В память о репрессированных российских немцах активисты национально-культурной автономии Котласа, воспитанники лицея-интерната № 1 и учащиеся общеобразовательной школы № 17 посетили Поклонный крест на левом берегу реки Северная Двина и мемориальное кладбище у Деревообрабатывающего комбината.
«Ежегодно мы проводим памятные мероприятия для молодежи, где рассказываем непростую историю нашего этноса, - говорит руководитель Котласского Русско-немецкого центра встреч Галина Петрова (Ракко). – Сегодня мы пригласили подростков во главе с руководителем школьного музея «Макариха» Милитиной Клапиюк. Милитина Владимировна вместе с ребятами вот уже много лет занимается сбором материалов и воспоминаний о самой крупной и страшной пересыльной тюрьме на Севере. Заместитель директора по воспитательной работе лицея-интерната № 1 Северной железной дороги Наталья Аскерова привела своих воспитанников. Ребята и их наставник занимаются разработкой уникальных туристических маршрутов, связанных с историей Северной железной дороги. И школа № 17, и лицей-интернат № 1 являются нашими давними партнерами в краеведческой работе. Наша национально-культурная автономия ведет большую просветительскую работу, направленную на сохранение исторической правды. Мы издали несколько книг с воспоминаниями российских немцев-трудармейцев. И сейчас наша главная задача – передать эти знания молодежи. Вот потому и в День памяти и скорби российских немцев, и в День памяти жертв политических репрессий мы приглашаем школьников, чтобы они разделили с нами скорбь и почтили память тех, кто достойно и честно, в суровых условиях Севера, трудился на строительстве моста через реку Северная Двина, на лесозаготовках и на железной дороге к Воркуте».
Цель нашего мероприятия – рассказать жителям и гостям города о том, какой весомый вклад внесли российские немцы в Победу в Великой Отечественной войне!
«Мало кто сейчас помнит, что открытие движения по железной дороге Воркута-Коноша сыграло важную роль в победе над фашизмом. Гитлер считал, что заняв Донбасс с его углем и отрезав поступление нефти из Бакинского месторождения, победа будет обеспечена. Но он не мог представить, что в короткий срок будет построена железная дорога до Воркуты через болота тундры и тайгу Севера. Полотно протянется на тысячи километров и свяжет мостами Печору и Северную Двину. И в этой великой стройке важную роль сыграли российские немцы – наши родители и деды».
Раскулаченные в тридцатые годы прошлого века, сосланные на Север, они добывали древесину для шпал, оставаясь заключенными. Так, к примеру, Константин Майер, выселенный из Республики немцев Поволжья, был объявлен врагом народа как сын кулака и сослан на Дальний Восток. А в 1938 году был переведен на строительство дороги от Печоры до Воркуты. В 1941 году его призвали в трудармию и направили на возведение моста через реку Северная Двина. Это грандиозное сооружение должно было связать два участка дороги.
Здесь же, в Котласе, в статусе заключенного, трудился и Леонгард Бааль: «Когда я закончил военное училище в Архангельске, то мечтал что меня отправят на фронт. Но вместо этого меня поставили главным над собранными в Архангельске российскими немцами и отправили на отсыпку путей к мосту через Северную Двину, а потом на строительство моста в составе трудармии», - напишет Леонгард Леонгардович в своих воспоминаниях.
Руководитель школьного музея «Макариха» Милитина Клапиюк со своими учениками собрала интереснейший материал о семье Крейдер. Беспощадная машина репрессий забросила их в Архангельские земли. До 1930 года большая семья проживала в селе Красный Яр Республики немцев Поволжья в большом двухэтажном доме с каменным первым этажом и деревянным вторым. В 1930 году главу семьи Якова Крейдера объявили кулаком и конфисковали все имущество. В дальнюю дорогу разрешено было взять недельный запас продуктов да по паре тулупов, подушек и одеял для пожилых дедушки и бабушки. В промозглом товарном вагоне двенадцать человек Крейдеров ехали неделю и оказались на самой большой, страшной, жестокой пересылке Макариха. В феврале, не выдержав лютого холода, умер четырехмесячный младенец. Семью на Макарихе продержали до вскрытия рек. Затем погрузили на баржу и отправили в Сольвычегодск. Работник НКВД проводил Крейдеров к новому месту жительства по адресу: улица Сталина, дом 6. Утром всех, включая стариков, отправили на соляные промыслы. Бабушка не вынесла тяжёлой работы, простыла и умерла в 1936 году. Средств на жизнь не хватало. Дети пошли по городу наниматься на любую работу: пилили дрова, укладывали поленницы, мели и чистили дворы. Заработанные деньги отдавали дедушке Якову. К концу тридцатых годов жизнь семьи стала налаживаться. Трудолюбивые Крейдеры думали, что все мытарства остались позади. Но не тут-то было: в начале войны российских немцев признали врагами народа по национальному признаку. Всех взрослых мужчин мобилизовали в трудовую армию. Забрали Фёдора, Андрея и Виктора. Андрей Яковлевич с сыном Виктором работали на строительстве моста через Северную Двину. Жили в складах, где раньше хранили зерно. Молодой Виктор надорвался на тяжелых работах и умер в 1943 году. Женщин и детей Крейдер из Сольвычегодска отправили в деревню Рябово Ленского района на лесозаготовки. На валке леса стволом задавило сестру Виктора Соню. Девушке было всего шестнадцать лет. Мать не вынесла гибели своих детей и сошла с ума.
В сороковых годах прошлого столетия репрессии коснулись и других ветвей рода Крейдеров (не все были раскулачены в тридцатые). На примере одной семьи можно изучать всю историю репрессий прошлого столетия. Сегодня род Крейдеров продолжается. Владимир Иванович ныне на пенсии, много лет он руководил отделением социальной защиты населения по городу Котласу. С супругой воспитали они трех замечательных дочерей. Старшая Виктория защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Каждая встреча у Поклонного креста и памятника на мемориальном кладбище у Деревообрабатывающего комбината заканчивается долгими воспоминаниями детей трудармейцев. И в этом году активисты организации вместе со школьниками отправились в Русско-немецкий центр встреч, где Галина Петрова (Ракко) подготовила презентацию с информацией о республике немцев Поволжья и этапах депортации. Воспоминаниями о родителях-трудармейцах поделились Иван Красницкий и Ирина Попова (Кинд). Ирина Андреевна не могла сдержать слез: ее родителей, и папу, и маму, призвали в трудармию. Трое детей (младшему было всего четыре года) остались со старенькой бабушкой. И только ее умение шить да швейная машинка спасали от голодной смерти.
Наталья Чеснокова (Дейнес) рассказала о судьбе отца, который на спецпоселении «Мостозавод» конструировал детали моста из металла, привезенного из Москвы. Металлоконструкции были добыты из бетонного основания Дома Советов, строительство которого было начато перед войной. Наталья Андреевна разыскала начальника кузницы, с которым работал во время войны отец. Ему исполнилось 99 лет! Записанную беседу с большим интересом слушали и взрослые, и дети.
Краеведческая работа, сбор воспоминаний о трудармейцах, работа с архивными материалами – «конек» национально-культурной автономии Котласа. Отрадно то, что эту деятельность они проводят совместно со школьниками, передавая подрастающему поколению знания об истории этноса и память о непростой судьбе российских немцев.
Проект реализован при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.