3 декабря пространство экспозиции «Единство в многообразии» стало местом встречи художников, искусствоведов, галеристов и ценителей изобразительного искусства. Увлекательные истории о творческом пути, вдумчивый анализ представленных полотен, полезные знакомства и энергичное обсуждение грядущих проектов – такова оживленная атмосфера финисажа.
Торжественное открытие экспозиции «Единство в многообразии» в Российско-немецком доме в Москве состоялось 15 октября. Выставка была приурочена к 15-летним юбилеям направления «Авангард» Международного союза немецкой культуры (МСНК) и Творческого объединения российских немцев (ТОРН).
Идеей повторной встречи гости обязаны Марте Адт, члену ТОРН, вошедшему в список лучших современных художников России от Арт-Индекс, академику Петровской академии наук и искусств, призеру международных художественных конкурсов и выставок, лауреату Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России – 2025» в номинации им. Анны Герман в области искусства.
Как художник и амбассадор всероссийского проекта «Искусство – в жизнь и в дом», Марта не недооценивает того значения, которое несет в себе конструктивный диалог между автором, критиком и коллекционером: «Профессиональному художнику важно услышать мнение искусствоведа, познакомиться с иным, неизвестным прежде взглядом на свое творчество». По признанию художницы, общение со знатоками своего дела помогает ей развивать свое искусство в том направлении, в котором оно будет наиболее востребованным:
Художник же должен созидать не для себя, а для всех.
Общее мнение представителей ТОРН выразила во вступительной речи Людмила Зымалева (Зиммель), художник-график и живописец-акварелист, член Профессионального Союза Художников России и ТОРН, член литературного клуба «Подвал №1», инициатор создания и координатор всероссийского проекта «Искусство - в жизнь и в дом», автор идеи выставки «Единство в многообразии».
Людмила подчеркнула, что современному художнику важно не только создавать талантливые картины, но и говорить с ценителями, коллегами – интересующимся искусством зрителем:
Нам необходимо говорить не столько чаще или громче, сколько делать это с таких площадок, откуда у нашего голоса будет больше шансов быть услышанным в невероятном информационном шуме мегаполиса.
Открытие выставки с ее плавным завершением сравнила куратор «Единства в многообразии» Ира Голуб (Манделькорн): «Финисаж – это не открытие, когда гости, приятно взволнованные, впервые заходят в зал. Сейчас у посетителей есть возможность побеседовать в более спокойной атмосфере и поразмыслить над дальнейшими совместными проектами».
Удачное мероприятие получается органичным и цельным, благодаря ему генерируется больше жизнеспособных идей.
Повторный визит арт-пространства нередко оказывается более плодотворным, нежели первый, поскольку позволяет внимательнее присмотреться к отдельным работам и проясняет общее впечатление от экспозиции. Дважды «Единство в многообразии» посетил поэт, литературный и художественный критик, переводчик, член союза писателей Москвы Григорий Певцов.
«Когда я долго смотрю на работу, основное впечатление формируется достаточно быстро. Но сейчас мне легче сформулировать свое мнение, поскольку я увидел эти полотна во второй раз. Понимаете, оно стало более очерченным, и я могу его выразить как искусствовед словом», – высказался об особенностях второго посещения Григорий Дмитриевич.
«Всегда интересен принцип, по которому собирается художественная выставка, – поделился своими рассуждениями российский искусствовед, куратор выставок, кандидат наук и эксперт по формированию корпоративных коллекций на территории РФ Кирилл Алексеев. – Экспозиция отражает и кураторов, и зрителей, которым интересно искусство».
«Единство в многообразии» предлагает посетителю очень любопытный набор – цельный срез, который дает представление о времени, о настроении и, что самое главное, о сообществе.
На выставке с многоговорящим названием «Единство в многообразии» гостям была представлена палитра индивидуальностей и творческих методов современных художников – участников ТОРН, независимо от стиля, жанра или выбранного сюжета.
В безмолвный диалог в арт-пространстве вступили работы Натальи Бакановой (Вейберт), Иры Голуб (Манделькорн), Людмилы Зымалевой (Зиммель), Александры Исаевой, Андрея Кноблока, Дмитрия Креля, Ирины Марц, Марианны Ребиндер, Лилии Славинской (Филло), Павла Штейна, Марка Шуба, Романа Яшина (Хартман) и Марты Адт.
«Цветущее многообразие» – такова, по мнению Алексея Пищулина, художника, писателя и режиссера-документалиста, главного редактора журнала «Мир Музея», формула сосуществования художников, принадлежащих разным поколениям и транслирующих отличные друг от друга взгляды и стили.
Высокую сочетаемость столь непохожих друг на друга работ отметил Григорий Певцов: «Хорошо продуман принцип, по которому развешаны работы: здесь все сбалансировано. Мы видим переходы по колористической гамме и не сталкиваемся с неожиданными композиционными обрывами».
Благодаря верному сопряжению возникает ощущение некоего музыкального движения. Зритель плавно перемещается из одного художественного мира в другой.
Эффект музыкального движения усилили Андрей Дорошенко и Александра Исаева. Александра – фотохудожник, член ПСХ И ТОРН, студентка центра Музыкальной культуры мира Московской консерватории имени П.И.Чайковского и школы тин-вистла и блокфлейты – открыла финисаж музыкальной композицией, исполненной на флейте хулуси, и тем самым настроила гостей арт-пространства на созерцательный лад.
«Сегодня на открытии прозвучала импровизация на классическом китайском инструменте из провинции Юньнань, – пояснила Александра. – Я люблю Китай и уважаю его культуру не меньше, чем Герман Гессе в своих произведениях. Учусь играть на некоторых китайских инструментах. Гуцинь (китайский семиструнный щипковый музыкальный инструмент, прим. ред.), дицзы (китайская поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями, прим. ред.), например. В зимние вечера вспоминать теплые китайские мотивы особенно приятно».
Поддержал камерную обстановку в галерее пианист, композитор, историк и поэт Андрей Дорошенко. За вечер вокруг рояля успел сформироваться свой кружок. В исполнении Андрея прозвучали шедевры мировой классики и гармоничные произведения собственного сочинения. Звучные аккорды рояля стали тем медитативным фоном, который столь необходим для утонченной беседы о прекрасном.
Каждая работа – это дверь в уникальный мир творческой души, в котором сплелись воедино культурная память и личный опыт. Художники из числа российских немцев дорожат чувством творческого единения – из их уст нередко можно услышать меланхоличную фразу:
Нам важно летать в одной стае...
Впервые ее произнесла Нина Лохтачёва (Лютцов), заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России – 2018». Будучи первым председателем художественного направления Творческого объединения российских немцев – именно с него и началось развитие объединения, – Нина Владимировна внесла большой вклад в формирование ТОРН. Организованный в стенах зала «Берлин» финисаж стал для представителей ТОРН очередным шансом собраться вместе и «полетать в своей стае».
Проект реализован при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.









