Августа Федоровна Риффель - потомственная ковровщица из села Шабаново Омутинского района в Тюменской области. Она ткала ковры до самой своей смерти в 2015 году: о ее судьбе рассказываем вместе с давним другом МСНК - режиссером Полиной Захаровой.
Последние несколько лет своей жизни, Августа Федоровна оставалась единственной потомственной ткачихой, сохранившей секреты создания традиционного тюменского ковра. Училась мастерица у своей матери - редкой ковровщицы, знающей ткать так, как это делали сто и двести лет назад. Сейчас ее историей заинтересовалась директор, режиссер театра «Мимикрия», режиссер Творческой академии для молодежи и Форума-фестиваля российских немцев в Москве и Барнауле - Полина Захарова.
«Августа Федоровна попала в наше поле зрения во время исследования тюменского ковра. Она была самой популярный в области ткальей, которая ткала ковры до самой смерти. Мы поняли, что нам интересно было бы узнать поближе: что она за человек, какой она была…», - делится Полина.
Со своей командой ей удалось отыскать дочку Августы Федоровны - Елену Яковлевну. Она рассказала о сложной судьбе своих родителей: о детстве, о ссылке, о жизни в условиях постоянной нужды. Елена Яковлевна рассказала и о своем отце, Якове Яковлевиче Риффеле. Августа Федоровна и Яков Яковлевич зарегистрировались в 1950, и прожили вместе до его смерти в 1994-м году. Он был поволжский немец, родился в 1928-м, сослан в 1941-м, в Омутинский район, на лесное поселение. Почти у всех детей Августы Федоровны (а их было 8 человек) - место рождения в Лесоучастке, кроме самой Елены Риффель - младшей дочери. По ее словам, отцу, когда его ссылали, дали меньше 24 часов на сборы. Вот что еще она рассказывает:
Родителей, как щенят, привезли, и выбросили. Был голод, местные заготавливали конский щавель... а у них не было вообще ничего. Их же, когда ссылали, не говорили: "Вот дом, живите". Копали землянки в лесу. Отцу еще повезло, что их сюда привезли. А в ишимских лесах ведь столько людей умерло. Самый первый пошел на помощь отцу Иван Казах. Он первым начал помогать. Был дядя Давыд, дядя Саша, мой отец Яков, и две девочки, Эмма и Элла. Их отца, тоже Якова, сразу забрали в трудармию.
Удивительным образом история Августы Федоровны нашла отклик в творческом сознании режиссера Полины Захаровой. Сейчас со своим театром она готовит спектакль «Нити судьбы», в котором история потомственной ткачихи переплетается с ее личным опытом.
«Когда мы общались с Еленой, нам не удалось узнать, о чем мечтала Августа Федоровна, все ли ее устраивало в ее жизни. Но мы увидели в ее истории бойкий характер, тяжелую жизнь, пахотный труд, ее детей, выросших без близости и тепла… Моя бабушка Дуня была мягкой женщиной, но с абсолютно такой же тяжелой пахотной жизнью. Мы - дети родителей, которые сами росли без ласки. Дети бабушки Августы с раннего возраста помогали ей ткать ковер, а дети моей бабы Дуни пропадали на огороде, пасли животных, и были задействованы в других сценах нелегкой деревенской жизни.
Они нам показались похожи: две разные бабушки, как срез того времени, поколения и ушедшей эпохи. В спектакле они соединяются через ковер, как что-то большее чем просто цветастое полотно. Как фамильная ценность.
Узнав истории тюменцев про то, как они до сих пор хранят дома ковры местных мастериц: у кого то это подарок на свадьбу, у кого то приданое от прабабушки, - я задумалась, есть ли в моей семье что-то, что можно назвать фамильной ценнностью? Тогда я была уверена что ничего не осталось от бабы Дуни, но работа над спектаклем открыла мне одну вещь. И она появится в постановке».
Спектакль «Нити судьбы» пройдет 3 декабря в МТЦ «Космос» города Тюмени. В этот вечер всем гостям удасться прикоснуться к такой сложной, интересной и трепетно собранной истории.
Желаем Полине Захаровой успехов в ее новых работах и с нетерпением ждем незабываемых, ярких, масштабных проектов!