Wo drückt der Schuh? «Wo drückt der Schuh?» «Где давит туфелька?» Как разговаривать с малышом, как учить его немецкому – языку, на котором когда-то говорили его бабушка и дедушка, скорее, уже прабабушка и прадедушка? Вопрос не из легких. Ответ на него искали на прошедшем в начале февраля в Караганде семинаре по языковой работе с детьми для учителей и методистов детской языковой работы. Такой семинар проводился в Казахстане впервые за последние годы. Его участниками стали представители общественных организаций немцев трех стран: Казахстана, Кыргызстана и России.
Семинар по языковой работе с детьми, BiZ-Караганда
Одним из самых долгожданных событий в феврале месяце стало проведение семинара по языковой работе с детьми, организованное образовательно-информационным центром BiZ-Караганда. Многие учителя, работающие в данной области, с большим нетерпением ждали этого семинара и очень благодарны организаторам за его проведение. Причиной такого огромного ажиотажа, сложившегося вокруг мероприятия по языковой работе с детьми, являлся тот факт, что основными его направлениями стали вопросы о методики преподавания в группах дошкольного возраста, а также проблемы, касающиеся применения и использования этнокультурных компонентов на уроке немецкого языка, с целью способствования формированию этнической идентичности .
Выбор данных направлений семинара был неслучайным, нехватка материалов для работы с дошкольниками ощутимо сказывается на качестве преподавания, знаниях и заинтересованности детей в языковых проектах. Проблемы с наличием учебных материалов, недостаток знаний и умений работы с малышами являются одними из самых актуальных на данных момент. А от умения правильно составить план языковой работы, понимания целей, задач и конечного результата зависит весь учебный процесс в целом. В ходе семинара, у участников была возможность поделится имеющимися проблемами в работе с детьми и способами их решения, а такие тематические занятия как “Wo drückt der Schuh?”?, а также “Возрастные и психологические особенности детей”, подготовленные референтом Натальей Козловой, имели особенную ценность не только для начинающих преподавателей, но и уже для опытных специалистов, поскольку, как сказала Вера Ермоленко из Семипалатинска «Век живи – век учись. Темы, которые казалось бы изучены вдоль и поперёк, в новом контексте обретают другие формы и заставляют взглянуть на проблемы и особенности языковой работы с детьми совсем по-другому.»
Всё больше и больше родителей придерживаются того, что изучение немецкого языка должно происходить, начиная с раннего возраста. В таком случае, кто как не педагог обязан сделать всё возможное, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и испытывал радость от изучения немецкого языка. В ходе семинара, участникам представился шанс познакомиться с двумя учебными пособиями «Federleicht» и «Kikus», а также опробовать их на практике, что привело преподователей в полный восторг. «Работа с детьми, особенно дошкольниками- далеко не лёгкий труд, как может показаться на первый взгляд. Она требует от педагога большей отдачи и креативности. Такие красочные, красивые учебные материалы как “Kikus” , а также “Federleicht” дают педагогу возможность разнообразить свою работу и сделать её более увлекательной для юных открывателей иностранного языка. Как призналась Искакова Инна из Кустаная, «уже на семинаре хотелось лететь домой, чтобы поскорее начать использование полученных материалов и информации. Все учебные материалы были презентованы и адаптированы для практического применения, что даёт возможность начать их активное применение в работе сразу же по окончании семинара». Но, как показала практика, не всем педагогам было легко оставить идею о привычных методах работы с детьми, оттолкнуться от стереотипов и идти по новому пути развития, который будет максимально подходить не только для педагогов, но и для детей в первую очередь.
О нужности проведения таких семинаров свидетельствуют многочисленные позитивные отзывы участников. Такого рода языковые мероприятия дают огромный импульс и мотивацию для дальнейшей плодотворной работы с детьми. Особенная практическая ценность данного семинара была для начинающих педагогов, а также тех, кто впервые столкнулся с детской языковой работой. Молодые педагоги были полны энтузиазма и желания впитывать новую информацию.
«Это настолько интересно и захватывающе, а главное носит практический характер. Многие из нас, будучи дипломированными учителями, испытывают большие затруднения в ходе составления плана языковой работы, выбора методов обучения, а также учёта возрастных особенностей. После окончания семинара, в Кокшетау меня ждёт группа малышей дошкольного возраста. У меня, честно говоря, сердце замирало от одной только мысли, что я буду делать с этими крохами. Этот семинар дал ответы на все мои вопросы, а переживания превратились в желание поскорее начать работу с моей группой, используя информацию и учебные материалы, представленные на семинаре».
Отлично подготовленные, подкованные референты семинара Мария Нагих, Татьяна Овчарова и Наталья Козлова были одним из ключевых факторов успешного прохождения семинара. Лёгкая, доступная подача всей информации, умение предоставлять материал в интересной форме обеспечило заинтересованность и активность участников, а также предоставило уникальную возможность окунуться и прочувствовать атмосферу детства. Педагоги с большим интересом и задором принимали участие во всех предложенных им детских интеллектуальных и подвижных играх, ставили пантомимы и сценки во время прослушивания лекции на тему «Theater im Deutschunterricht», а также при работе с песнями. Участники были в полном восхищении от работы референтов и солидарны в том, что они проделали неимоверный труд, для того, чтобы семинар был интересным, насыщенным и запоминающимся.
Что касается второго направления семинара, включающее в себя работу с этнокультурными компонентами, то данная тема, особенно в рамках работы с детьми, требовала разъяснения и практической демонстрации. Несмотря на опыт и уже не малый стаж многих преподавателей, вопросы, затрагивающие историю, культуру и традиции российских немцев были большим испытанием и погружением в мир нового и неизведанного. Хотя материалы по данной теме очень тяжелы и сложны для восприятия, референты проделали колоссальный труд для того, чтобы преподнести их в доступной и креативной форме. Участники были в восторге от увиденной и проделанной работы, и были солидарны в том, что все материалы по российским немцам настолько хорошо проработаны и адаптированы, что их можно незамедлительно использовать на уроках.
Одним из больших плюсов семинара была атмосфера доброжелательности, обмен опытом целых поколений. На семинар были приглашены гости из Кыргызстана и России. Естественно, что мнение коллег из других стран было особенно важным и ценным. Гостей из России впечатлила чёткая организация семинара, высокая подготовка и эрудиция референтов, а участницы из Киргизстана остались довольны хорошей возможностью ознакомиться и получить материалы по работе с детьми дошкольного возраста.
Ну и конечно же, одним из приятнейших моментов было вручение сертификатов и красочных пособий, книг по работе с детьми. Успешность семинара по работе с детьми, в который раз подтвердило то, что семинары для учителей нужны и важны, поскольку каждый раз можно открыть для себя что-то новое и приумножить свою копилку знаний.
Участница семинара Ольга Донцова, г.Шымккент