Учиться у лучших: интервью с художником Сергеем Зольниковым


С наступлением сентября молодежь снова отправляется в школы и на дополнительные занятия. В селе Прииртышье юных художников ждет преподаватель, заслуженный деятель культуры Омской области, член Омского отделения союза художников России, член Международного союза педагогов-художников Сергей Зольников (Маркер).

В селе Прииртышье Таврического района Омской области работает художественный класс Таврической Детской школы искусств. Он основан в 1987 году по инициативе выпускника художественно-графического факультета Омского педагогического института Сергея Зольникова. Общий педагогический стаж Сергея насчитывает 43 года, из которых 37 лет посвящены художественному классу. Сам он, поступая на художественно-графический факультет в Омск, не обучался ни в художественной школе, ни в школе искусств, их попросту не было тогда в селе. В первые годы обучения ему было сложно, но он решил, что, выпустившись, он найдет способ помочь детям и подросткам в подготовке к обучению на художников.

На счету Сергея Зольникова более 50 персональных выставок. В последних из них присутствуют работы его учеников. Он делится с ними всеми секретами своего мастерства, считая, что «плох тот учитель, которого бы не превзошел его ученик».

- Сергей, расскажите, пожалуйста, о Ваших немецких корнях.

Мой дедушка – Маркер Филипп Кондратьевич. Моя бабушка – Маркер Амалия Георгиевна. Они жили в селе Гуссенбах Франкского района Саратовской области. Это была немецкая колония. Был общий двор и вокруг него стояли дома. Жили хорошо. У бабушки и дедушки была одна дочь, моя мама, Маркер Фрида Филипповна, 1936 г.р. Она также родилась в деревне Гуссенбах. После Указа о переселении 1941 года всю семью отправили в село Любомировка Таврического района Омской области, затем в город Ханты-Мансийск Тюменской области. В 1956 году их реабилитировали.

По рассказам матери, их поселили недалеко от молочного комбината, и мой дедушка устроился работать туда кузнецом. В то время кузнец считался на уровне инженера сегодня. Он был мастер на все руки, занимался всевозможным ремонтом. Так как с собой практически ничего из Саратовской области забрать не успели, у них не было даже посуды. Мой дед, таким образом, еще и посуду ковал: вилки, ложки, сковородки, кастрюли. В поселке жили люди разных национальностей. Дедушку все очень уважали, называли по имени и отчеству, обращались к нему с просьбами.

Дедушку рано забрали в трудармию. Долгое время никто из нашей семьи не знал, где он находился и что с ним стало. Но однажды я побывал на Фестивале немецкой культуры в 2022 году в городе Шерегеш. Там я познакомился с Виктором Михайловичем Кирилловым из Нижнего Тагила. Он занимается историей политических репрессий в СССР и помогает в поиске пропавших. Я дал ему данные дедушки и выяснил, что он был в лагере в городе Ивдель Свердловской области. Работал там кузнецом, но по состоянию здоровья после войны его признали нетрудоспособным. У него был туберкулез. Он мало прожил, через 8 лет умер. Но, как мама говорила, был очень хорошим человеком.

На спецпоселении остались моя бабушка и мама. Бабушка работала в тепличном хозяйстве, а мама училась в школе. После окончания школы она закончила курсы полеводов, работала вместе с бабушкой. Здесь же мама познакомилась с моим отцом - Зольниковым Александром Петровичем. Я также родился в Ханты-Мансийске. Два года мы прожили там, а потом переехали в Семипалатинск в Казахстан. В Казахстане мы тоже задержались ненадолго и в 1962 году приехали в село Прииртышье Таврического района Омской области, где я проживаю до сих пор.

Все мои родственники по немецкой линии были очень аккуратными людьми. Дедушка Саша - брат бабушки - всегда любил порядок. И меня к нему приучил.

Я слышал, что соседи говорили: «Дед Саш, что ты двор метешь и метешь? Чисто же». А он говорил: «Пускай все видят, что тут немцы живут».

