской любви, неотделимой от Спасительной Жертвы Христа и смирения Его Учеников. Память о страданиях нашего народа – повод для молитвы об утешении всех скорбящих, милосердии Божием к безвинно убиенным и благодарности Богу за возможность свободного исповедания нашей веры сегодня. Особенно актуальным становится призыв св. Апостола Павла (1 Тим. 2:1-4) или "Братья! Молитесь о нас" (1 Фес. 5,25); и 2 Фес.3,1.: "Итак молитесь за нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас», равно как и его призыв «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их» (Евр.13,7).
И, наконец, «заботясь о благосостоянии города» (или всей нашей страны), нам следует осознать, что именно на нас, христианах лежит особая ответственность за будущее, а значит – и будущее наших потомков. Вот почему христианам следует занять более активную позицию в обществе, стремясь во-первых, возвестить миру Христа, а во-вторых – воплощая в жизнь то, чему Христос учил. Можем ли мы забыть боль наших родителей, жертвы, принесенные нашими предками? Если мы забудем это, мы потеряем самих себя. И поэтому, поклонимся памяти жертв, вспомним о страданиях того поколения, которое понесло их, и давайте будем вместе создавать будущее.
Пастор Дитрих Бюлов-Штернбек
Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор свв. Петра и Павла в Москве
Фото сделано в кирхе г. Ташкента