С 31 октября по 2 ноября в Омске, на площадке Культурно-делового центра «Русско-немецкий дом в городе Омске», прошла рабочая встреча для ведущих клубов любителей немецкого языка. В языковом проекте приняли участие 16 ведущих клубов из Омской области и города Омска.
В первый день проекта участники смогли посетить блок «Презентация полезных ресурсов, материалов и пособий для организации встреч клубов любителей немецкого языка». Этот блок был посвящен ознакомлению участников с разнообразными и актуальными ресурсами, призванными обогатить и облегчить работу клубов любителей немецкого языка. Были представлены методические материалы, интерактивные пособия, игры и современные онлайн-платформы, которые помогут руководителям клубов сделать свои занятия более динамичными, интересными и эффективными. Основная цель – предоставить практические инструменты и свежие идеи для планирования и проведения увлекательных встреч.
Комментирует руководитель проекта, координатор по языковой работе в Омской области, Кристина Голланд:
Рабочая встреча проводится для ведущих клубов любителей немецкого языка, работающих с дошкольниками в детских садах и с младшими школьниками. В этом году мы сфокусировали программу именно на младшем школьном возрасте, поскольку методика работы с детьми этой группы существенно отличается от подходов к обучению взрослых.
В рамках нашего проекта работает референт по языковой работе, Нина Финк. В текущем году она прошла курс повышения квалификации, организованный Институтом этнокультурного образования – BiZ в Омске. По результатам обучения она привезла множество полезных материалов и ценной информации, которыми сегодня делится с участниками.
Одним из наиболее интересных и важных блоков сегодня стало обсуждение психологического развития детей младшего школьного возраста, а также аспектов, на которые следует обратить особое внимание при работе с данной целевой аудиторией. Ведь в этом контексте важно не только преподавать язык, но и глубоко понимать, каким образом дети воспринимают предлагаемую им информацию.
За три дня участники пополнят свой методический арсенал новыми упражнениями, заданиями, а также современными формами и методами работы. Мы надеемся, что они будут активно применять полученные знания и материалы в своей работе на протяжении всего учебного года.»
Рассказывает Елизавета Граф, директор Культурно-делового центра «Русско-немецкий дом в городе Омске»:
«Рабочие встречи для руководителей языковых клубов в Омской области – очень важный проект. Это обусловлено тем, что в регионе функционирует множество языковых клубов, в том числе клубов любителей немецкого языка, предназначенных для разных возрастных групп. Они охватывают как раннее обучение в детских садах, так и занятия при центрах немецкой культуры. Существуют клубы для детей, для молодежи, а также клубы любителей немецкого языка для взрослого населения.
Именно поэтому мы регулярно проводим в Русско-немецком доме такие встречи, посвященные вопросам организации работы этих клубов для различных возрастов. Особое внимание во время этих встреч мы уделяем методическим материалам, разработанным Институтом этнокультурного образования, а также играм и дополнительным материалам, созданным региональными методистами. При этом акцент делается на использование этнокультурного компонента, что имеет большое значение для нашей организации.
Руководители клубов с удовольствием посещают эти рабочие встречи, поскольку они всегда отличаются высокой информативностью и практической направленностью. Все полученные знания и материалы они затем с успехом и удовольствием применяют на своих занятиях в клубах любителей немецкого языка.»
Ведущим референтом на проекте выступила Нина Финк. В августе 2025 года она прошла очную программу повышения квалификации «Методика раннего обучения немецкому языку» организованную АНО ДПО «Институт этнокультурного образования». Нина Финк решила поделиться своими знаниями и для ведущих клубов любителей немецкого языка Омской области:
Я очень рада успешному завершению нашей рабочей встречи для руководителей клубов любителей немецкого языка. Особенно ценно, что участники, работающие с самыми юными учениками – дошкольниками и младшими школьниками, получили возможность обменяться опытом и обогатить свои знания.
Программа была целенаправленно разработана для предоставления участникам как теоретических знаний, так и практических инструментов, необходимых для работы с этой особенной возрастной группой. Ключевым аспектом стало углубленное изучение психолого-педагогических принципов обучения немецкому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы подробно рассмотрели особенности восприятия, памяти и внимания у детей, чтобы лучше понимать, как они усваивают и обрабатывают информацию. Эти знания необходимы для создания мотивирующей и соответствующей возрасту учебной среды.
Особого внимания заслуживает представление предметно-интегративного подхода (CLIL) к изучению иностранных языков на примере немецкого языка. Этот подход позволяет преподавать язык не изолированно, а в контексте значимых и интересных для детей тем. Тесно связан с этим и этнокультурный подход в раннем обучении иностранным языкам, который мы рассмотрели на примере языка и культуры российских немцев. Это способствует не только развитию языковых навыков, но и формированию культурного сознания и идентичности у детей.
Еще одним ярким моментом стало практическое знакомство с возможностями использования театра теней на уроках немецкого языка для дошкольников и младших школьников. Этот креативный метод предлагает увлекательный способ закрепить языковые знания, стимулировать воображение и активно вовлекать детей в учебный процесс.
Я уверена, что участники получили ценные импульсы и конкретные методики для своей повседневной работы. Мы надеемся, что эти новые подходы и стратегии помогут сделать клубы любителей немецкого языка для наших самых юных учеников еще более увлекательными и эффективными, а также надолго пробудить их интерес к немецкому языку и культуре российских немцев.
Второй день рабочей встречи был посвящен углубленному изучению эффективных методик раннего обучения немецкому языку. Участники подробно рассмотрели психолого-педагогические принципы работы с дошкольниками и младшими школьниками, с акцентом на особенности детского восприятия, памяти и внимания для эффективного планирования занятий.
Далее были изучены предметно-интегративный (CLIL) и этнокультурный подходы. На примере немецкого языка и культуры российских немцев были продемонстрированы методы интеграции языка с другими предметами и формирования культурной идентичности.
Третий день завершился практическим мастер-классом по использованию театра теней на уроках немецкого языка. Эта креативная методика показала, как развивать речь, пополнять словарный запас и стимулировать творческое мышление у детей.
В итоге, рабочая встреча предоставила руководителям клубов обширный арсенал современных методик и практических идей для более эффективных и увлекательных занятий с юными любителями немецкого языка.
Поделилась участница языкового проекта Юлия Хвостунцева:
Хочу сердечно поблагодарить организаторов за эту плодотворную рабочую встречу для ведущих клубов любителей немецкого языка. На самом деле, все начинается со школьной скамьи, все начинается с учителя. Недаром говорят, что профессия учителя – от Бога, а все остальные – от учителя. И когда в наши руки попадают такие маленькие существа, как дети, мы не имеем права обмануть их ожидания и не научить их.
Поэтому подобные рабочие встречи – это настоящий кладезь важной, необходимой и, главное, современной информации, которую я обязательно буду использовать на своих занятиях. Это современные подходы, методики, технологии и стратегии. Я крайне благодарна и буду рада новым приглашениям и участию в подобных мероприятиях.»
Проект реализован при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев.