А бабушка всегда говорила (и эта привычка осталась в нашей семье!): «Неумытая посуда с вечера – плохое настроение с утра». Все они всегда вставали рано, до восхода солнца. Все были трудолюбивые. Привычка вставать рано осталась и за мной. Если часов в 8 проснулся, то считай, что день пропал.

А еще я храню предметы, оставшиеся от бабушки и дедушки. Бабушка вспоминала, что после приказа собираться, они расстелили на полу шаль и все, что могли туда побросали. На краю стола стояла солонка. Неожиданно она упала, не разбилась. Ну, раз не разбилась, то взяли с собой. Она ей еще от ее матери досталась, моей прабабушки получается. Эта солонка до сих пор у меня хранится. Причем не просто где-то хранится, а стоит у меня на столе. И всегда наполнена солью. От дедушки сохранилась сковородка, которую дедушка он сам сделал. Небольшая такая, для поджарки.

- Сергей, вы с детства хотели стать художником? Как Вы думаете, откуда у Вас такая тяга к искусству?

В детстве мечты стать художником у меня не было. Какая-то тяга действительно была от деда Филиппа, но не к рисованию. Я любил мастерить. Мне это больше всего нравилось. Я и до сих пор много что-то мастерю, конструирую, изобретаю. А когда пошел в школу уроки рисования вела Заставная Софья Демьяновна, учитель литературы. Она, посмотрев на мои рисунки, сказала маме, что у меня есть талант и его надо развивать. Но мне особо рисовать не хотелось. Видя мои данные, меня постоянно заставляли рисовать настенную газету в школу. Мне не хотелось. А вот когда мы начали делать альбом нашего села, там меня затянуло. Все как-то в то время занимались фотографиями, где-то нужно было что-то дорисовать. Мне это было интересно, мои навыки начали потихоньку развиваться. Сын моего соседа Владимир Цимбалей поступил на художественно-графический факультет в Омск. И когда он приехал и показал мне свои рисунки, я не поверил, что можно так научиться рисовать. Вот тогда у меня появилось желание стать художником.

Когда добился своего успеха в художественной области, меня стали часто спрашивать, был ли кто-то художник в семье. Я говорил, что нет. Но мой дядя по папиной линии в разговоре с моей тетей узнал, что их дед, мой прадед, Михаил, расписывал церкви в Тобольске, был иконописцем. Получается, что по папиной линии мне достался талант художника, а по маминой линии – возможность стать мастером «на все руки».

- Вы смогли поступить в Институт без специальной художественной подготовки. Кто преподавал на Вашем факультете? Было ли легко учиться? Какой у Вас был дипломный проект?

Я учился в Омском педагогическом институте на художественно-графическом факультете с 1975 по 1981 года. В то время наш худграф был одним из лучших в СССР. И преподавательский состав был очень сильный. Учиться было тяжело. Студенты приезжали со всего Союза. Были те, кто заканчивал до этого художественные школы. Я приехал из деревни, не знал ни правил композиции, ни построения рисунка. Я много учился, работал над техникой рисования. Преподаватели поддерживали. Потихоньку-потихоньку, я выровнялся с остальными. И уже на старших курсах работы мои стали отличаться от других, были на уровень повыше. Спасибо преподавателям, они меня очень хорошо подготовили.

Вначале я хотел защищаться по живописи, но потом передумал. С детства у меня была тяга к лепке из пластилина, поэтому и скульптура давалась мне легко. Я очень хорошо чувствовал форму. Многие мои студенческие работы до сих пор стоят в аудитории как наглядное пособие. Моим руководителем дипломного проекта был народный художник РСФСР Алексей Николаевич Либеров, который основал художественно-графический факультет. А сейчас, в честь его творчества, в Омске открыт музей «Либеров-центр». Мы делали диплом вчетвером: Воитов, Дудко, Махначев и я.

Учась в Институте, я дал себе слово, что после его окончания приеду в родное село, и буду готовить детей, чтобы они не наступали на те грабли, на которые пришлось наступить мне.

- Сергей, расскажите, пожалуйста, про появление в Прииртышье Художественного класса Таврической детской школы искусств.

Свой профессиональный путь я начал как учитель рисования, черчения и труда в средней образовательной школе. В это время у нас строился Госптицеплемзавод с 1976-2001 года, единственный тогда в Союзе. Поэтому построили и новую школу десятилетку. А старые школьные мастерские были тогда отдельным зданием. Я попросил директора школы оставить его для кружковой работы. У меня было очень сильное желание осуществить свою мечту, начать учить детей рисовать. При поддержке председателя Сельского совета Котова В.А. и районной администрации в 1987 у нас открылся первый в области филиал. Филиал-то открылся, но здание мы не успевали как следует оформить, большую помощь с ремонтом оказали родители. Работая на хозрасчете, за год учебы дети показали хорошие результаты. В итоге наш филиал (раньше он так назывался) оформили официально. И я там до сих пор я преподаю. Хоть с течением времени название школы менялось, ее основная цель и задача оставались прежними.

- Какие еще инициативы в развитии художественного направления в селе и в области в целом были с Вашей стороны?

Помимо Прииртышского художественного класса Таврической Детской школы искусств, я в 2003 году был инициатором открытия первого в области Прииртышского отдела Таврической картинной галереи. Все дело в том, что детям моим нужно было где-то показывать свои результаты, да и многие художники-профессионалы могли бы выставлять свои работы. Хотелось галерею. Она уже 16 лет существует, проводит интересные выставки. В 2003 году я предложил провести первый в области плэнер для преподавателей детских художественных школ и детских школ искусств на базе моего филиала Таврической ДШИ. Три года я принимал участников. Потом плэнеры стали проводиться в других районах Омской области. Мы побывали во всех уголках родного края. И я рад, что проект существует до сих пор. У меня, правда, в последние годы не получается принимать в нем участие. Стараюсь выезжать на плэнеры в более отдаленные регионы.

В 2006 году я стал первым руководителем изостудии «Прииртышские рисовальные вечера» в селе Прииртышье. С 2010 года первым руководителем Любительского объединения «Рисовальные вечера» в райцентре Таврическое. Целый год ездил, преподавал, но потом нашел себе замену. Я еще и в соседние села ездил: Пристанское и Луговское. Занимался и с детьми, и со взрослыми несколько лет. А сейчас ко мне приезжает заниматься женщина из села Новоуральска.

- По какой программе занимаются дети в художественного класса Таврической ДШИ? В каких конкурсах они принимают участие?

В Прииртышском художественном классе Таврической ДШИ мы занимаемся по учебной программе. Я перебрал много программ, кое-что адаптировал под себя. В подготовительных классах я тоже программу разработал под себя: на подготовительных классах я веду общеразвивающие занятия - рисунок, живопись и композиция. А в старших классах, где дети у меня четыре года занимаются по тем же дисциплинам, есть еще и история искусств.

Мои ученики участвуют в областных, всероссийских и международных художественных конкурсах. Раньше работы отправляли зарубеж в Польшу, Словакию, Венгрию. Были и дипломы, и медали. Сейчас высылаем работы в страны ближнего зарубежья. Уровень у детей очень высокий. Многое, конечно, зависит от преподавателя, но, каким я бы педагогом не был, главное то, насколько родители заинтересованы. Если от них есть поддержка ребенку, то результат налицо.

В этом году в моей школе одна ученица Александра Селихова в 6 лет сделала свою персональную выставку. Сначала у нас в селе показала, потом в Областном колледже культуры в Омске и в Таврической центральной библиотеке. Я постоянно вручаю детям какие-то дипломы. Недавно вручил сертификаты за участие в конкурсе «Учителя и ученики», проводимого Омским музеем Кондратия Белова. Самый юный участник 7 лет. Я сам смог выставиться в этом музее только в 45 лет, а мои ученики к этому привыкают с детства. Еще в мае мы участвовали в выставке «Лица Победы». И четыре работы моих учеников музейные сотрудники забрали в свой фонд на хранение. Я сам нарисовал двадцать портретов фронтовиков и подарил их музею.

Регулярно с учениками школы, у которых есть немецкие корни, участвуем в художественной номинации конкурса-фестиваля искусств им. М.М. Вернера. В этом году высылали на конкурс два графических рисунках – портреты музыкантов-классиков: Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Обе работы - Ерёминой Елизаветы и Поплаухиной Алены - заняли гран-при.

- Сергей, поступают ли выпускники Вашей школы на художественно-графический факультет в Омский пединститут?

Очень приятно, когда учащиеся идут по стопам учителя.

Я всегда говорю, что плох тот учитель, которого ученик не превзойдет.

У меня одна выпускница, Терещенко Наталья, тоже закончила худграф. Она работала на телевидении в области. Сейчас на телевидении в Москве. Некоторые выпускники работают в художественных школах, школах искусств преподавателями. Есть и художники, которые ушли в свободное плавание. Но до сих пор нет ни одного члена Союза художников России. Надеюсь, что кто-то им станет. Я с выпускниками всегда на связи. Они просят практических советов.

- Любите ли Вы плэнеры? Почему?

Плэнер – это самая основная школа для настоящего художника. Еще Михаил Крамской говорил, что надо двигаться ближе к воздуху, к природе. Именно природа учит наблюдательности. Волнительно переживать ее разные состояния. Она постоянно меняется. Плэнеры люблю, так как это творческая поездка, общение с природой, с преподавателями, с друзьями. Я объездил всю Омскую область. Ко мне на плэнеры приезжали художники с Владивостока, с Сахалина. Мой первый преподаватель на плэнере на первом курсе художественно-графического факультета говорил, что самое главное, что надо найти - это соотношение между небом и землей. Это был Станислав Кондратьевич Белов, сын знаменитого омского художника Кондратия Петровича Белова. 24 сентября я тоже поеду на пленер в село Пача Кемеровской области, будем писать знакомые места, проводить мастер-классы для детей, проведем отчетную выставку и подарим по две работы селу Пача. Постоянный руководитель наших плэнеров - Владимир Дмитриевич Белов директор музея К.П. Белова, он всегда решает все организационные вопросы.

- Основной темой Вашей творчества является родной край. Почему именно сельская местность, а не городской пейзаж?

Я все люблю рисовать, но природа ближе. Я живу в селе. Мне предлагали переехать в город, в район, но я не хочу. Здесь воздух чище, все живое, не фальшивое. Я недавно был в Тобольске. Это была моя вторая поездка, я уже был там 10 лет назад.

Город очень сильно изменился: почти не удалось найти те виды, которые я писал. Необдуманная застройка, заборы, окна бликующие, рекламные щиты. Для кого-то это кажется красиво, а мне больше нравятся старые резные дома. Их я нашел в Томске. Там целые улицы остались нетронутые, там живут в старых домах. Меня пригласили рисовать город, но я рисовал его именно таким, нетронутым современными застройками, сельским. Там делал выставку этих работ.

- Сергей, что Вам ближе: живопись или графика?

Многие годы я писал и пишу масляными красками, чтобы лучше разбираться в тоне я решил основательно освоить технику работы углем. Сам научился готовить уголь, используя разные сорта древесины. Изучил и освоил всевозможные приемы работы в этой технике. Провел очень много мастер-классов, показывая приемы работы углем в черно-белой графике, в том числе и для участников художественной номинации фестиваля-конкурса им. М. М. Вернера в Кемерово. Мои ученики с большим удовольствием работают в этой технике. Я замечаю, что им потом легче работать в цвете. Например, даю задание по черно-белой фотографии создать композицию, определить ее колорит, цветовой строй. Один из таких экспериментов был проект «Грани творчества»: черно-белая графика С. К. Белова в цветовой интерпретации учащихся Прииртышского художественного класса Таврической ДШИ. Очень интересно получилось. Рисунок – это основа творческой мысли. Мне сейчас и живопись, и графика нравятся.

- Ваши ученики видят Ваши работы только на выставках или Вы показываете им, как рисуете?

После окончания института я занимался только преподаванием. По сути 15 лет я не писал. Однажды случился пожар и все мои студенческие работы сгорели. После длительного перерыва, я стал писать этюды. После года плодотворной работы, провел первую персональную выставку. Так начался мой большой творческий путь.

Занимаясь в школе с детьми, я параллельно рисую или пишу. Считаю, что прежде чем ребенка научить, я должен сам это уметь на 200%. И обязательно надо показывать. Не просто объяснять. Основной задачей в моей педагогической работе стало обучение ребенка способности правильно видеть.

Дома у меня несколько мастерских. Отдельно по металлу, по дереву, для изготовления багета для рам, для рисунка и живописи. Учащимся, которые готовятся поступать в Омск, показываю, как у меня все устроено, каким я материалом пользуюсь. Я секреты свои никогда не скрываю.

Я сам делаю уголь для рисования. Друзья из Союза художников всегда просят его привезти, когда я с ними встречаюсь. Я и детям в школу делаю уголь. Это сегодня самый доступный материал. Его можно хорошо приготовить, и работа получится быстро и живописно. Уголь - подвижный материал, легко исправлять нарисованное.

- Как Вы относитесь к распространению в Интернете видео с мастер-классами по рисованию?

С одной стороны, хорошо, что сейчас такая большая доступность информации. А с другой стороны, так много художников, которые еще не научились рисовать, но пытаются уже зарабатывать через Интернет. Я смотрю видео в Интернете.

Хоть и работаю больше 43 лет, я знаю, что надо идти в ногу со временем, развиваться.

Я легко могу отличить грамотного художника от любителя. Другим, не профессионалам, это сделать сложнее.

- Где хранятся Ваши картины? Есть ли у Вас незавершенные работы?

А в основном в музеях, картинных галереях. В Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, в музеях им. Кондратия Белова и «Либеров-центр», в Приморской картинной галерее и музее им. Арсеньева во Владивостоке, в Томском художественном музее, в картинных галереях Омской области и Краснодарского края. Я провел уже более 50ти персональных выставок. Многие работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом

Незавершенные работы тоже есть. Они вместе с самими любимыми работами хранятся дома или на работе. Не всегда получается с наскока все доделать. Очень часто бывает так, что начинаешь писать, все продумал, но какое-то место не нравится, начинаешь переписывать. И на выходе уже совсем другая работа. И работу оставляешь, потом возвращаешься, снова переписываешь.

Я люблю работу доделывать. Если взялся, то довожу до конца. Живопись надо писать «живо», быстро. И детей своих учу также. От общего к частному. У меня даже маленькие ученики на пол листа ватмана рисуют красками, углем. Все успевают.

- Сергей, какие творческие планы у Вас лично и у Вашей школы?

У меня очень много материала. Хочется выпустить альбом, каталог. Ищу возможности финансирования. Готовлюсь к плэнерам, которые будут в 2025 году. Они будут посвящены 125-летию со дня рождения художника Кондратия Белова и будут проводиться в Омске, Тобольске и Кемерово. Также в следующем году 120 лет нашему селу Прииртышье. Наш историк, Внукова Нина Николаевна, пишет книгу. А мы с детьми начали и продолжаем готовить иллюстрации. Также организуем выставку. Еще будет юбилей музыкального направления нашего отделения Таврической школы искусств, будем рисовать русских и советских композиторов. И снова к 9 мая будем готовить выставку.

Благодарим художника Сергея Зольникова за подробный рассказ о его творческом пути и работе преподавателем. Желаем успехов его ученикам, а ему сил и вдохновения для работы с ними.

Рубрики: Интервью